Мы часто меняем и обновляем технику, но у каждого из нас наверняка есть самый любимый компьютер. Для меня такой машиной стала «Искра-1030», — ими были оснащены вычислительные лаборатории в нашем институте. Именно этот ПК остался в моих воспоминаниях, как самая интересная персоналка из всех, с которыми я имел дело в начале девяностых.
▍ Хард
Несмотря на то, что некоторые машины этой серии комплектовались жёсткими дисками СМ5508 ёмкостью 10 Мбайт производства болгарского «Изота», на наших институтских «Искрах-1030М» винчестеров не было. Вместо них в правой части корпуса располагались два вертикально смонтированных пятидюймовых дисковода «Электроника МС5305», между которыми имелась заметная щель. С одного из них мы загружали MS-DOS и «Нортон коммандер», причём на дискете ещё оставалось место для простенького текстового редактора вроде «Мультиэдита», на второй дискете обычно размещался компилятор «Турбо Паскаля» или игрушки. Дискеты форматировались на 720 Кбайт, и этого объёма вполне хватало для повседневных задач. Наличие сразу двух дисководов заметно упрощало задачу копирования дискет, а перенос файлов с одного гибкого диска на другой без долгой процедуры «вставьте первый диск, дождитесь копирования файлов в память, вставьте второй диск» экономил кучу времени.
С этими дисководами связана одна забавная история. Как-то раз во время практики в вычислительной лаборатории мой однокурсник одолжил у меня на время системную дискету. Загрузившись с неё, приятель решил затолкать диск обратно в дисковод моей «Искры», перегнувшись через системный блок сзади, на ощупь, чтобы не обходить длинный ряд столов с установленными на них персоналками. Естественно, дискета попала в щель между дисководами и благополучно канула в недра компьютерного корпуса. Вызванный на место происшествия лаборант, отчаянно ругаясь, отключил машину, снял монитор, открыл крышку системника (для этого нужно было открутить пару десятков болтов)… И достал из корпуса целых три дискеты, похороненных там ещё раньше другими студентами и аспирантами. «Выбирай, которая из них твоя?».
«Искра-1030М» была достаточно мощной машиной по меркам 1992-93 года. Однокристальный 16-разрядный микропроцессор КР1810ВМ86, способный выполнять около 2 млн. операций в секунду, работал на частоте 4.77МГц и представлял собой аналог «Интеловского» 8086. Вполне серьёзный процессор, на котором можно было запустить даже Windows 2.0. Компьютер был оборудован 640 Кбайтами оперативки.
Элементная база у «Искры-1030» была советская, хотя разные предприятия-изготовители при отсутствии отечественных комплектующих использовали микросхемы производства стран СЭВ и иногда даже западные аналоги. Ходили упорные слухи, что кто-то работал на «Искре», оборудованной настоящим процессором Intel 8086 с сопроцессором i8087, и, дескать, по быстродействию она значительно обгоняла отечественный оригинал. Трудно сказать, правда это, или нет, но производительности стоковой «Искры-1030М» вполне хватало, чтобы поиграть в «Принца Персии», «Саботёра» или гоночки.
В «лежачем» корпусе размером 480 X 420 X 180 мм помимо дисководов и блока питания можно было поместить до шести плат расширения, которые вставлялись в специальную металлическую раму и соединялись кросс-платой. Помимо процессорной платы с ПЗУ и платы ОЗУ, сюда можно было установить контроллер жёсткого диска, дисководов, адаптер передачи данных (контроллер портов), а также видеокарту формата CGA, выдававшую 16 цветов при разрешении 320х200 точек и монохромное изображение размерностью 640х200 пикселов.
А вот монитор был чёрно-белым — в качестве такового использовалась «Электроника МС6305.13» с диагональю 40 см. Этот монитор мог работать в двух текстовых режимах: 25 строк по 80 символов и 25 строк по 40 символов, а также умел выводить графику с разрешением 640X200 или 320X200 точек. Помимо этого, некоторые «продвинутые» версии «Искры» оснащались советским внешним Dial-Up-модемом «Мастак ИСМ-1200» с максимальной скоростью передачи данных 1200 бод, но на наших персоналках такой роскоши не имелось.
Клавиатура «Искры-1030» подключалась к системному блоку нестандартным разъёмом и была выполнена из немаркого чёрного пластика. Снизу на ней имелась металлическая скобочка-подпорка, которая на всех институтских клавиатурах была, конечно же, отломана. Адаптер клавиатуры обрабатывал не только нажатия, но и отпускание клавиш: при каждом таком действии на компьютер отправлялся скан-код. Этот механизм назывался «автоповторителем». Русская кодировка в формате ГОСТ 19768-87 была прошита прямо в знакогенераторе компьютера, поэтому смена раскладки выполнялась аппаратно нажатием на клавиатуре специальной клавиши «Р/Л».
Характерных особенностей у этой клавы насчитывалось целых две: непривычно низкое расположение клавиши Enter и выведенная слева сверху очень удобная красная кнопочка Reset. В студенческие годы нашим любимым развлечением было пройтись по компьютерному классу и по очереди перезагрузить нажатием на эту кнопку все персоналки, на которых студенты кропотливо ваяли свои курсовые и лабораторные работы. После завершения этой операции важно было быстро-быстро сбежать из аудитории и спрятаться где-нибудь в глубинах институтских корпусов.
▍ Софт
Мы использовали на наших «Искрах» русифицированную Майкрософтовскую MS-DOS 5.0, «Нортон» или православный «Волков», и текстовый редактор «Фотон», клон заграничного Multi-Edit. При наличии на каждой машине двух дисководов скопировать у кого-то из однокурсников системную дискету и нужный софт не представляло вообще никакой проблемы.
Однако с завода «Искры-1030» шли со своей операционной системой АДОС 2.0, которая представляла собой переделанную и локализованную MS-DOS 2.0. Помимо самой операционной системы, в комплект поставки входил текстовый редактор R1, компилятор «Бейсик А», микроассемблер MASM, и компилятор специализированного языка ЯМБ, разработанного сотрудницей (а ныне — директором) фирмы-создателя этого ПК, Специального конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА», Мариной Борисовной Ярошевской. При загрузке АДОС использовала рамдиск, в который помещала наиболее часто используемые приложения и модули, что должно было увеличить общее быстродействие системы.
Источник фото: Цифровая электроника СССР и СЭВ
АДОС понимала два формата дискет: стандартный IBM PC/XT, и собственный формат, для работы с которым требовалось загрузить специальный драйвер MDISC. Лично я не помню, чтобы кто-то из пользователей форматировал дискеты таким образом, всех устраивал переносимый и универсальный стандарт MS-DOS — я, например, мог написать курсовую работу или программу на своём домашнем «Поиске», а потом спокойно откомпилировать или отладить её на институтской «Искре». Да и вообще, АДОС на «Искрах» практически не использовался, все копировали и приносили на дискетах (каждый — на своей) классическую операционку от Майкрософт.
▍ Разработчики
Создателем и разработчиком этой уникальной машины является Ленинградское конструкторское бюро вычислительной техники «ИСКРА», что на Гражданском проспекте, 111. Удивительно: давно уже нет ни того компьютера, ни самого города Ленинграда, а КБ ВТ «Искра» всё ещё живёт на прежнем месте (правда, на первом этаже огромного офисного здания вольготно расположился магазин китайского ширпортреба и супермаркет «Лента», а ещё там раньше кормили вкусной пиццей).
КБ «Искра» планировала выпустить целую серию машин в несколько этапов: первый из них завершился в 1987 году созданием ПЭВМ «Искра 1030.11», второй этап — в 1989-м. Первая версия ПК поставлялась в пяти исполнениях, отличавшихся составом комплектующих. Превратить одну версию в другую было несложно, добавив или, наоборот, удалив из корпуса жёсткий диск или другой конструктивный элемент. Серийное производство «Искры 1030» наладили на мощностях Ленинградского научно-производственного объединения «Электронмаш», а также на Курском производственном объединении «Счетмаш». Позже этот компьютер стали собирать на ПО «Искра» в Смоленске.
Источник фото: Цифровая электроника СССР и СЭВ
В розничную продажу эта ЭВМ никогда не поступала, компьютер целенаправленно поставлялся только в НИИ, научные лаборатории, в вычислительные центры госпредприятий и высшие учебные заведения. Наши «Искры-1030М» представляли собой более позднюю модификацию ленинградской персоналки, собранную на основе современной элементной базы. Эти компьютеры серийно выпускались до 1992 года — после распада СССР «Искра» просто не выдержала конкуренции с более мощными IBM PC, которые стали массово ввозить в Россию из-за границы.
Вместе с тем, в Смоленске на предприятии «Машприбор» в начале 90-х создали модификацию ленинградского компьютера под названием «Искра-1030М ТУРБО» с оперативной памятью 1 Мбайт, жёстким диском на 20 мегабайт и видеоадаптером стандарта EGA на основе советских микросхем КР1843ВГ3. Эта машина некоторое время довольно успешно соперничала с иностранными персоналками, как и ещё одна смоленская модификация — «Искра-1030М МИКРО» в более компактном корпусе. Оба компьютера были в значительно большей степени совместимы со стандартом IBM PC/XT, поскольку доработанная плата располагала стандартными слотами форм-фактора ISA, а клавиатура имела традиционный DIN-разъем. Благодаря этому к обновлённой «Искре» можно было подключить любую клавиатуру от зарубежной персоналки и различное периферийное оборудование, совместимое со стандартом PС/XT — при наличии для него драйверов под DOS.
На смену этой персоналке инженеры «Машприбора» планировали разработать более современный компьютер «Искра-286М» на базе стандартного процессора Intel 80286, и даже собрали несколько опытных образцов. Но ввозить готовую технику из-за границы (или импортировать комплектующие и изготавливать ПК методом отвёрточной сборки уже в России) оказалось и дешевле, и выгоднее.
На этом история персональных компьютеров серии «Искра» завершилась. Но в памяти тех, кому довелось поработать с этой машиной, «Искра-1030» навсегда останется надёжной и удобной персоналкой, которая, несмотря на свои скромные по современным меркам возможности, дарила ощущение причастности к миру высоких технологий. Этот компьютер стал своеобразным мостом между советской инженерной мыслью и глобальными трендами в развитии вычислительной техники — ведь это был «самый настоящий IBM PC».
Сегодня «Искра-1030» — это больше, чем просто технический артефакт. Это памятник тому времени, когда компьютеры считались роскошью, а программирование — искусством. «Искра» изменила и мою жизнь, заронив в неё искру любви к IT, которая разгорелась в настоящее пламя, освещающее мой профессиональный путь на протяжении вот уже многих лет.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Holmogorov