В то время, как Kickstarter изобилует интересной статистикой, а читатели пишут о нём отличные аналитические посты, на рынке отечественного краудфандинга в плане статистики и аналитики как-то совсем плохо. Максимум, на что можно рассчитывать — парочка интересных цифр где-нибудь на «фасаде» сервиса. Цифры эти, конечно, очень оптимистичные и не отражают в целом ситуации на рынке. Но очень хотелось бы хотя бы примерно оценить как обстоят дела у нас.
Многие краудфандинговые сервисы в России умерли, не успев родиться. Примеры: RuStarter (сейчас редиректит на Boomstarter), IT RockOut, TimeToStart. Более менее держатся на плаву Planeta.ru, Boomstarter, С миру по нитке и ряд других помельче. На этих сервисах периодически появляются новые проекты, с различным успехом завершаются старые — платформы живут и функционируют. Остаётся лишь один вопрос — с каким успехом?
Я решил собрать маленькую и простую статистику по одному из перечисленных сервисов. Чем больше кампаний на сервисе, тем лучше. Оценив примерно количество активных и завершённых кампаний на каждом из них, я пришёл к выводу, что крупнейшим по количеству зарегистрированных кампаний является краудфандинговый сервис Planeta.ru: там мне удалось насчитать 424 кампании, в то время как на Boomstarter — около 200, на «С миру по нитке» — около сотни.
Из перечисленного количества проектов на Planeta.ru, завершено 236, текущих — 188. Если рассматривать по категориям, то картина следующая:
Категория | Всего проектов | Завершённых | Текущих | Доля завершённых |
Спорт | 1 | 0 | 1 | 0% |
Технологии | 14 | 9 | 5 | 64,29% |
Видео | 58 | 14 | 44 | 24,14% |
Общество | 50 | 41 | 9 | 82% |
Театр | 11 | 9 | 2 | 81,82% |
Фотография | 10 | 6 | 4 | 60% |
Искусство | 23 | 17 | 6 | 73,91% |
Игры | 10 | 8 | 2 | 80% |
Еда | 10 | 5 | 5 | 50% |
Дизайн | 6 | 3 | 3 | 50% |
Музыка | 165 | 106 | 59 | 64,24% |
Литература | 28 | 13 | 15 | 46,43% |
Мода | 1 | 0 | 1 | 0% |
Благотворительность | 23 | 0 | 23 | 0% |
Другое | 14 | 5 | 9 | 35,71% |
Видим, что наибольшее количество проектов в категориях «Музыка» и «Видео». И вообще, налицо смещение фокуса в сторону творческих проектов нежели социальных. Возможно, это объясняется популярностью того же Kickstarter, ведь именно ориентированность на творческие проекты зарекомендовала себя на рынке краудфандинга и в значительной мере популяризировало само явление краудфандинга. Абсолютными лидерами, как видно, являются проекты категории «Музыка», которые составляют порядка 39% от общего числа.
Однако, куда интереснее узнать: сколько среди всех этих проектов успешно собрали целевую сумму? Собравших 100 и более процентов целевой суммы назовём успешными, менее 100% — неуспешными, собравших 0% — провальными. Также учтём, что записать проект к «успешным» можно даже в случае незавершённой кампании (ведь если проект собрал больше 100% целевой суммы ещё до окончания кампании, он в любом случае считается успешным), а к неуспешным и провальным — только в случае уже завершённой. Получим такое распределение по категориям:
Категория | Всего проектов | Успешных | Неуспешных | в т.ч. провальных | Доля успешных | Доля провальных |
Спорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 0% | 0% |
Технологии | 14 | 1 | 8 | 4 | 7,14% | 28,57% |
Видео | 58 | 8 | 8 | 10 | 13,79% | 17,24% |
Общество | 50 | 8 | 33 | 10 | 16% | 20% |
Театр | 11 | 1 | 8 | 1 | 9,09% | 9,09% |
Фотография | 10 | 1 | 5 | 3 | 10% | 30% |
Искусство | 23 | 2 | 15 | 7 | 8,70% | 30,43% |
Игры | 10 | 0 | 8 | 0 | 0% | 0% |
Еда | 10 | 3 | 2 | 0 | 30% | 0% |
Дизайн | 6 | 1 | 2 | 1 | 16,67% | 16,67% |
Музыка | 165 | 35 | 79 | 35 | 21,21% | 21,21% |
Литература | 28 | 2 | 12 | 9 | 7,14% | 32,14% |
Мода | 1 | 0 | 0 | 0 | 0% | 0% |
Благотворительность | 23 | 0 | 0 | 0 | 0% | 0% |
Другое | 14 | 1 | 4 | 2 | 7,14% | 14,29% |
Отсекаем мысленно категории «Спорт» и «Мода» (они не представляют интереса, так как в каждой из них всего один незавершённый проект), и видим, что наибольшая доля успешных проектов в категориях «Еда» и «Музыка», а в категориях «Игры» и «Благотворительность» вообще нет успешных проектов. Для «Благотворительности» это обусловлено тем, что такие кампании в большинстве являются долгосрочными (для некоторых вообще не указан срок окончания) и не завершены на текущий момент, поэтому судить об их успешности пока рано. В то же время видно, что среди таких кампаний совсем нет провальных: любой из зарегистрированных благотворительных кампаний удалось собрать хоть какую-нибудь сумму.
Интересно взглянуть на категорию «Игры». Несмотря на то, что ни один проект не собрал целевой суммы, среди них также нет ни одного провального: люди готовы жертвовать деньги.
Самыми «провальными» в относительном выражении являются категории «Литература» и «Искусство» — 32,14% и 30,43% провалившихся кампаний соответственно. Категория «Технологии» также не отличается успехом: провалилось 28,57% кампаний.
В целом, среди всех завершенных проектов всех категорий доля успешных — 26,7%, доля провальных — 34,7%. Для сравнения: доля успешных проектов на Kickstarter порядка 43%.
Наконец, собранные деньги. На гистограмме ниже представлены собранные всеми проектами каждой категории суммы в рублях.
То же, но в процентах от общей суммы собранных средств на ресурсе:
Как видно, лидерами по сборам с большим отрывом являются проекты категории «Музыка» и «Видео», что явно коррелирует с количеством зарегистрированных кампаний в этих категориях (их больше всего). На успешные проекты было пожертвовано 5 741 514 руб. (от суммы), на неуспешные — 28 288 077, рубля. В общей сумме, был пожертвован 34 029 591 рубль.
Тут интересный момент: сам сервис сообщает об общей собранной сумме в 37 106 254 рубля (сбор данных мной производился 28.10.2013), хотя я уверен, что собрал данные по всем представленным на сайте проектам. Возможно, человеческий фактор с моей стороны, но на 3 миллиона ошибиться — очень сомнительно. Возможно, сумма, сообщаемая сервисом, указана без учета комиссии самого сервиса, но об этом нигде не сообщается.
Краудфандинг в России (да и в мире в целом) сейчас на пути становления. Но уже сейчас даже в отечественной практике есть вполне успешные проекты. Самый успешный найденный мною проект собрал 1063 % от целевой суммы, что весьма неплохо. В целом же, доля успешных проектов, как уже было сказано, составляет не более 25 — 28% среди всех завершённых. Это меньше, чем на Kickstarter, однако, тоже неплохой результат. Напомню также, что изначально создатели того же Kickstarter не рассчитывали получать больше 5% успешных проектов, но результат оказался неожиданно лучше. Как будет развиваться отечественный краудфандинг — покажет время.
P.S. Это мой первый пост, поэтому буду рад всем конструктивным замечаниям и указаниям на ошибки.
Автор: kspitfire