9 января 2007 года на конференции MacWorld Expo глава Apple Стив Джобс представляет миру iPhone. А шесть с половиной лет спустя, новый глава Apple Тим Кук знакомит публику с новой версией мобильной операционной системы iOS, получившей седьмой порядковый номер.
Прошли шесть лет, которые изменили мобильную индустрию до неузнаваемости, а Apple сделали самой дорогой компанией мира. Шесть лет клонирования, копирования и переосмысления, судебных процессов и патентных войн. Этот срок кажется совсем небольшим с точки зрения человеческой жизни, но, оглядываясь назад, становится ясно, какой огромный путь проделала индустрия в целом и киты, на которых она стоит: Google, Samsung, Microsoft, HTC.
Особенность нашего времени в том, что развитие технологий стало вторичным по отношению к другим факторам. Отсутствие или наличие теней у иконок значит теперь ничуть не меньше, чем количество ядер в процессоре. Да, это общие тенденции развития культуры постмодерна, но мобильная индустрия и здесь впереди планеты всей.
У Дмитрия Галковского, своеобразного русского философа есть интересная геополитическая концепция противостоящих друг другу гегемона (ведущего государства мира) и субгегемона (второго государства в мире). Их конфликт является конфликтом субъектов, в то время как остальные страны вынуждены строить свою политику исходя из той картины мира, которую формирует процесс противостояние гегемона и субгегемона.
Нечто похожее происходит и в мобильной индустрии. Во всяком случае, с момента анонса первого айфона. Очевидно, что гегемоном долгое время являлась Apple. А субгегемоном в разное время Google и Samsung. Выражалось это в первую очередь в том, что последние долгое время находились на позиции догоняющих. При этом, весьма показательна роль Microsoft, которая в 2009 году (к моменту повсеместного распространения iOS, и активного выхода на рынок Android) оказалась на руках с, простите, Windows Mobile 6.5. В Редмонде в определенный момент поняли, что, если делать «как в iPhone», то в лучшем случае получится плохой iPhone, а в худшем Windows Mobile 6.5.3. Достигнув к 2010 году дна (доля на рынке — 6,8%), Microsoft медленно начала идти в гору с выходом Windows Phone. В интерфейсе Metro удалось переосмыслить подход ведущих игроков рынка, придумав действительно уникальный и элегантный способ взаимодействия с пользователем, превратив мобильный Windows из платформы-спойлера в… законодателя мод?
Сегодня Apple оказались в нестандартной для себя ситуации. С одной стороны, компания по-прежнему, несмотря ни на что, остается одним из лидеров рынка, а с другой стороны есть iOS, которую давно пора обновлять, так как Google и Microsoft научились делать по-настоящему красивые мобильные операционки, а Samsung, HTC и Nokia по-настоящему хорошие телефоны.
Apple чувствовала себя вполне комфортно пока Google и Samsung приходилось внимательно следить за всеми нововведениями Apple, как можно быстрее стараясь выпустить очередную версию iPhone killer. Теперь необходимость в убийце айфона отпала. Можно выпускать андроидофон, гораздо в меньшей степени, нежели раньше ориентируясь на Apple. И не только потому, что Apple потеряла хватку. Скорее из-за того что конкуренты эту хватку нашли. Windows Phone, BlackBerry OS, Firefox OS — тысячи их.
Индустрия меняется, лидеры рынка опасливо, аккуратно, но все же стали предлагать свои, отличные от Apple решения, и они оказываются не хуже, а порой и сильно лучше аналогов от Apple, пытающейся освежить интерфейс шестилетней давности.
И то, что произошло вчера в Сан-Франциско, на мой взгляд, знаменует смену вех в мобильной индустрии. В первые за всю историю существования iOS, Apple вносит в визуальный язык своей мобильной операционки изменения, уже испробованные конкурентами. И это неплохо. Неплохо, несмотря на негативную реакцию рынка и гнев пользователей. Это демонстрирует готовность Apple к активной конкуренции. Просто уже не в роли гегемона.
Автор: ciage