Доброго времени суток, дорогие обитатели Хабра.
Я давно уже читаю посты здесь по разным вопросам, в основном касающимся моих хобби или интересов, вовсе не связанных ни с хобби, ни с профессиональной деятельностью. Да, я забыла представиться.
Мила, очень приятно. По образованию биолог, по профессии и вышке биотехнолог, по интересам... Ну, сложно сказать.
Интересы у меня оочень разнообразные - от рисования анатомических иллюстраций до вязания крючком. В большинстве увлечений я стараюсь придерживаться баланса, более-менее равномерно осваивая различные отрасли искусства. Я не делаю различий между традиционным рисунком карандашом и кистью, рисованием на графическом планшете в фотошопе, лепкой в режиме реального времени из глины и пластики или с помощью пакетов 3D-программ - для меня это все художество. Порой я даже успешно совмещаю все разом в одном проекте.
Но в последние годы на первый план все сильнее выходит 3D-моделирование.
Только это не моделирование сложных технических элементов с помощью автокада и ему подобных инструментов. Хотя и такое у меня есть:
Но технику пилить я не люблю, я все-таки биолог.
Вот органика и лепка - это моя тема. А художественные навыки мне достались по наследству - мама тоже художник.
Так уж получилось, что я с детства люблю две вещи: рисовать и науку. И я просто не могу бросить и оставить что-то одно. Приходится совмещать приятное и полезное.
- Разве биологу пригодятся навыки рисовальщика? - спросите вы.
- Еще как, - отвечу я.
В чем же? Например, в опознавании видов. Телефон может и сесть в самый ответственный момент, а вот карандаш с бумагой не подведут.
Да и в принципе приятно просто посидеть, помедитировать в парке, почувствовать себя частью природы, и порисовать все, что в поле зрения попадает.
Помимо того, навык рисования отлично помогал мне и в микробиологии. Попробуйте-ка меньше, чем за полчаса зарисовать неведомую фигню под микроскопом при трех условиях:
-
вы впервые ее видите и не понимаете, что это такое вообще (хотя я-то как раз понимала)
-
микроскоп старый, советский, световой, а в качестве источника света - только зеркальце, т.к. лампа сломана. И настройки сбивать - время терять.
-
тубус с окуляром очень длинный, и малейший сдвиг глаза уже лишает вас возможности лицезреть прозрачную бесцветную ерунду, которую надо нарисовать за время занятия. А лучше быстрее - следующая пара в корпусе, бежать до которого минут 8 по гололеду. Квест, однако!
Кроме того, биологическое рисование можно обратить на общественную пользу. Например, одно время я увлекалась тем, что делала познавательные методические карточки.
Кроме того, есть такая вещь, как реконструкция. Я думаю, многие с ней сталкивались, когда открывали атлас с динозаврами. Для этого надо быть весьма талантливым художником, и одновременно разбираться в анатомии. Да не в простой, а в сравнительной: реконструктор должен знать, какая кость в организме какого животного какую функцию выполняет, какие выступы и впадины на ней за что отвечают, и как могут крепиться друг к другу так, чтобы животное могло двигаться. Но об этом я тоже когда-нибудь сделаю отдельный пост - уж слишком много тонкостей.
Но одними зарисовками животных дело, конечно, не ограничивалось. К тяге к познанию мира всегда прицепом шло воображение, и, естественно, желание это самое воображение перенести в жизнь, хотя бы и в рисунке.
И тут тоже пригодилась биология. Да, можно пойти по пути художников-сюрреалистов, и просто и бездумно смешивать куски и образы животных и предметов, вкладывая глубокий аллегорический смысл. Но... нет.
Дело в том, что в человеке заложено некоторое представление о "правильности" окружающего мира. Нет, я не о божественной искре, хотя можете называть это и так, и не о "универсальных стандартах красоты", которых не может быть по определению. Я о том, что художники Античности и эпохи Возрождения называли золотым сечением.
Так уж повелось, что природа (Бог, естественный отбор, вселенский разум - как угодно) отбирает наиболее эффективные формы для всего, ее составляющего. И так получилось, что большая часть этих форм вписывается в некоторые закономерности. Наш
Другими словами, даже фентезийное чудовище, нарисованное в соответствии с законами биологии, выглядит более приятным глазу, нежели бездумно слепленная химера.
Вот несколько примеров.
Биологичность - это не термин. Я просто обозначаю этим словом совокупность деталей, так или иначе отвечающих некоторым законам биологии. Например, глаза - хорошо сделанные, подвижные и проработанные, они выполняют важную функцию - делают модель или картинку живее.
Разумеется, в любом искусстве есть свои проблемы. Например, когда я делаю на заказ (а я делаю в том числе на заказ арты и модели), заказчик зачастую сам не представляет, что хочет, давая весьма размытые указания. А после выполнения большей части работы требует переделать, так как более гармоничное его не устраивает, устраивает вот эдак... а как и что устраивает - он и сам не знает. Вот и приходится поступаться биологичностью в угоду сиюминутным прихотям человека, который завтра передумает.
Другая проблема - из-за некоторой закостенелости (что поделать - профессиональная деформация) мне бывает сложно смотреть на чужие творения. Причем как с художественной, так и с биологической точки зрения. Особенно, когда человек оправдывает все косяки с анатомией и качеством "своим стилем". Ты рисуешь без году неделя, какой стиль?!
*на этом моменте в меня должны лететь тапки на первой космической скорости*
Но не об этом пост. А о том, что биологического мерча - не важно, 3D-шного или любого другого - не так уж много. А тот, что можно найти, в большинстве своем не отличается ни качеством, ни биологичностью. А то и содержит грубейшие ошибки по всем фронтам - и качеству, и научности, и художественной части.
Максимум, который можно найти везде - детские наборчики с динозаврами.
Шутка.
Есть еще персональные проекты и мерч популяризаторов из числа блогеров.
Вот и я давно вынашивала идею биологической пропаганды путем создания всякой мелочи, хотя бы и брелков. И наконец-то возможность такая появилась.
По совместительству я сейчас являюсь одним из админов научно-популярного паблика. Хотите, считайте рекламой, но правомерно ли считать рекламой пост админа о своей работе?
Вот ту и пригодились мои навыки - и как биолога, и как художника. Потихоньку пилим познавательный, обучающий и развлекательный (и все это одновременно) контент с применением самых разных подходов.
Но популяризаторство - это особая стезя. Все, что подается под этим соусом должно быть не только научно и доступно, но и интересно, весело и, что самое главное, полезно. И вот это самое сложное - совместить это все в лаконичную единую форму.
Начинать надо с простого. Сейчас в разработке находятся несколько видов брелков разной детализации и с разной символикой, в планах подставки и майки с различными ископаемыми. Некоторые из них готовы или почти готовы.
Примечание. Да, я буду использовать слова "брелка", "брелков" вместо "брелока", "брелоков", т.к. во времена моего детства соответствующей поправки в словаре не было, и обе формы были легитимны в употреблении :-)
Контур для зубра был "нарисован" вручную инструментами создания полигонов. Из этого вытекли некоторые неприятные вещи, вроде инвертированных полигонов и двойных вершин, так как внутренние инструменты программы не всегда позволяют контролировать каждый шаг и вовремя заметить ошибки. Плюс мой компьютер новизной и свежестью не блещет - он далеко не геймерская машина :-)
Поисковые решения были трудными. Как именно должен выглядеть зубр, насколько стилизованным он будет, и где должно быть кольцо - решали всем коллективом)
В результате брелок отвечает всем требованиям:
-
он научен, то есть соответствует сущностным биологическим характеристикам, отражает фенотип животного, к тому же содержит латинское видовое наименование
-
он интересен - своей формой, необычностью и стилем. Художественное исполнение в виде гибрида плоского стилизованного изображения и одновременно объем - определенно привлекает внимание.
-
он полезен. Пускай его функция совсем простая: как Щелкунчик предназначен для того, чтобы колоть орехи, зубр всего лишь брелок для ключей или украшение на сумку. Но благодаря форме он теперь еще и инструмент познания, и индивидуализирующий аксессуар.
Вот сколько всего полезного! А это всего лишь брелок.
Но если со стилизацией под 2D-векторное изображение все более-менее ясно, то с созданием другого брелка возникли сложности. Не в плане исполнения, хотя зебра порой брыкалась на поворотах, а в плане облика животного.
Чтобы примерно понимать, что это за животное такое - это Щитень, также известный как Триглаз (Triopsidae). Таксономически это жаброногое ракообразное, обитающее обычно во временных (пересыхающих) водоемах и весьма широко распространенные. Если вы ни разу не видели этих прекрасных существ - не расстраивайтесь, большая их часть размером всего несколько сантиметров (разные виды бывают от 2-3 до 15 см).
Внешне они очень сильно различаются, в чем вы можете убедиться сами.
В процессе создания все части тела моделились отдельно для удобства работы. Некоторые, как лапки, потом дублировались. Некоторые подвергались большим модификациям, вроде ретопологии. Хотя на конечном результате неопытный глаз всей величины работы не заметит.
В конце концов, пока остановились на таком варианте - среднем между современными и ископаемыми видами.
Но и это еще не все. Объединенную модель еще надо проверить на ошибки - дыры, пересечения, визуальные отклонения и т.д. Отчасти это делается в самой зебре, отчасти в других, специализированных программах. Кроме того, я люблю орудовать рендерами.
Это не праздная прихоть - порой это помогает углядеть совсем незаметные вещи. Как, например, неровности после объединения и обрезки фигуры
Однако и на этом не заканчивается работа - ни одна модель не делается в единственном варианте, особенно поисковая. Так что этому рачку еще придется послужить полем для экспериментов - делать ли рельеф на "донышке" и каким его делать - логотипом паблика или лапками самого рачка?
Да и материал брелка еще является предметом долгих дум - ведь надо учесть это при дальнейшей работе: что и насколько сильно детализировать, делать ли полости или разрезать для удобства печати, планировать поддержки, как в танцах.... На первое время планируется fdm-пластик, но какой - в этом я не разбираюсь, так как своего 3D-принтера у меня пока нет. Но я над этим работаю.
Надеюсь, мое знакомство с Хабром будет долгим и плодотворным.
Всего хорошего!
P.S. Я не знаю, нужно ли ставить теги и какие. Вообще, приму любую посильную помощь в освоении статьеписания на Хабре.
Автор: Mila Higher