Почти все наши ребята собираются связать свою судьбу с ИТ-отраслью. И конечно, мы готовим их к ЕГЭ по информатике, с расчетом на то, что они пойдут в профильный вуз на ИТ- специальность.
Способов подготовки к ЕГЭ – великое множество. Тут важно, чтобы ребята решали задачи, что называется «из первых рук».
Для нашего курса мы заключили договор на разработку КИМов (задач) с Михаилом Абрамовичем Ройтбергом, редактором знаменитого http://ege-go.ru/.
Экспериментальная группа 2013-2014 учебного года состояла из 13 школьников. Средний результат наших выпускников – 74,5 балла (абс.рекорд в 1С: Клубе у Миши Воронцова – 92 балла). По России средний балл ЕГЭ по информатике в 2014 году упал до 57,2, на этом фоне считаем наши результаты вполне достойными. Материалы курса растиражированы в регионы и с этой осени по ним будут заниматься ребята в наших филиалах (см. www.club.1c.ru/#contacts).
Задачи курса:
- Изучение тем, не рассматривающихся (или слабо изучающихся) в школьной программе.
- Научить школьников применять теоретические знания для решения практических задач.
Занятие у нас проходит как классический урок: теоретические сведения, разбор заданий ЕГЭ, самостоятельная работа.
В отличие от других занятий в 1С: Клубе программистов (где главная задача — увлечь и заинтересовать), тут ребята постарше (11-кл.) и уже мотивированы. Поэтому они получают домашнее задание с обязательным последующим анализом и разбором результатов.
Основной подход: вариативность заданий. Мы стараемся ориентировать школьников не столько на прорешивание задач текущего года, сколько на рассмотрение существующих типов задач.
Курс состоит из двух модулей. Модуль 1 посвящен решению задач частей А и В, в модуле 2 рассматриваются задания части С.
Присутствует теоретическая и практическая части. Каждая тема начинается с повторения или рассмотрения основных теоретических понятий, формул, алгоритмов, затем подробно рассматривается выполнение типовых заданий, после этого предлагаются задания для самостоятельной работы.
Курс построен на преемственности занятий. Знания, полученные на предыдущих занятиях, школьники применяют далее.
Мы пытались решить проблему расхождения между уровнями изучения информатики в школе и требованиями ЕГЭ. Например, в школьной программе при изучении систем счисления даются алгоритмы перевода и (не всегда) арифметические операции. Встречается недостаток общего понимания, обусловленный, вероятно, недостатком времени, отводимого для изучения данной темы.
Ряд тем, как показывает практика, редко рассматриваются в школьной программе, в частности диаграммы Эйлера, IP-адресация, рекурсия, вспомогательные алгоритмы, динамическое программирование. Поэтому данные темы снабжены более подробным изложением теории.
При рассмотрении тем, связанных с алгоритмами и языками программирования, помимо повторения теории, приведены базовые алгоритмы. Например, для программ с циклами — суммирование, нахождение количества элементов, удовлетворяющих условию и пр. В модуле 1 рассмотрены те из них, которые наиболее актуальны для выполнения заданий части А и В.
Модуль 2 посвящен заданиям части С. Задания классифицировались на основе анализа заданий, предлагавшихся при проведении диагностических, тренировочных работ, пробных экзаменах и в различных сборниках.
Зачастую, задания С1 представляют для учащихся серьезные проблемы, так как связаны с поиском ошибок в написанной программе, что намного сложнее, чем написать собственную. Мы рассматриваем два типа заданий. Задания с использованием оператора выбора, которые представлены примером на определение принадлежности точки некоторой области на плоскости. И циклические алгоритмы на обработку чисел с использованием операций целочисленного деления и нахождения остатка.
В задании С2 в теоретической части добавляются алгоритмы, связанные с обработкой массивов (нахождение максимумов и минимумов, сортировка и пр.). В отдельные темы выделены решения задач на обработку одномерных и двумерных массивов.
Задания, связанные с написанием программ выполняются следующим образом: сначала написание программы на бумаге (как это будет на экзамене), затем отладка написанных программ на компьютере и анализ допущенных ошибок. Сразу писать программу на компьютере запрещается – необходимо приобретать навыки написания вручную, чтобы избежать дополнительных ошибок на экзамене (в том числе и синтаксических).
Рассмотрение задания С3 начинается с обзора основных понятий теории игр, затем рассматривается пример на построение неполного дерева игры. И только после этого решается пример на поиск стратегии. Как показывает опыт, задания С3, предлагавшиеся в последние два года, плохо воспринимаются учащимися без предварительной подготовки в виде решения задач предыдущих лет.
В заданиях С4 выделены следующие темы: обработка строк и больших массивов числовых данных, обработка дат, обработка записей и обработка файлов. При рассмотрении этих тем не ставилось цели дать общий алгоритм решения задач С4, а показать на примерах некоторые способы обработки. Хотя задания, связанные с обработкой файлов редко встречаются в диагностических и тренировочных работах мы рассматриваем их в первую очередь, так как отладка задач С4 начинает занимать намного меньше времени за счет подготовки тестовой информации в файле.
Основным отличием занитий в нашем клубе является наличие учебных материалов, в которых ко всем заданиям приведены решения, а не только ответы. Во многих сборниках для частей А и В предлагаются только ответы. И в случае сложного задания возникает проблема: ответ не получается, а как решить — не знаю. Поэтому каждое задание, предложенное в курсе, снабжено подробным решением.
В ходе занятий проводится промежуточное тестирование, по одной или нескольким темам, что позволяет следить за уровнем подготовленности учащихся и, при необходимости, возвращаться к пройденным темам.
Преподаватель: Тощенко Ирина Жановна.
Автор: Ilya_Andreev