Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли

в 9:00, , рубрики: Assmann TS 10, Kurier, Olympia DG 402, ruvds_статьи, Telefunken 600, МАГ-Д1

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 1


Рассказ о войне стандартов, которая привела к появлению на рынке современных аудиокассет, был бы неполным без упоминания ещё одной удивительной технологии прошлого — магнитофонов, использовавших в качестве носителя информации не ленту, а… магнитный диск. Такие устройства сочетали в себе более высокое по сравнению с винилом качество магнитной записи и свойственную пластинкам возможность произвольного доступа к любому фрагменту фонограммы без необходимости перемотки кассеты. Как же работали подобные устройства?

▍ Немного истории

Удивительно, но исторически дисковые магнитофоны родились намного позже катушечных (я почему-то думал, что должно быть наоборот): первые ленточные устройства магнитной записи появились на рынке ещё в 30-х годах XX века, а к 50-м прочно заняли нишу популярных бытовых приборов наравне с проигрывателями виниловых пластинок. Недостатки «классического винила» были вполне очевидными: радиолы и проигрыватели умели лишь воспроизводить фонограмму без возможности записи, одним неосторожным движением (или в результате неправильного хранения) можно было повредить пластинку, что приводило к «заеданию», «перескакиванию» иглы звукоснимателя с дорожки на дорожку или появлению посторонних шумов и потрескиваний в процессе воспроизведения. Наконец, пластинку можно было случайно погнуть или сломать. В свою очередь, магнитофонная лента нередко рвалась и была подвержена риску размагничивания. Но главное — при прослушивании пластинки можно было сразу включить нужную композицию, просто установив звукосниматель в соответствующую позицию: «пустые» дорожки между треками легко определялись на глаз. А вот магнитофонную ленту следует сначала перемотать, ориентируясь на показания механического счётчика — это, если владелец бобины не поленился записать тайминги начала каждого трека на картонном футляре катушки. Ну, и обратная перемотка после окончания прослушивания тоже занимала время.

Исправить этот досадный недостаток бобинных магнитофонов решили инженеры из германской компании Telefunken, считавшейся на рубеже 50-х и 60-х годов одним из европейских лидеров в производстве бытовой аудиотехники. Кроме того, в первой половине 60-х катушечные магнитофоны изготавливало уже множество фирм по всему миру, в связи с чем возникла насущная необходимость развивать инновации, способные превратиться в конкурентное преимущество. Именно поэтому в 1959 году Telefunken наладил производство дискового диктофона Traveller, использовавшего в качестве носителя не ленту, а ферромагнитный диск, более популярная модификация которого поступила в розничную продажу под названием Telefunken 600 в 1962 году.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 2

За картинки я хочу выразить искреннюю благодарность порталу vintage-technics.ru — там же можно отыскать электрические схемы и изображения нескольких моделей дисковых магнитофонов в разобранном виде.

▍ Telefunken 600

Внешне устройство Telefunken 600 напоминало небольшой чемоданчик размером 285 х 200 х 60 мм и весом 2,65 кг с подключённым к нему микрофоном, который также выполнял функцию динамика, то есть, был способен работать и на запись, и на воспроизведение звука. На микрофоне продублирована кнопка включения и выключения питания и многопозиционный переключатель, с помощью которого меняется режим работы устройства: запись, воспроизведение, остановка и реверс — прокручивание диска в обратную сторону для повторного прослушивания или перезаписи неудачного фрагмента фонограммы. Кроме того, записывать можно было и с телефонной линии — для этого в комплекте поставки имелся специальный адаптер, подключаемый к телефонной розетке, а сбоку на корпусе — переключатель, с помощью которого пользователь мог выбрать источник сигнала: микрофон или телефон. Ещё к аппарату можно было подключить наушники. Диск вставлялся в щель на лицевой панели диктофона, открывать крышку для этого было не нужно.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 3

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 4

Сам магнитный диск диаметром 155 мм изготавливался из гибкого чёрного пластика, одна сторона которого была покрыта ферромагнитным составом светло-коричневого цвета. Материал использовался чуть толще пластика, из которого позже изготавливались дискеты — он больше напоминает гибкие пластинки, которые когда-то распространялись с популярным в СССР музыкальным журналом «Кругозор». Внутреннее отверстие диска достаточно широкое — 38 мм. Диск имел спиральную канавку шириной 0,3 мм с бортиками высотой 0,1 мм, по которым перемещалась магнитная головка, имеющая специальный выступ, не позволяющий ей перескакивать с дорожки на дорожку. Запись велась от края диска к центру, при приближении считывающей головки к внутренней части диска размыкался контакт, и вращение электродвигателя останавливалось. На каждом диске помещалось ровно 10 минут монофонической аудиозаписи.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 5

В комплект поставки входил специальный постоянный магнит для быстрого стирания данных на диске, которым следовало провести над его поверхностью, и набор сменных бумажных шкал, которые можно закрепить на лицевой панели устройства и делать на них пометки карандашом.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 6

Ориентируясь на эту шкалу, пользователь мог перемещать рычажок, нажав на него сверху — синхронно с ним перемещался звукосниматель. Таким образом можно было быстро отыскать нужную запись. Чтобы вытащить диск, нужно переместить рычажок в крайнее правое положение — при этом внутри диктофона поднимается прижимной механизм, и «пластинку» можно извлечь наружу. Рядом с рычагом расположена ручка управления громкостью, регулятор уровня записи и двухрежимный индикатор со стрелкой, который в обычном режиме демонстрирует уровень остаточного заряда аккумуляторной батареи, а в процессе записи — уровень мощности получаемого с микрофона (или телефонной линии) сигнала. Просто и функционально.

Диктофон питался от встроенной аккумуляторной батареи с напряжением 6 вольт, которая, если верить инструкции, поддерживала работу устройства в течение 10 часов. При этом к нему можно было подключить и внешний адаптер питания для подзарядки и работы от электрической сети.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 7

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 8

Telefunken 600 был собран на транзисторах, благодаря чему и обеспечивалась его портативность — по размеру, устройство было с толстую книгу формата энциклопедии. В 1962 году аппарат стоил 528 немецких марок, что по тем временам — довольно крупная сумма. Несмотря на компактные для своего времени габариты, наиболее существенным недостатком устройства было ограниченное время записи: один диск позволял сохранить трек длиной всего лишь 10 минут, а в комплект поставки диктофона входило три таких диска. Вот на этом видео можно рассмотреть конструкцию устройства подробнее:

▍ Последователи

Несмотря на некоторую диковинность конструкции, диктофон пользовался спросом, и Telefunken выпустила несколько модификаций модели 600. А кроме того, у неё появились последователи — дисковые диктофоны производились вплоть до начала 70-х, когда в магазинах уже вовсю продавались компактные кассетные магнитофоны. Такие устройства могли конкурировать с ними только благодаря единственному преимуществу — быстрому доступу к любому фрагменту записи.

Одним из таких аппаратов стала Olympia DG 402 — практически полный аналог Telefunken 600. Эта машина серийно выпускалась вплоть до 1974 года.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 9

Olympia использовала те же диски, что и Telefunken, поэтому их можно было записывать и воспроизводить на обоих аппаратах. Совместимы не только диски, но и микрофон, и адаптер для подключения к телефонной линии, и наушники. В качестве главной отличительной особенности от прародителя у «Олимпии» можно назвать разве что наличие специальной кнопки для быстрого размагничивания диска: при её нажатии к вращающейся магнитной «пластинке» подводился постоянный магнит, закрывавший всю рабочую поверхность пластинки, который полностью стирал запись за один оборот.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 10

В процессе записи или воспроизведения приближение магнитной головки к центру диска на Olympia DG 402 сопровождалось звуковым сигналом, предупреждавшим пользователя о том, что запись или воспроизведение скоро закончится. В целом, электронная схема этого диктофона была более современной по сравнению с Telefunken 600 — помимо транзисторов там даже имелась одна микросхема.

Такие же в точности диски использовались и на ещё одном практически полном клоне Telefunken 600 — диктофоне Kurier от компании AEG.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 11

А вот диски для ещё одного магнитофона, Assmann TS 10, немного отличались, да и сам аппарат был более высокотехнологичным и современным, хотя выпускался в тот же период — в конце 60-х. При том же внешнем диаметре 155 мм и расчётной ёмкости 10 минут записи, диск имел внутреннее отверстие диаметром 7 мм, поэтому диски от Telefunken к этому магнитофону не подходили. Вернее, их можно было переделать под Assmann, заклеив чем-нибудь широкое центральное отверстие и прорезав отверстие поменьше — в остальном эти диски были совершенно одинаковыми.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 12

При схожих габаритных размерах (290 х 215 х 63 мм) этот диктофон был тяжелее — он весил 2,8 кг. Микрофон, так же, как и у Telefunken, мог работать динамиком и пультом дистанционного управления. Он имел кнопки воспроизведения-записи и вращающееся колёсико для включения и выключения устройства. Кроме того, у Assmann TS 10 имелось два режима чувствительности микрофона: стандартный и пониженный, для шумных помещений.

Если в режиме воспроизведения нажать и удерживать зелёную кнопку на микрофоне, диск начинал вращаться в обратную сторону — это позволяло быстро отмотать запись чуть назад и прослушать заинтересовавший фрагмент снова. При этом в верхней части корпуса самого диктофона имеется ещё один отключаемый динамик — переключение режима вывода звука (на микрофон или основной громкоговоритель) осуществляется специальным тумблером, расположенным в задней части девайса.

Диск на этом устройстве загружался также — через щель в передней части. В центре передней панели диктофона располагается шкала длительности записи в минутах, по которой перемещается стрелка, указывающая текущее положение магнитной головки. Ниже смонтирован ещё один индикатор, имеющий деления от 1 до 30 и демонстрирующий интервалы по 2 секунды — он связан с двигателем, вращающим опорный диск, и подсвечивается изнутри при включении устройства, то есть, одновременно работает индикатором питания. При приближении головки к внутренней части диска замыкались штырьковые контакты, расположенные в районе центрального отверстия, и из динамика раздавался прерывистый звуковой сигнал.

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 13

Справа располагается рычаг, с помощью которого можно перемещать головку над диском, слегка надавив на него. При нажатии на рычаг головка приподнималась над канавками и могла свободно двигаться по горизонтали — стрелка на шкале длительности записи будет перемещаться синхронно. Если перевести рычаг в крайнее правое положение и отжать вверх, прижимной фиксатор поднимется, после чего можно извлечь диск из устройства. Если нажать на этот рычаг в процессе записи, магнитофон переходит в режим воспроизведения. Скорость вращения диска можно плавно менять с помощью специального регулятора на боковой части корпуса. Так же, как и в Olympia, здесь имеется механизм быстрого стирания записи при помощи постоянного магнита, а также возможность записи с телефонной линии.

Такие диктофоны использовали не только журналисты — их часто можно было встретить в европейских офисах. Руководители надиктовывали на них задания или тексты писем, а затем передавали на дисках машинисткам, которые набирали эти «голосовухи» на пишущих машинках — персональные компьютеры в конце 60-х ещё не изобрели. А возможность подключения к телефонной линии позволяла боссам транслировать ценные указания, находясь «на удалёнке». Кроме того, к Assmann TS 10 можно было подключить внешние колонки и другой источник звука для записи через линейный вход, выполненный в виде стандартного пятиштырькового разъёма.

Большинство таких «голосовух» как раз укладывались в 10 минут, а возможность быстро переключиться с одной фразы на другую без необходимости перематывать плёнку, а затем буквально за секунду очистить диск и использовать его заново, стали для секретарей неоспоримым преимуществом дисковых диктофонов перед неуклюжими «бобинниками». Кроме того, гибкий и лёгкий диск можно было при необходимости отправить по почте в обычном бумажном конверте, чего не сделаешь с тяжёлой катушкой магнитофонной плёнки, для которой потребуется бандероль. Поэтому дисковые диктофоны окончательно ушли в историю только с появлением дешёвых и компактных устройств на аудиокассетах.

▍ Сделано в СССР

Удивительно, но в Советском Союзе тоже был свой дисковый магнитофон, причём появился он даже раньше диктофона от Telefunken — в 1957 году. Встречайте: МАГ-Д1!

Крутятся диски. Дисковые магнитофоны, которые мы потеряли - 14

Если германские дисковые магнитофоны использовали для установки и извлечения носителя высокотехнологичную щель, то этот аппарат, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским институтом звукозаписи (ВНАИЗ), напоминал обычный проигрыватель граммофонных пластинок, разве что звукосниматель тут был с магнитной головкой. Диски тоже были другими: на жёсткой текстолитовой основе, но с ферромагнитным покрытием и направляющей спиральной канавкой. Время записи на такой диск составляло всего 5 минут при скорости вращения диска 35 оборотов в минуту. Причём тонарм имел лишь две магнитные головки: воспроизводящую и записывающую, а размагничивание диска выполнялось в отдельном специальном устройстве.

Было и ещё одно важное отличие — функциональное. Целевой аудиторией германских дисковых магнитофонов были в основном офисные секретарши, а суровые советские конторские работницы прекрасно обходились без подобных буржуазных излишеств. МАГ-Д1 предназначался для записи радиотелеграфных сигналов, передаваемых в эфир азбукой Морзе. В военных, понятное дело, целях.

Магнитофон был оснащён механизмом автоматической остановки двигателя при окончании воспроизведения/записи и регулятором скорости вращения диска (максимальная составляла 100 об/мин). На корпусе имелось несколько регуляторов уровня записи и громкости воспроизведения… да, собственно, и всё. Зато в конструкции аппарата был предусмотрен низкочастотный узкополосный фильтр, позволявший при воспроизведении записи выделить даже очень слабый сигнал на фоне радиопомех и шумов. Именно то, что нужно военным.

В нашей стране дисковые магнитофоны не прижились, потому практически неизвестны — редкие экземпляры можно отыскать разве что у коллекционеров. Зато в Западной Европе они пользовались большой популярностью — они и сейчас попадаются не только в музеях, но и в некоторых магазинах, торгующих подержанной электроникой и офисной техникой.

Автор: Валентин Холмогоров

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js