Сами знаете, работа с Bitrix подразумевает очень много повторяющихся, похожих друг на друга задач. Иногда везёт, и попадается что-то необычное, но это крайне редко, даже если специально ищешь в этом направлении.
Именно поэтому уже давно меня посетила мысль писать статьи об опыте работы с Bitrix (а опыт, осмелюсь сказать, уже немалый), но хотелось повторять то, что уже написано и сказано на просторах сети. Ведь нестандартные вопросы решаются через:
- техподдержку (где чаще всего на этом уровне проблемы уже не решаются, а лишь даётся направление, куда думать далее) и
- поиск по кусочкам, по крупицам в сети (спасибо друзьям разработчикам, кто уже разбивал лбы на нестандартных вопросах и позаботился о других)
Однако час собственных публикаций настал в связи с тем, что мой комментарий попал в техническую документацию по Битриксу. Речь идёт о последнем пункте штатной работы с инфоблоками.
Дело в том, что я понемногу пытаюсь получить сертификат разработчика. Именно «понемногу» потому что вопросы часто бывают с подковыркой. Верный ответ приходится перефразировать, выискивать в документации. Но кроме того, даже с большим опытом работы не перестаёшь находить что-то новое и интересное. И скорее именно это не даёт ускорить процесс, а приходится медленно и скрупулёзно вчитываться в строки документации, запоминая возможные варианты ускорения и улучшения разработки.
И тем необычнее было для меня наткнуться на, казалось бы, простой вопрос о последовательности штатной работы с инфоблоками (от проектирования до кастомизации) на странице обучения:
Посмотреть урок «Работа с инфоблоками штатными средствами»
Но последним пунктом я не увидел настройку отображения под конечного пользователя, написал комментарий к уроку. И очень скоро тот (слегка перефразированный) появился восьмым пунктом на сайте:
Настройка отображения данных инфоблока в административной части под нужды обычного пользователя. Как показывает практика, почти никто из Контент-менеджеров не желает ознакомиться с этой возможностью и не умеет перенастраивать отображение структуры инфоблоков под себя.
Да, я понимаю, что этот пункт скорее является дополнительным геморроем для разработчиков и ещё более отдаляет конечного пользователя от создателя сайта. Но в том-то и дело, что это практика практика. Почти никто из конечных пользователей (а часто это бывают работники бюджетных структур) не только не понимает, что любое отображение инфоблока можно настроить под себя, но и не желает знакомиться с курсом Контент-менеджера, ссылку на который часто даётся в инструкции к законченному сайту.
Даже попытки как-то ограничить этот курс краткими ссылками на работу с сайтом в публичной части, работу со списками элементов — часто бывают неподъёмными для обычного пользователя. Начинающему контент-менеджеру Битрикса кажется, что он во всём разберётся методом тыка (я и сам был такой). Но лишь ознакомившись с документацией понимаешь, сколько скрытых возможностей таит в себе «админка», сколько времени ты тратил зря, пытаясь редактировать элементы поодиночке и делая тому подобные глупости.
Поэтому да, реальность такова, что разработчику приходится тратить время на изменение отображения инфоблоков под конечного пользователя. А именно кроме непосредственно разработки приходится продумывать:
- Количество и названия вкладок в форме редактирования элемента. При этом убирать лишние, т.к. ненужные вкладки обязательно родят вопросы типа: «А для чего это?» Я уж не говорю о наболевшей вкладке «Реклама», которая не убирается так уж просто.
- Что именно должно быть на каждой из вкладок элемента, чтобы структура элемента была логична и понятна. Не забываем о заголовках свойств и подсказках к ним.
- Структуру и порядок сортировки элементов в списке инфоблока. Вывести все важные необходимые поля, логически вытекающие из смысла инфоблока. Конечно, это уже можно делать по желанию, но иногда это просто необходимо, чтобы пользователь не задавал лишних вопросов.
- Настроить совместный или раздельный способ просмотра элементов. Почему до сих пор не сделана возможность переключения режима отображения нажатием одной кнопки я не знаю, но мнимое «отсутствие» элементов в разделе инфоблока при настроенном раздельном просмотре часто может ввести пользователя в ступор.
И ещё один важный момент. Пока не приходилось слышать нареканий на этот счет, но тем не менее проблема есть и она не замечается разработчиками самого продукта. Наверняка это как-то можно изменить, но беглы поиск не дал результатов. О чём же идёт речь?
В форме редактирования элемента мы можем настроить название любой вкладки и любого поля. Например, изменить название поля «Детальная картинка» на «Логотип» или поле «Наименование» на «Слайд». Но это невозможно сделать в списке элементов. Там данные поля так и будут называться «Детальная картинка» и «Наименование», и изменить это обычным способом невозможно, что, как я думаю, немало вводит в заблуждение среднестатистического случайного пользователя, считающего эти поля разными.
Может быть сейчас решение уже появилось. Подскажите, буду очень признателен.
Итак, резюмирую: Разработчику кроме продумывания и настройки работы самого инфоблока приходится продумывать и настраивать отображение редактирования его разделов и элементов для конечного пользователя. Этим правилом можно пренебречь, если подразумевается, что сайтом будет управлять опытный пользователь или сайт обладает очень малой структурой. В ином случае в структуре сайта может запутаться не только пользователь, но и сам разработчик. И это реалии сегодняшнего дня.
Автор: крепыш