Каждое лето на побережье Черного и Азовского морей обрушивается многомиллионное нашествие туристов, имя которым – отдыхающие.
Курортный сезон в н/п Архипо-Осиповка
От такого количества туристов мобильная сеть испытывает существенные перегрузки. Нам предстояло усилить покрытие на побережье и подготовить мобильную сеть к очередному курортному сезону. Мне довелось отвечать за общетехническую координацию проекта.
Сезонная статистика
Согласно исследованию компании Яндекс, опубликованному в августе 2015 г., туристическая отрасль России с января 2014 г. по июнь 2015 г. претерпела значительные изменения. Наши туристы начали отказываться от заграничных поездок, предпочитая отдых внутри страны. При этом соотечественники стали активно организовывать поездки самостоятельно, тщательно выбирая регион пребывания. Такие данные содержатся в отчёте Яндекса, который проанализировал запросы пользователей в своей поисковой системе, а также в сервисе «Яндекс.Путешествия». Из представленного отчёта следует, что Россия является наиболее популярной страной для туризма. На нее приходится 35% запросов среди всех стран для путешествий. Кроме того, в исследовании говорится, что интерес к поездкам внутри страны вырос за один год почти в 1,5 раза. Для отдыха россияне чаще всего выбирали черноморские курорты, а также большие города.
Вскоре аналогичные данные анонсировали и сами представители туристической отрасли. Туроператоры сошлись во мнении, что переориентироваться на отечественные курорты российских туристов вынудила, прежде всего, экономическая ситуация.
А согласно статистике Министерства курортов и туризма Краснодарского края, в 2014 году официальный туристический поток в этот регион составил около 12.3 млн. человек в год. Это составляет почти одиннадцатую часть населения нашей страны. Ранее, в 2013 году, туристический поток в регион был тоже немалым и составлял 11.6 млн. человек в год. За 2015 год официальная статистика ещё не публиковалась, но ожидается, что количество отдыхающих в прошедшем году было не меньшим. Подавляющее число туристов едут в регион, в основном, на побережье Черного и Азовского морей.
Карта курортного побережья
И это не могло бы быть иначе. Отдых и прекрасные мгновения пребывания, вот с чем ассоциируется море. Часто поездка на Черное или Азовское море производит на наших сограждан неизгладимые впечатления, с которыми они живут весь последующий год. Ведь отдых на море – это прежде всего лето, солнце, чистый воздух, легкий бриз, и южная зелень. Сюда хочется стремиться и возвращаться, откладывая все дела на потом. Так, в основном, выглядит представление о безмятежном, часто бюджетном, отдыхе на Юге у большинства наших соотечественников, уставшим от городской суеты в течение долгого изматывающего года. И люди едут в эти края снова и снова.
В 2015 г. перед нами стояла непростая задача усилить сеть «ВымпелКома» в этих краях, обеспечив, по-возможности, стабильный сервис мобильной связи от Тамани до Адлера на береговой линии длиной почти 400 км. Причём требовалось завершить все строительные работы вдоль Черного и Азовского морей к началу курортного сезона 2016 г. Задача получила в компании статус приоритетного направления и была выделена в отдельный инфраструктурный проект.
Основные места на побережье Черного и Азовского морей, где мы усиливали связь, – это курортные города и посёлки, в которых находятся многочисленные гостиницы, санатории, отели, пансионаты, а также дома отдыха, автомобильные кэмпинги и туристические базы. На любой вкус и кошелёк. Кроме того, в окрестностях этих населённых пунктов (н/п) есть много магазинов и кафе, и как «грибы» постоянно появляются новые места развлечений и отдыха. Всё это ведёт только к увеличению притока отдыхающих в эти края.
Один из санаториев в н/п Витязево, где выполнялось усиление покрытия
Говорят даже, что почти у каждого местного жителя Черноморского побережья есть одна заветная мечта. Многие хотят построить здесь мини-гостиницу, причём любую: большую или маленькую, высокую или низкую, близко или далеко от моря – это не важно. Главное свою собственную. И в целом это не может не радовать приезжих туристов, ведь возможности выбора, при таких стремлениях, только увеличиваются.
К слову сказать, некоторые туристы предпочитают совсем бюджетный отдых и селятся вдоль моря в малых бухтах. К их услугам на побережье есть сотни небольших домов отдыха и частный сектор с минимальным набором удобств. И многим российским туристам частичное отсутствие цивилизации вполне подходит, ведь главное – море. Условия иногда бывают аскетические, но зато рядом есть пляж, пусть и не приспособленный. И в таких местах собирается немалое количество отдыхающих. В сезон число людей в этих посёлках вдоль моря увеличивается примерно в 5-10 раз. И нагрузка на мобильную сеть от туристов также увеличивается в разы.
Кроме того, каждый год на побережье Черного и Азовского морей приезжает целая армия сезонных рабочих, занятых в сферах услуг. Это водители, фотографы, официанты, фитнес-тренеры, представители туризма, общественного питания, здравоохранения, и конечно торговли.
Поддержка проекта в каналах продаж
Интересно то, что даже зимой на Новый год и каникулы люди тоже выбираются в Краснодарский край на Черное море, правда в большей массе, конечно, в Сочи. Прогулки вдоль моря позволяют вспомнить всё сделанное за год, позвонить в спокойной обстановке родственникам и друзьям, или просто дать душе отдохнуть, смотря на море и набегающие волны. А в крупных пансионатах на побережье есть даже бассейны, в которых зимой плещется тёплая морская вода, а море можно видеть из окон.
Конечно все эти факты и цифры не могли быть оставлены без внимания. С этим нужно было что-то делать, и необходимо было целенаправленно заниматься усилением покрытия мобильной связи в этих местах.
Планирование проекта
Прежде чем говорить о том, как выполнялась задача, стоит осветить, в чём были исходные предпосылки планирования проекта. Итак, как говорилось выше, нам предстояло улучшить мобильную связь на побережье в местах массового присутствия отдыхающих. Усиление покрытия требовалось выполнить на территории, которая в Краснодарском крае географически делится на следующие районы: Темрюкский, Анапский, Геленджикский, Новороссийский, Туапсинский и Сочинский.
Базовая станция в н/п Лазаревское
По существу, это был один из дальнейших векторов развития нашей сети на Кубани, направленный на улучшение покрытия в курортных местах, где сами местные жители проживают в небольшом количестве. Необходимо было оптимально установить базовые станции в дополнение к существующим в этих местах так, чтобы наша сеть обеспечивала наиболее устойчивый мобильный сервис. Безусловно наша мобильная связь присутствовала почти во всех крупных населённых пунктах. Но в таких местах, как курортные территории, из-за растущего трафика требовалось не только расширять покрытие, но и увеличивать ёмкость. В чём-то курортные территории можно назвать «аномальными» зонами абонентского трафика, и это связано вот с чем.
Примерно 6 летних месяцев в году, где-то с 1 мая по 31 октября, к морю приезжают туристы со всех уголков нашей страны, и на мобильной сети наблюдается «лавинообразное» потребление услуг связи. А затем, следующие 6 зимних месяцев, мобильный трафик на побережье сходит почти на нет, и замирает. Ещё отдельный, «экстремальный» пик нагрузки на сеть приходится на Новый год, примерно с 30 декабря по 1 января, и всё. До следующего лета в мобильном эфире на побережье будет почти тишина. В таких курортных территориях, пожалуй, как нигде в другом месте существенное влияние оказывает фактор сезонности.
Базовая станция в г. Адлер
В рамках проекта мы спланировали к строительству базовые станции 3G и 2G. Базовые станции 3G ориентировались, в первую очередь, использовать для развития абонентского сервиса передачи данных. Базовые станции 2G – для развития голосовых услуг и расширения покрытия. О базовых станциях 4G также задумывались, но так как на всей территории Краснодарского края, включая береговую линию, на момент проектирования на широкополосную технологию 4G 2600 МГц действовало право «олимпийского эксклюзива», то их строительство отложили до завершения анализа всех возможных вариантов рефарминга спектра. Сами же услуги скоростного мобильного интернета мы решили развивать на основе технологии 3G с использованием в секторах базовых станций двух несущих частот. В проекте важно было реализовать к началу сезона 2016 г. дополнительные точки покрытия и «поднять» новые позиции в курортных территориях. А установку на них базовых станций 4G, в зависимости от интернет-нагрузки, мы отложили на ближайшее будущее.
При анализе существующей инфраструктуры мобильной сети сначала мы выделили на побережье базовые станции, на которых голосовой трафик был подвержен серьезным, 3-кратным и более, сезонным перегрузкам в летний период. Затем анализировались менее нагруженные, но не менее значимые базовые станции, расположенные в ключевых населённых пунктах, где также наблюдался массовый приток туристов и, соответственно, нагрузка от трафика. А затем в приоритет строительства брались точки на побережье, где был недостаточный уровень покрытия, или где существовали «белые пятна». При этом надо было не забывать и о рентабельности разворачиваемого покрытия.
Базовая станция в г. Сочи
После выбора местоположения будущих базовых станций, рассматривались уже вопросы конфигурирования. Иначе говоря, далее изучались вопросы сколько будет секторов у каждой базовой станции, как будут направлены антенны на туристические объекты, какими должны быть высоты подвеса антенн в условиях предгорий, какие использовать номенклатуры подключаемых антенн, какие азимуты и углы наклона проектировать для каждого сектора, какая будет ёмкость станций, и т.д. и т.п.
Таким образом, при планировании покрытия на побережье мы решали две первостепенные задачи: 1) расширение покрытия нашей мобильной сети там, где оно было недостаточным или отсутствовало, и 2) увеличение ёмкости сети в тех местах, где была существенная нагрузка и требовалась установка дополнительных базовых станций. Это касалось покрытия сетей и 3G, и 2G.
Строительство базовых станций
Далее хотелось бы рассказать о трудовых буднях строительной части проекта.
Базовая станция в районе Нижнеимеретинской низменности
Все заложенные в проекте технические решения реализовывались в прибрежной зоне на крышах, или столбах, если удавалось найти место для их установки. И непростым вопросом сначала была аренда точек размещения, с которым мы постоянно сталкивались при реализации проекта. В отличие от типовых позиций, базовые станции по проекту являлись сезонными и низкорентабельными, поэтому приходилось тщательно анализировать все возможности аренды. Зимой такие станции почти не собирают трафик и не «зарабатывают» себе даже на электричество.
Постоянный поиск оптимальных вариантов размещения являлся важным условием поступательного развития проекта. Иногда администрации туристических объектов обозначали за аренду своих крыш достаточно немалые деньги, и, к сожалению, нам приходилось отказываться от развёртывания покрытия.
В целом можно сказать, что переговорный процесс по аренде каждого потенциального места будущей базовой станции всегда дело непростое, особенно на побережье. Понимание того, что мобильная связь вещь социально необходимая, и сама по себе ниоткуда не берется, а также то, что она должна быть в местах массового присутствия людей, пока медленно приживается в жизни. Для развития мобильной связи, прежде всего, должны быть возможности её развивать, и в первую очередь – важен баланс рентабельности и убыточности создаваемой позиции. Однако пояснительная работа в этом направлении ведётся, мнения меняются, и поэтому есть надежда, что всё изменится к лучшему, а общий баланс затеваемого строительства, рано или поздно, сойдётся к единому знаменателю. Для этого есть все предпосылки.
Базовая станция в н/п Лермонтово
Если говорить о непосредственном строительстве позиций, то одна из специфик проекта заключалась, порой, в трудностях проезда тяжёлой техники до точек подъёма столбовых опор. Ибо береговая линия – это не только равнинные пляжи с асфальтовыми дорожками и мощёными набережными. Это, прежде всего, предгорья с горными речками, которые создают препятствия на пути любого строительства. И это необходимо было учитывать и при выборе площадок, и при транспортировке столбов по узким дорогам на машинах с длинной платформой.
О доставке и о автомобильных дорогах Кубани стоит сказать отдельно. В целом дороги к побережью и вдоль моря построены в регионе неплохие. Это связано с тем, что за состоянием дорожного покрытия в Краснодарском крае следят постоянно. Во все сезоны дороги чинят, латают, ремонтируют и обновляют. Кроме того, немало работы по развитию транспортной сети в регионе было сделано к Олимпиаде 2014 г. Поэтому непреодолимых проблем с доставкой столбов и мобильного оборудования у нас не возникало. С этим справлялись, хотя процесс летом растягивался во времени, и вот почему.
Нам постоянно приходилось учитывать, что каждый год с 1 июня по 31 августа в летнее время на Кубани вводится мораторий на прохождение тяжёлого грузового транспорта и строительной техники для сохранения дорожного покрытия. Точнее он вводится с 9 утра до 21 часа вечера при температуре воздуха свыше 32 градусов для дорог с асфальтовым покрытием. И уже с мая месяца 2015 г. гружёные машины наших подрядчиков иногда останавливались ГИБДД для ведения разъяснительных бесед. Поэтому само телеком-оборудование и базовые станции мы «растаскивали» по позициям вдоль моря малыми партиями обычными Газелями. Всё это увеличивало время строительства наших позиций на побережье. Приходилось более тщательно планировать применение всех возможных ресурсов.
Столбовая позиция в н/п Кабардинка
Ни лес, ни кустарник, ни южная растительность специально для столбовых позиций у нас не вырубались в принципе, а искались и согласовывались максимально расчищенные площадки. Мы не строили базовые станции «любой ценой», а стараясь искать точки и проводить стройки наиболее оптимальным образом, всё взвесив. И подобный подход впоследствии себя оправдывал. Потому что помогал нам беречь не только силы, но и время. Причем не только на этапе строительства, но и в последствие на этапе эксплуатации.
Но иногда неудобства строительства случались, в частности, из-за того, что негде было даже положить наши столбы перед установкой. Ведь их сначала нужно где-то разместить на неделю, обварить и покрасить. А за это время столб мог, буквально, кому-то «мешаться», как его не клади, и вызывать беспокойство у местных жителей. Приходилось это учитывать и не растягивать процесс подъёма столбов на длительное время.
Базовая станция в н/п Зубова щель
Отдельной краеугольной проблемой для сотовых операторов при строительстве любых новых позиций является вопрос о присоединении к электрическим сетям. По существу, в нынешнее время, это стало вопросом дилеммы. Если на новой точке есть возможность присоединиться к энергетике – то базовой станции быть, если постоянной энергетики нет – то станция не реализуется. В проекте не строились дизельные позиции, не тот случай. Но, к счастью, для запланированных к строительству точек нам всегда удавалось находить электропитание, а в остальных случаях – уходить на альтернативные точки.
Иногда в выбранных местах строительства всё вроде бы складывалось с присоединением к электросетям, но не хватало для базовых станций необходимой электрической мощности. Тогда, хозяева могли попросить нас построить линию «в нагрузку» к размещению. И от таких позиций приходилось тоже отказываться, продолжая искать точки размещения дальше.
В некоторых местах на побережье после запусков базовых станций в эфир существовала проблема перебоев электроснабжения в осенне-зимнее время. Мощностей в небольших посёлках не всегда хватает, а поставки электроэнергии из глубин материка затруднены. Но как правило это всегда были трудности временного характера, так как в этих местах электричество отключается максимум на час-два, а затем всё восстанавливается.
Радиорелейная линия до базовой станции в н/п Джубга
Об организации в проекте каналов связи до базовых станций стоит сказать отдельно. В отличие от городов и равнинной сельской местности в проекте было не так-то просто находить в условиях предгорий места с точки зрения высоты будущих позиций. Ведь основными каналами связи с базовыми станциями почти всегда у нас являлись радиорелейные линии, и перепад высот имел важное значение.
Однажды нам даже пришлось отказаться от строительства столбовой позиции и продолжать искать более оптимальные точки в запланированном районе дальше. Не было никакой прямой видимости и отсутствовали возможности «зацепить» потенциальную точку. Она находилась в низине. И обеспечить привязку позиции к нашей сети не удавалось никаким образом. Альтернативную точку нужной высоты нашли позже, и мобильную связь удалось-таки усилить в запланированном районе.
Радиорелейная линия с горы Гебеус до базовой станции в н/п Архипо-Осиповка
Важно сказать, что южный климат существенно влияет на строительство и эксплуатацию базовых станций на побережье. Влияние солнца – это, прежде всего, изнуряющая жара. Влияние моря – это осадки, причём иногда затяжные и интенсивные. И кроме того, есть ещё воздушные массы с материка – это горячий воздух летом и заморозки зимой. Всё это важно учитывать при проектировании и строительстве базовых станций, чтобы потом не «мучиться» на этапе эксплуатации.
В качестве технического решения при реализации позиций мы старались использовать термошкафы. Они уже достаточно проверены временем у нас в компании и хорошо зарекомендовали себя для современных распределённых базовых станций. В термошкафах используются герметичные замки, поэтому жара, холод, и влажность во внутрь не проникают. Помимо базовых станций, в термошкафах установлены модули кондиционирования, оборудование транспортной сети, система контроля, блок мониторинга пожара, и ещё много других важных модулей, необходимых для полноценного функционирования станций.
Летом кондиционер термошкафа работает часто, что ведёт к возрастанию энергопотребления на позициях. Поэтому обязательно приходится продумывать, как дополнительно прятать оборудование от палящего солнца. На всех позициях над термошкафом у нас устанавливался козырёк от солнца летом, и от дождей – осенью-зимой. Кроме того, в случае организации южной позиции рядом со зданием, при наличии возможности, мы стараемся устанавливать термошкаф с северной стороны объекта, чтобы базовая станция всегда располагалась в зоне естественной тени.
Термошкаф с базовой станцией в пригороде г. Анапа
Далее, если говорить непосредственно о монтаже передатчиков и антенн, не важно на столбах или на крышах, то стоит отметить, что в основном у нас применялись максимально типовые технологии строительства. Для монтажа и последующей эксплуатации использовался принцип, чтобы к оборудованию на высоте всегда обеспечивался свободный доступ без применения промышленного альпинизма. С этих точек зрения на столбах и крышах, где это было необходимо, обязательно делались лестницы. Затем выполнялся монтаж и «развешивались» передатчики, секторные антенны, и радиорелейные антенны. Что же касается самих применяемых технологий строительства, подготовки фундаментов, забуривания опор на глубину, и техник подъёма столбов, то об этом в различных строительных источниках сказано уже немало. Это вещи, в общем-то, стандартные и больше относятся к теме профессионального строительства у подрядчиков. В этом материале хотелось бы больше осветить телекомовскую составляющую создававшейся мобильной сети.
Ещё хотелось бы рассказать о южной «экзотике», ибо тема публикации позволяет. В ходе реализации проекта, учитывая его морскую направленность, мы также для обеспечения покрытия в курортных городах приглядывались к декоративным опорам. И вышли даже на соответствующие заводы-производители, получив рекламные проспекты. В частности, нас заинтересовали опоры, замаскированные под пальмы и ёлочки.
Декоративная опора в виде пальмы
Однако предварительный анализ подобных опор показал, что это были технические решения из серии «и хочется, и колется». Прежде всего, они являлись достаточно дорогими эксклюзивными решениями по сравнению со стандартными типовыми столбами. Но дальше – больше. Дорогим, позже, становится ещё и техническое обслуживание пальм и ёлочек, так как Краснодарский край – это регион с городами 4го, 5го и 6го класса ветровой нагрузки. Со временем искусственные ветви становятся растрёпанными и превращаются в «лохмотья». Их нужно постоянно ремонтировать для поддержания эстетического внешнего вида. К слову, подобные решения хорошо зарекомендовали себя, в частности, в Мексике. Но для нашей задачи, к сожалению, они не подходили. По нашей оценке, ветви опоры, ввиду существенных ветровых нагрузок, потребовали бы дополнительного усиления. В итоге от применения их в проекте всё же решено было отказаться. Однако сама идея производителей, безусловно, заслуживает внимания. Она красива и элегантна.
В целом можно сказать, что с реализацией задуманного строительного плана проекта всё более-менее складывалось неплохо. Мы не столкнулись, к счастью, с какими-либо непреодолимыми трудностями, хотя вопросы поиска оптимальных технических решений постоянно давлели над нами. Однако нестандарты случаются в любом строительстве, и установка наших базовых станций не была исключением. Существовала специфика, связанная с горным рельефом побережья, были сложности согласования аренды для размещения позиций, наблюдались трудности подъезда к точкам строительства, был не прост поиск вариантов энергообеспечения, но в целом – это не останавливало нас надолго. Все работы в таких местах мы старались анализировать и планировать заранее.
Расширение опорных сетей
Работая над реализацией проекта, важно было анализировать всю инфраструктуру создаваемой на побережье сети в целом, не ограничиваясь базовыми станциями. Для этого необходимо было устранять максимальное количество «узких» мест при прохождении абонентского трафика. И с этих точек зрения в регионе под возрастающую сезонную нагрузку также расширялись опорные сети. Поэтому далее хотелось бы рассказать о том, как решались вопросы расширения ёмкости опорных сетей: коммутационной, отвечающей в регионе за обработку голосового трафика, и пакетной, отвечающей в регионе за маршрутизацию трафика передачи данных.
Крышная позиция в г. Сочи
Пока на побережье день за днём строились новые базовые станции, анализ состояния опорных сетей региона показывал, что в 2015 г. голосовой трафик, и трафик передачи данных в летний пик стали прирастать существенно больше, чем в предыдущие годы. Как отмечалось ранее, летом существенно перегружал сетевую инфраструктуру Кубани трафик приезжих туристов, поэтому расширение ёмкостей всех задействованных систем было крайне необходимым. В летний период в августе 2015 г. голосовой трафик по отношению к марту прирос в Краснодарском крае на 36 % в максимуме. Почти на схожую величину, 41%, приросла в регионе сезонная нагрузка и в части трафика передачи данных.
С учётом такой статистики, прежде всего, необходимо было работать с коммутационной системой. Эта опорная сеть непосредственно отвечает за голосовые услуги, т.е. за самый важный мобильный сервис абонента. Согласитесь, было бы обидно большими усилиями построить на побережье много новых базовых станций с большим сезонным трафиком, а затем «завалить» мобильную сеть из-за отсутствия коммутационной ёмкости. Аналогично можно резюмировать и про нагрузку пакетной системы, хотя она является более гибкой к расширению.
Базовая станция в районе Олимпийского парка
О том, как строятся мобильные коммутаторы распределённой архитектуры и как переносится на них «живой» абонентский трафик, рассказывалось ранее в отдельной публикации. В развёртывании опорной коммутационной сети много специфики, и пересказывать тему снова излишне. Однако стоит отметить, что в данном случае Краснодарский край является достаточно большим регионом, он плотно населен, активно «потребляет» мобильную связь, а в шести районах Края вдоль моря летом существенно вырастает курортный трафик. И он перегружает все доступные сетевые ресурсы.
Расширение ёмкости коммутационной системы региона мы выполнили следующим образом. В начале 2015 г. до максимальных значений софтовыми лицензиями мы довели и активировали все хардовые коммутационные ёмкости, закупленные в регионе ранее. Это, как и ожидалось, было недостаточным. Точнее, расширенной ёмкости опорной сети в 2015 г. с трудом, но хватило. Но её бы точно не хватило на перспективу уже в 2016 г. Анализ нагрузки с оборудования показывал, что рост голосового трафика в Краснодарском крае уверенно продолжается, причём всё больше и больше. Нужны были новые хардовые ёмкости. И поэтому под продолжающийся рост трафика в итоге мы построили новый дополнительный коммутатор, который был призван расширить все необходимые ёмкости, и разгрузить основной коммутатор Края.
Монтаж дополнительного мобильного коммутатора (слева направо): стойка софтсвича MSS, стойка медиашлюза MGW
В настоящее время мы полностью завершили строительство нового коммутатора, и проинтегрировали его с мобильной сетью региона. Было выполнено необходимое тестирование нового узла связи со всеми системами региона, в том числе – с платформами. И по итогам проделанных работ мобильный коммутатор был введён в тестовую эксплуатацию. Далее ожидается, что после запуска коммутатора в коммерческую эксплуатацию, голосовая нагрузка в регионе выровнится и распределится по всем медиашлюзам опорной коммутационной сети равномерно. Тогда нехватки ёмкости голосовой опорной системы на горизонте ближайших нескольких лет у нас на Кубани уже не случится. Тоже самое ожидаем и в части обработки Новогодних пиков трафика.
Что касается опорной пакетной системы, то мы также завершили расширение всех необходимых хардовых ёмкостей. В этой системе мы выполнили все необходимые модернизации, поэтому с обработкой трафика передачи данных также проблем от перегрузок не ожидаем. Ёмкости опорной пакетной системы должно хватить с запасом.
Таким образом, в рамках работ по подготовке к курортному сезону было выполнено расширение опорных сетей тоже. И всё это нам было важно, чтобы на опорном оборудовании региона больше не возникало отказов в обслуживании из-за растущего сезонного трафика.
Результаты
Весь 2015 г. мы строили и расширяли покрытие «ВымпелКома» на побережье Черного и Азовского морей, запускали в эфир новые базовые станции 3G и 2G. По проекту мы построили в 2015 г. более 100 дополнительных базовых станций, укрепив и усилив мобильную связь вдоль моря.
Базовая станция в н/п Каткова щель
Запуск в эфир базовых станций позволил улучшить покрытие и ёмкость мобильной сети от Тамани до Адлера. Причём как в части обеспечения голосовых услуг, так и в части передачи данных. Нам хотелось, в первую очередь, в местах массового присутствия отдыхающих обеспечить стабильный уровень мобильного сервиса, и думаем, что это удалось.
Надеемся с началом следующего курортного сезона 2016 г. отдыхающим на море туристам станет комфортнее общаться по телефону, публиковать посты в социальных сетях, слушать музыку и смотреть на отдыхе видеоролики. По крайне мере, для обеспечения на побережье мобильного сервиса мы приложили немало усилий.
Базовая станция в н/п Малый Ахун
Однако невозможно выстроить один раз мобильную сеть для таких мест, не расширяя и не поддерживая её в будущем. Это должна быть комплексная работа по подготовке ёмкостей в зависимости от динамики трафика. И впереди ещё немало работы.
Проект не заканчивается и в 2016 г. продолжается дальше. Мы планируем и впредь усиливать сеть «ВымпелКома» в этих районах. Это интересный проект, наполненный множеством подзадач с ясной конечной целью – давать абонентам возможность чувствовать себя на связи вдали от дома. И поэтому ещё есть над чем работать. Ещё многое можно сделать или попытаться реализовать. Ещё остались места, где нужно работать над покрытием. Задумок и идей у рабочей группы проекта много.
Не только о мобильной связи
Говоря о береговой линии стоит также сказать, что это не всегда может быть отдых и теплое море, жаркое солнце и безмятежное времяпрепровождение. На побережье могут случаться и форс-мажоры, затрагивающие огромное количество людей. И далее хотелось бы осветить этот момент с точки зрения мобильной связи тоже.
Ведь мобильная связь нужна на побережье не только тогда, когда всё хорошо, и отдыхающие могут свободно звонить своим родным и близким. Она необходима тогда, когда случаются коллапсы и наступают чрезвычайные ситуации. В такие моменты всем нужна оперативная информация.
В рамках проекта мы попытались решить вопрос с обеспечением покрытия в зоне Таманского полуострова в районе Керченского пролива. Туризм в этих прибрежных районах ещё только развиваются в сторону цивилизованного отдыха. Но особенность этих районов заключается в том, что здесь проезжает большое число транзитных туристов. В 2014–2015 годах тут было особенно жарко, потому что здесь находится Керченская переправа.
Дорога к Керченской переправе
Летом 2014 г. на Керченской переправе резко возрос трафик машинопотока, и в районе образовались многокиллометровые пробки. В июле 2014 г. время ожидания автомобилистов в пробке в пиковые часы составляло порядка 40 часов. И это несмотря на то, что на Керченской переправе курсировали в полную силу все имеющиеся паромы. Летом в очереди на паром ожидало до трех тысяч машин ежедневно. Предполагалось, что все задействованные паромы могут уменьшить время ожидания автомобилистов, и позволят увеличить пропускную способность переправы за счёт более интенсивного графика работы. Но поток прибывающих машин в тот год не уменьшался. Летний сезон 2014 г. вскрыл на Таманском полуострове немало общих организационных проблем: желание проехать через Керченскую переправу было у многих, но сами возможности переправы являлись ограниченными.
Год спустя, в июле 2015 г., после всех предпринятых на Таманском полуострове мер обеспечения прохождения транспорта, время ожидания автомобилистов в очереди сократилось. В летний сезон 2015 г. путь туристов уже старались максимально облегчить. Были запущены катамараны, дополнительные паромы, усилена регулировка очередей на переправе, сформированы временные лагери в местах скопления машин, организовано приоритетное прохождение организованных колонн. И предпринятые меры в какой-то степени выправили ситуацию. Однако в июле 2015 г. время ожидания было по-прежнему долгим и в пиковые часы составило около 15 часов.
Стараясь как-то реагировать на происходящее, мы попытались усилить в этом районе покрытие нашей мобильной сети, одновременно не забывая и о туристах, непосредственно приезжающих в эти места на отдых. В проекте были спланированы и реализованы дополнительные базовые станции, обеспечивающие покрытие на подъезде к Керченской переправе. Мы постарались развить наше покрытие здесь не дожидаясь, когда будет построен мост через пролив. И в итоге покрытие и ёмкость мобильной сети в этом районе были усилены.
Помимо транспортных коллапсов, в Краснодарском крае также случаются стихийные природные явления. И тогда разом может меняться весь привычный уклад жизни. В частности, это происходит тогда, когда на побережье обрушиваются штормы, ливни, и ураганы. И иногда всё это может заканчиваться печальными исходами.
25 июня 2015 г. на Сочинский район «налетел» сильнейший циклон, который сопровождал ливень такой силы, что из берегов вышли несколько горных рек. Потоки воды уносили автомобили, гаражи, были затоплены государственные и общественные учреждения, магазины, сотни домов и десятки улиц, тоннели, ж/д вокзал и аэропорт. Стихийное бедствие в Сочинском районе напоминало большой вселенский потоп. Из-за сильнейших дождей ливневые стоки не справлялись с отводом воды. В городе был введен режим чрезвычайной ситуации, а из затопленных районов производилась срочная эвакуация людей. В некоторых районах Сочи даже образовались целые «аквариумы» с затопленными под крышу домами из-за особенностей прибрежного рельефа. Пострадали в основном городские районы, находящиеся ниже уровня моря.
Последствия стихийного бедствия в г. Сочи 25 июня 2015 г.
Всё напоминало какой-то нереальный голливудский фильм, но произошло это в городе-курорте российского Юга. Кругом были люди, ставшие жертвами водной стихии. Вода пришла так быстро, что жители потонувших районов и отдыхающие не успели спасти практически ничего. Найти документы, обезопасить свою семью, и отзвониться родственникам – это практически все, что удалось сделать. Со слов местных жителей, подобный ливень в Сочи наблюдался лишь в 60е годы прошлого столетия.
В те дни жители города и отдыхающие делали тысячи звонков в минуту в поисках друзей и родственников, и любая информация была важна и бесценна. Ведь большое количество людей в Сочи оказались в ситуации неопределенности. Нагрузка на нашу мобильную сеть возросла тогда многократно. Причём и в коммутационной системе обработки голосовых вызовов, и в пакетной системе передачи данных. Ведь люди не только звонили, но и активно делились фото и видео в соцсетях, информируя общественность обо всем происходящем.
Для нашей городской мобильной сети непогода стала настоящем вызовом и испытанием на прочность. На территории Большого Сочи у нас «легли» и ушли из эфира 28 базовых станций в районах Мацеста, Хоста, Кудепста, Адлер, и Имеретинская низменность. На 10 из них после попадания молний выгорели передатчики. Три контейнерные позиции в результате потопа полностью утонули в воде. Остальные позиции оставались вне эфира из-за потери электропитания. Помимо этого, в Большом Сочи у нас «упала» радиорелейная линия из 6 пролётов, обеспечивающая каналы до базовых станций.
Спасательная операция в г. Сочи 25 июня 2015 г.
Несмотря на стихийные погодные условия, время суток и отпуска, наши технические подразделения бросились оперативно «поднимать» мобильную связь в городе во всех затопленных районах. Необходимо было восстановить работоспособность базовых станций в кратчайшие сроки, прикладывая максимум усилий для устранения на мобильный сети аварийных участков. И в первую очередь, на тех позициях, где энергообеспечение не ожидалось в ближайшие время, были «подтянуты» дизели и подано временное электропитание своими силами.
Одновременно с восстановлением работоспособности базовых станций, на городской сети Сочи был проведен ряд комплексных мероприятий по модернизации телеком-оборудования. Были перенесены и переконфигурированы все пострадавшие радиорелейные пролеты. Затопленные контейнеры с базовыми станциями осушены, затем подняты выше, чем располагались ранее, или вовсе перенесены на новые точки. А часть основного и дополнительного оборудования была заменена на новое, более современное.
В результате, совместными усилиями в пострадавших районах курортного города в течение недели были полностью устранены все последствия удара стихии по мобильной сети, а покрытие реанимировано на 100% и восстановлено до рабочего состояния. И как итог, все проблемы на сети были ликвидированы, а мобильная связь в Сочи снова начала функционировать в привычном штатном режиме.
В заключении публикации хотелось бы поблагодарить всех коллег, принимавших участие в работе над проектом на побережье, Краснодарский филиал, Сочинское отделение, Новороссийское отделение, Управление Южного региона в Ростове-на-Дону, наших строительных подрядчиков, и всех, кто помогал нам строить у моря базовые станции. Несмотря на горную специфику побережья нам удалось реализовать почти всё задуманное. И надеемся, что проделанная работа позволит достойно принять отдыхающих на море уже в следующем курортном сезоне 2016 г.
Автор: ВымпелКом (Билайн)