«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему?

в 13:01, , рубрики: les paul, ruvds_статьи, Гибсон, гитара, гитаризм, китайские поделки, электрогитара, электрогитары
«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 1

Привет! Сегодня я расскажу о недорогой китайской электрогитаре, довольно качественно повторяющей особенности подписного инструмента Лестера Пола от одной известной американской компании.

Речь пойдёт о Harley-Benton SC-450Plus VB Vintage Series. Попутно мы разберёмся, в чём смысл следования оригинальным спецификациям и как взаимодействуют между собой компоненты этого инструмента.

Гитара имеет один удручающий недостаток и две особенности, которые подойдут не каждому гитаристу. Недостаток и одну из особенностей можно устранить.

▍ Два разных подхода

Если говорить об электрогитарах, то в первую очередь приходят на ум два супербренда номер один, десятилетиями делящих между собой пальму первенства. Конечно же, это Fender и Gibson.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 2

Fender — это, прежде всего, Stratocaster, ассоциирующийся с роком, авангардом, смелой для своего времени необычностью форм, впоследствии ставших классикой. Эти формы обусловлены не традициями дизайна музыкальных инструментов, а эргономикой и оригинальностью.

А имя Gibson мы привыкли отождествлять с электрогитарой Les Paul. Традиции, роскошь, аутентичность. Лично для меня такие ассоциации не означают какого-либо превосходства данного бренда над другими, однако психика работает именно так.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 3

Деки ранних электрогитар Fender — это плоские доски, к которым привинчивались шурупами сменные грифы. Использовались недорогие сорта древесины — клён, ольха, ясень.

Вплоть до 1959 года у грифов Fender не было накладок как таковых: анкерный стержень (кстати, изобретение фирмы Gibson) вставлялся в прорезь грифа, которая затем заклеивалась «полоской скунса» или «холкой бобра», изготовленной… нет, не из палисандра, а из древесины американского ореха гикори (кария).

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 4

Это родственник грецкого ореха. У меня был короткомензурный бас DEAN EVOXM с ореховой накладкой. На ощупь приятная, но выглядит бледно, так как не подкрашена.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 5

Палисандр стали применять позже, не для «холок бобра», а в качестве материала накладок, благодаря тому, что он не только износостоек и приятен на ощупь, но и стабильно красив.

На самом деле, в распоряжении Лео Фендера просто не было станков, позволявших оперативно изготавливать цельнодеревянные деки электрогитар выпуклой формы. Поэтому Телекастеры и Стратокастеры были плоскими.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 6

А на фабрике Gibson в Каламазу, штат Мичиган, такое оборудование имелось, и грех было им не воспользоваться, особенно с учётом того, что акустические гитары с выпуклой верхней декой, как у виолончелей, были изобретены не кем-нибудь, а самим основателем компании Орвиллом Гибсоном.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 7

Дека и гриф именной модели известного певца и виртуозного гитариста Лестера Пола изготавливались из дорогого красного дерева махагони Swietenia, получившего известность как материал самой люксовой мебели.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 8

Перо грифа располагалось под углом, что позволяло обойтись без фендеровского ретейнера — приспособления, обеспечивающего достаточную силу прижима струны к верхнему порожку.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 9

Ретейнеры ранних версий представляли собой далеко не самые эстетичные компоненты электрогитары. А ещё, они способствовали застреванию струны при подтяжках (бендах) и особенно в случае пользования машинкой тремоло.

Gibson Les Paul был лишён такого недостатка Стратокастеров и Телекастеров Fender, однако существовала другая проблема: перо грифа в виде «раскрытой книги» с аутентичным расположением колков предполагало специфические углы изгиба струн на верхнем порожке.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 10

Если пропилы в последнем были выполнены не под правильными углами, то склонность гитары к саморасстройке проявлялась куда сильнее, чем у инструментов от компании Fender с их жестяными ретейнерами на трубчатых ножках.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 11

Гриф Gibson Les Paul был не привинченным к деке через неуклюжий «зиккурат», а вклеенным в неё. Это дороже и теоретически стабильнее. На практике хорошее болтовое крепление не подводит, но есть нюансы.

▍ Что влияет на звук электрогитары?

Если играть на гитаре слайдом или прослушивать запись извлечённых из неё звуков с вырезанной атакой, то на слух далеко не всегда удаётся отличить даже сингл от хамбакера, не говоря уже о других особенностях инструмента.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 12

Колеблющаяся часть звучащей струны зафиксирована между седлом кобылки и прорезью верхнего порожка или ладом, на котором струна прижата. Между этими двумя точками соприкосновения есть и вторая колебательная система, состоящая из грифа и деки.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 13

Обе колебательных системы — струна и гриф с корпусом — не являются идеальными, особенно вторая из них. Электрогитара похищает энергию колебаний струны, передавая её воздуху в виде звуковых волн и преобразуя в тепло.

Динамика этих процессов является частотнозависимой. То есть, энергия колебаний разных частот поглощается у струны с разной скоростью.

Материалы и конструкция электрогитары влияют не на амплитудно-частотную характеристику, которую формируют в основном звукосниматели, усилительный тракт и особенно инструментальная акустическая система — «кабинет» с громкоговорителями и микрофонами.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 14

Разная древесина и иные материалы по-разному поглощают энергию гармоник, возникающих в самый момент звукоизвлечения. Поэтому у разных электрогитар разная атака. Но свой характер атаки имеет и кабинет, или его «импульс» — свёрнутый снимок амплитудно-частотной характеристики во времени.

Именно кабинет выполняет для электрогитары ту функцию, которую осуществляет корпус акустической гитары, виолончели, скрипки и так далее. Львиная доля электрогитарного звука зависит от кабинета.

Звукосниматели и усилительный тракт также немаловажны. А древесина, лады, порожки, струны и медиаторы — это скорее факторы, вдохновляющие самого музыканта на творческие свершения. Но без этого музыку не получится ни сочинить, ни исполнить.

Красное дерево махагони имеет довольно рыхлую структуру, и его отклик на атаку гулкий, «глубокий», создающий «бубнение» или «рычание» в зависимости от звукоснимателей и аудиотракта, поскольку гармоники с наивысшими номерами затухают весьма быстро. Плотный клён, наоборот, придаёт атаке звонкости, а ещё более плотный ясень — даже хлёсткости.

Вместо «придаёт» будет точнее сказать «не отнимает». Конструкция и материалы электрогитары не генерируют гармоники, а только лишь гасят их с разной скоростью, в отличие от обертонов, на которые специально настраивают детали скрипки, а также гитарные громкоговорители.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 15

Древесина махагони делала атаку Лес Пола слишком бубнящей, неразборчивой и тусклой, что было совсем непохоже на акустические и полуполые гитары. А когда поверх рыхлого махагони наклеили плотный клён, получилась золотая середина, ставшая золотым стандартом.

С другой стороны, структура древесины классической ольхи, липы, новомодного тополя и авангардного ренгаса представляет собой нечто среднее между махагони и клёном.

Атака электрогитар с деками из перечисленных материалов сочетает в себе и разборчивость, и «глубину». Последние можно «вытянуть» и звукоснимателями, и электронными фильтрами, в том числе пассивными. А от кабинета с микрофонами зависит ещё больше.

Тем не менее, чем более подходящие исходные характеристики мы имеем в самом начале электромеханического, электронного и цифрового преобразования аудиосигнала, тем более естественным, интуитивным и вдохновляющим является процесс создания музыки.

▍ Влияние конструкции на сустейн

С атакой мы только что разобрались. Однако сустейн, то есть стабильное звучание извлечённой ноты в течение длительного времени, — это именно то, ради чего изначально создавалась цельнокорпусная электрогитара.

Сустейн, а также требуемую форму атаки, можно получить с помощью компрессора. Однако существуют и чисто механические факторы, влияющие на сустейн.

Электрогитара с вклеенным, и тем более сквозным грифом ведёт себя как цельная деревянная балка, а не составная из двух частей, неидеально прилегающих друг к другу и изготовленных из различных материалов.

Мы знаем, что световые волны рассеиваются в месте контакта двух сред с разными показателями преломления, то есть по-разному замедляющими распространение волн.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 16

То же самое верно и для звуковых волн при контакте двух материалов, скорость звука в которых различается. Болтовое соединение ослабляет сустейн и подчёркивает атаку, а вклеенный и сквозной грифы — наоборот.

▍ Каков он, настоящий Лес Пол?

Лес Полы славятся прекрасным сустейном, глубоким и при этом ясным звучанием, укороченной мензурой 24.75 дюйма против 25.5 у Стратокастера, Телекастера и Джазмастера, а также довольно плоской накладкой грифа 12-дюймового радиуса против 7.25 дюймов у винтажных Фендеров и 9.5 у более модерновых.

Чем короче мензура и больше радиус, тем легче исполнять бенды, придавая струне избыточное натяжение для получения более высокой ноты. Большой радиус хорош для соло, а маленький — для игры аккордами, особенно с баррэ.

Сегодня большинство электрогитар имеют как раз 12-дюймовый радиус накладки, и это во многом заслуга инструментов компании Gibson. Более плоские накладки характерны для инструментов, приспособленных под ультрасовременную музыку, а более закруглённые нравятся любителям всего винтажного.

▍ Особенности грифа

Итак, перед нами недорогой синглкат от Harley-Benton. В отличие от более дешёвых моделей того же бренда, гриф этой гитары вклеенный, причём изящнее, чем у оригинального суперинструмента имени Лестера Пола. Это и эстетичнее, и улучшает доступ к верхним ладам.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 17

Если присмотреться, можно увидеть, что пятка грифа представляет собой приклеенный кусочек древесины.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 18

Перо грифа также приклеено. Утолщения под названием «волют» не наблюдается, поскольку махагони окуме, из которого сделаны гриф и корпус этой гитары, не такое рыхлое и ломкое, как в случае «настоящего» махагони Swietenia.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 19

Сам гриф красивый, хорошо лакированный. Играть приятно, руки не липнут. Профиль не сверхтонкий, но и не «бейсбольная бита» 1950-х годов. Про такой гриф говорят «профиль 1960-х».

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 20

Перо грифа нарядное, без окантовки. Абалоновая инкрустация сымитирована голографической плёнкой под слоем лака. Дёшево, но смотрится прекрасно. Анкерный стержень двойного действия работает, струны в порожке из ABS-пластика не застревают.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 21

22 среднебольших лада «медиум джамбо» установлены ровно и не звенят. Играть приятно. Гриф снабжён окантовкой из белого пластика и украшен пластиковыми перлоидными трапециями.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 22

Материал накладки — индийский лавр, выглядит как пао ферро, но ощущается мягче.

▍ Особенности корпуса

Нарядный, с окантовкой корпус инструмента несёт на себе стандартный тюноматик со стопбаром, на которые нет никаких нареканий, а также однослойный пластиковый пикгард, который при желании можно снять.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 23

Под прозрачным лаком виднеется очень красивый топ из огненного клёна категории AAA с прекрасно составленным рисунком.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 24

Однако это не аутентичный толстый топ, а шпон толщиной с бумажку. Возможно, именно поэтому прекрасные звукосниматели Roswell LAF с магнитами AlNiCo-5 звучат на этой гитаре не как на Лес Поле, а как на SG или Eclipse.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 25

Полости темброблока и переключателя без экранирования, но в данном случае это нормально, так как все соединения выполнены коаксиальными кабелями.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 26

Ручки громкости снабжены «тяни-толкаями», обеспечивающими раздельные отсечки катушек для каждого из двух звукоснимателей.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 27

Лично я предпочитаю чуть более сложные схемы коммутации катушек и не люблю простые отсечки, но именно на этой гитаре они звучат весьма прилично.

▍ Настало время поиграть и послушать

Видео на Rutube

Видео на Youtube

▍ Делаем выводы

Эта гитара была народной, пока её было легко купить, и это вполне заслуженно. Если вам нужен Eclipse с 22 ладами, выглядящий как винтажный Лес Пол и звучащий как SG плюс имеющий раздельные отсечки, предоставляющие отличное стратовское «стекло» и неплохой телекастеровский «твэнг», то данный инструмент для вас.

Масса электрогитары составляет 4 килограмма. Для синглката без кленового топа это немало, но вполне терпимо. Однако есть у инструмента и объективный недостаток, который, впрочем, легко исправить.

Ручки управления, установленные на переменные резисторы темброблока этой гитары, приятны на ощупь, красивы и выглядят весьма аутентично. Регулировать с их помощью громкость и тембр — одно удовольствие.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 28

Но акриловое оргстекло, из которого изготовлены эти «крутилки», весьма скользкое, а форма «шляпы» сужается кверху. Поэтому поднять «тяни-толкай» во время игры оказывается затруднительной задачей.

«Народный леспол» — годная репродукция или поделка на тему? - 29

Ручки в форме усечённых конусов на моей самодельной котогитаре лишены данного недостатка, выглядят не менее «лес-польно», дёшево стоят и продаются везде.

После замены ручек мы получаем прекрасный многофункциональный синглкат, а если ещё и применить к его звукоснимателям мою «антимыльную» схему темброблока, то не понадобится никаких кленовых топов, утяжеляющих инструмент на килограмм и удорожающих его в полтора-два раза.

Нет никакой магии в дорогой древесине, алниковых магнитах, бумажных и слюдяных конденсаторах, неэкранированных проводах в шёлковой изоляции и так далее. Но объективные свойства, известные науке и применяемые в технике, у них есть.

Результатов можно добиваться разными способами, и это будут разные результаты. Применительно к электрогитарам, они помогут создавать разную новую музыку, либо спорить о деревяшках, конденсаторах, проводах и магнитах. А в спорах тоже может рождаться истина.

© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»

Автор: Lunathecat

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js