Python для ребёнка: выбор самоучителя

в 15:09, , рубрики: python, python 3, Блог компании Райффайзенбанк, дети, изучение языков, книги по программированию, Программирование, ребенок, самоучители, учиться, Читальный зал

Python для ребёнка: выбор книги для самостоятельного изучения языка в 2018 году

Мой сын заинтересовался программированием на Python, и у меня появился вопрос – есть ли сегодня возможность купить книгу для ребёнка в качестве самоучителя? Самоучители для взрослых детям не подходят – мотивации продираться самостоятельно через учебники программирования и у взрослых не всегда хватает, а у ребёнка скучное «академическое» изложение вообще может убить весь интерес к предмету на пятой странице.
К счастью, на момент написания статьи (конец 2018 года) выбор оказался весьма широк – есть как переводные, так и отечественные книги, нацеленные на детскую и подростковую аудиторию. В ходе поиска, отсеяв книги по Python 2, я смог найти 10 свежих книг по Python 3 для детей, изучил каждую их них вживую в офлайн-магазинах, и результатами своих изысканий хочу поделиться с вами в статье под катом.

Для самых маленьких – весело и с картинками

К. Вордерман и др. Программирование для детей: Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python

К. Вордерман и др.
Программирование для детей: Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python, 224 стр.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
ISBN: 978-5-00057-472-0, 978-5-00100-073-0, 978-5-00100-557-5, 978-5-00117-348-9
Carol Vorderman. Computer Coding for Kids: A Unique Step-By-Step Visual Guide, From Binary Code to Buildings Game, 224 pp.
Publisher: DK Children, June 2014
ISBN: 978-1-40934-701-9, 978-0-24118-169-0 (eBook)

«Dorling Kindersley» — это Ferrari мира детских издательств. Поэтому с одной стороны, покупая книги с этим логотипом, вы можете быть уверены в качестве как текста, так и печати, но с другой стороны — Ferrari дёшево не бывает. К данной конкретной книге всё это относится в полной мере – отличное качество полиграфии, продуманное и нацеленное именно на детское восприятие изложение – но при стоимости, заметно превышающей среднюю по рассматриваемой выборке.
Эта книга отличается от всех остальных тем, что её целевая аудитория – самые младшие школьники, и их знакомство с программированием начинается не сразу с Python, а с языка визуального программирования Scratch, аналогом которого в нашей системе образования является «ПервоЛого». Информация в книге распределена так: 64 страницы посвящены Scratch, 94 страницы – Python, причём материал излагается в сравнении со Scratch, а в двух последних главах на 45 страницах рассказывается про устройство компьютеров и интернета.
Единственный недостаток этого издания с точки зрения русскоязычного читателя состоит в том, что фразы на английском языке, используемые в программах-примерах, оставлены без перевода. Маленький российский читатель в целевом возрасте скорее всего ещё не знает английский настолько свободно, чтобы суметь их прочитать даже со словарём – и без помощи родителей здесь не обойтись, зато навык чтения на английском тоже может быть прокачан.
Качество полиграфии издания – великолепное, цветная печать на хорошей белой бумаге, полутвёрдая обложка, шитый блок обеспечивает долговечность и детеустойчивость.

К. Вордерман и др. Программирование на Python: Иллюстрированное руководство для детей

К. Вордерман и др.
Программирование на Python: Иллюстрированное руководство для детей, 224 стр.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.
ISBN: 978-5-00117-399-1
Carol Vorderman. Computer Coding Python Projects for Kids, 224 pp.
Publisher: DK Children, June 2017.
ISBN: 978-0-24128-686-9, 978-0-24131-432-6 (eBook)

Следующая книга в том же серийном оформлении для более продвинутых детей. Все 224 страницы целиком посвящены только Python, и на этот раз издатель в том числе перевёл все фразы из программ-примеров на русский. Текст книги и программы-примеры не дублируют предыдущее издание — здесь всё своё, порядок изложения также немного другой.
И чтобы вы знали, Кэрол Вордерман – ни разу не программист, а телезвезда, которая вела на протяжении 26 лет суперпопулярное шоу головоломок Countdown, под её фамилией как раскрученным брендом в Британии издано изрядное количество научпопа для детей. Её имя на обложке помогало книге продаваться, а за качественную содержательную часть отвечал остальной коллектив из 5 авторов, скрывающихся за аббревиатурой «и др.» Та же история и с предыдущей книгой – только набор 5 реальных авторов немного другой.
Качество полиграфии издания – великолепное, цветная печать на хорошей белой бумаге, полутвёрдая обложка, шитый блок.

Программирование для детей на языке Python

Программирование для детей на языке Python, 96 стр.

Издательство: АСТ, 2017 г.
ISBN: 978-5-17982-809-9
Louie Stowell. Coding for Beginners using Python, 96 pp.
Publisher: Usborne Publishing Ltd, March 2017.
ISBN: 978-1-40959-934-0, 978-0-79453-950-4

Если ценники первых двух книг в обзоре вас неприятно поразили – то, к счастью, у нас есть более доступный вариант для младшего возраста! Потерявшая авторство в процессе издания на русском языке книга Луи Стоуэлла является безо всяких скидок достойной альтернативой предыдущему изданию DK, а стоит значительно дешевле. Количество страниц здесь меньше – но сама книга большего формата, и более компактной вёрстки, так что объём материала практически такой же.
В этом издании, как и в первой книге обзора, фразы на английском из примеров программ на русский не переведены, юному программисту потребуется словарь или помощь родителей. Но знания языка лишними не бывают – так что отсутствие перевода можно счесть и за плюс.
Качество полиграфии издания – великолепное, цветная печать на хорошей бумаге, полутвёрдая обложка, шитый блок.

Для тех, кто постарше – посерьёзнее и картинок поменьше

Д. Бриггс. Python для детей: Самоучитель по программированию

Д. Бриггс.
Python для детей: Самоучитель по программированию, 320 стр.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.
ISBN: 978-5-00100-616-9, 978-5-00117-231-4
Jason R. Briggs. Python for Kids: A Playful Introduction to Programming, 344 pp.
Publisher: No Starch Press, December 2012.
ISBN: 978-1-59327-407-8

Самая почтенная книга в данном обзоре – оригинал 2012 года. Количество положительных отзывов о ней в интернете огромно – и книга действительно хороша, но с одной важной оговоркой: по структуре это скорее учебник, а не самоучитель. С цветными картинками, но вот прямо классический школьный учебник, с соответствующим подходом к изложению: всё последовательно, с практикой, очень детально поясняется в расчёте на впервые столкнувшихся с программированием, но, увы, почти без поддерживающих интерес промежуточных результатов. Как учебник для курсов/кружков – вообще идеально, при условии дополнения какой-то поддерживающей интерес побочной активностью. Английские фразы в примерах переведены.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, плотная мягкая обложка, шитый блок.

Б. Пэйн. Python для детей и родителей

Б. Пэйн.
Python для детей и родителей, 352 стр.

Издательство: Эксмо, 2017 г.
ISBN: 978-5-69995-169-7
Bryson Payne. Teach Your Kids To Code: A Parent-Friendly Guide To Python Programming, 336 pp.
Publisher: No Starch Press, April 2015.
ISBN: 978-1-59327-614-0

Эта книга тоже построена как учебник, но на мой взгляд больше чем предыдущая подходит на звание самоучителя для ребёнка – написана гораздо более живым языком, есть занимательные промежуточные результаты, в каждой главе подводятся итоги и предлагаются идеи по самостоятельной доработке получившихся программ (при этом с возможностью скачать готовые варианты модификаций, если что-то не будет получаться). Английские фразы в примерах переведены.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, твёрдая обложка, шитый блок.

П. Томашевский. Привет, Python! Моя первая книга по программированию

П. Томашевский.
Привет, Python! Моя первая книга по программированию, 256 стр.

Издательство: Наука и Техника, 2018 г.
ISBN: 978-5-94387-748-3

Ещё одна книга-учебник, гораздо более «школьная» чем предыдущие – главы так и называются «уроками», каждый «урок» разбит на «задания», оживляжа текста заметно меньше, промежуточные результаты ни разу не занимательные, а чисто функциональные.
Качество полиграфии издания — бюджетное, чёрно-белая печать на сероватой бумаге, мягкая обложка, клеёный блок.

Д. Кольцов. Python: Создаем программы и игры

Д. Кольцов.
Python: Создаем программы и игры, 400 стр.

Издательство: Наука и Техника, 2017 г.
ISBN: 978-5-94387-746-9

Невзирая на название, игры в этой книге занимают незначительную часть объёма изложения (3 главы из 37), это классический самоучитель для взрослых, который, возможно не намеренно, в силу названия и оформления обложки мимикрирует под книгу для детей. Из плюсов — материала по языку в ней изложено гораздо больше, чем в «детских» книгах, но ребёнку это издание не подойдёт.
Качество полиграфии по минимуму: чёрно-белая печать на газетной бумаге, совсем мягкая обложка, клеёный блок.

Учимся, играя – так тоже можно!

Э. Свейгарт. Учим Python, делая крутые игры

Э. Свейгарт.
Учим Python, делая крутые игры, 416 стр.

Издательство: Бомбора, 2018 г.
ISBN: 978-5-69999-572-1
Al Sweigart. Invent Your Own Computer Games with Python, 4 edition, 376 pp.
Publisher: No Starch Press, December 2016.
ISBN: 978-1-59327-795-6

Оригинал этой книги на английском полностью бесплатен (в онлайн-варианте), поэтому мои претензии ниже по подходу к изложению к оригиналу неприменимы – если тебя что-то не устраивает, то в мире бесплатного сыра ты просто берёшь другой кусочек, но с бумажной книгой за деньги приходится тщательнее выбирать перед началом банкета.
Мне не очень понравился подход к изложению материала – в каждой главе читателю сначала предлагается механически набрать код очередной игры, а затем также механически прочитать пару десятков страниц, описывающих что именно в этом коде происходит. Нет вовлечённости читателя в обучение – в отличие от остальных книг в обзоре. Для «хайпа» издатель перевода назвал игры из книги «крутыми» — однако никакой особой «крутизны» автор в оригинале никому не обещал, игры в книге вполне «обыденные», хотя и весьма разнообразные. Из плюсов – изложение идёт последовательно от простого к сложному, и на чисто игровых примерах из книги действительно можно научиться программировать с нуля. Картинок нет, английские фразы в примерах переведены.
К сожалению, качество полиграфии этого издания подкачало – чёрно-белая печать на белой, но полупрозрачной бумаге (просвечивает текст с оборота и следующей страницы), плюс тексты программ набраны мелким шрифтом (фонт Condensed). Удобства восприятию это, увы, совсем не добавляет – фактически читать труднее, чем если бы бумага была изначально газетной (например, см. последнюю книгу предыдущего раздела обзора). Плотная мягкая обложка, клеёный блок.

К. Ричардсон. Программируем с Minecraft: Создай свой мир с помощью Python

К. Ричардсон.
Программируем с Minecraft: Создай свой мир с помощью Python, 368 стр.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.
ISBN: 978-5-00100-819-4
Craig Richardson. Learn to Program with Minecraft: Transform Your World with the Power of Python, 336 pp.
Publisher: No Starch Press, December 2015.
ISBN: 978-1-59327-670-6

Если ваш ребёнок — фанат Minecraft, то эта и следующая книги обзора дают уникальную возможность выучить Python не отходя от любимой игры. С помощью предлагаемых примеров программ можно вытворять в мире Minecraft такое, что вручную сотворить крайне затруднительно. Собственно обучение идёт по классической схеме от простого к сложному, в каждой главе читатель учится новым трюкам и сразу видит результат. Для вовлечения в процесс обучения используется необычный приём — в части примеров программ намеренно пропущены небольшие блоки кода, которые читателю предлагается написать самостоятельно, руководствуясь детальным описанием пропущенного функционала и знаниями, полученными в предыдущих главах. «Отягощающим» моментом по сравнению с книгами выше является необходимость параллельного изучения внутреннего устройства Minecraft — но для фаната в этом-то и прелесть.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, плотная мягкая обложка, шитый блок.

Д. Вэйл, М. О`Хэнлон. Minecraft: Программируй свой мир на Python

Д. Вэйл, М. О`Хэнлон.
Minecraft: Программируй свой мир на Python, 224 стр.

Издательство: Питер, 2018 г.
ISBN: 978-5-44610-951-7
David Whale, Martin O'Hanlon. Adventures in Minecraft, 2nd Edition, 320 pp.
Publisher: Wiley, November 2017.
ISBN: 978-1-119-43958-5, 978-1-119-43955-4 (eBook)

Обратите внимание на год издания – в 2016 году на русском выходило первое издание этой книги (синяя обложка), в котором использовался Python 2.
По заверениям авторов первую половину книги могут одолеть даже младшие школьники, так как кроме адаптации к Python 3 второе издание было ими специально переработано в сторону упрощения понимания смысла и структуры предлагаемых примеров программ. Особенностью данной книги является написанная специально для неё библиотека готовых подпрограмм манипуляции объектами в Minecraft, за счёт чего впечатляющих визуальных результатов можно добиться с меньшими трудозатратами на свой код.
Качество полиграфии издания — прекрасное, цветная печать на хорошей белой бумаге, плотная мягкая обложка, шитый блок.

А если вам уже 18+?

Тогда почитайте вот этот пост «Обзор литературы по языку Python для начинающих», его автор hatman как раз рассматривает вопрос выбора литературы для взрослых.

Но если вам всё-таки хочется цветных картинок и весёлых примеров – то возьмите себе что-то из моего обзора!

Примечание - особенности поиска по ISBN

Книжные магазины и издательства форматируют ISBN-13 дефисами на своих страницах как минимум пятью разными способами. В обзоре я использовал самый популярный формат согласно поисковой выдаче Google – см. ниже количество результатов поиска в зависимости от того, в каком виде забить ISBN в строку поиска. Но имейте в виду – возможны варианты, ищите по-разному и да найдётся вам!

ISBN: 978-5-00057-472-0 – 30 400 страниц
ISBN: 9785000574720 – 5 700 страниц
ISBN: 978-5-000-57472-0 – 5 результатов (все мимо)
ISBN: 978-5-0005-7472-0 – 5 результатов (все мимо)
ISBN: 978-5000574720 – ровно 1 результат, но это Amazon!

Автор: MaximSF

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js