Всем привет!
Давно хотел поделиться эффективным инструментом по аналитике заказов на маркетплейсе Ozon, которая принесла нам более 9 млн рублей прибыли в первый месяц активного использования, более того мы смогли оптимизировать расходы и повысить рентабельность проекта.
Я работаю в торговой компании Трейдинг-БТ, мы продаем бытовую технику известных и малоизвестных брендов на рынке РФ: Beko, Hotpoint, Indesit, Simfer, Kiwi & Aprilla и другие, оборот за 2024 год составил около 3 млрд рублей.
За прошлый год мы перепробовали множество различных отчетов и подходов к анализу данных, которые должны были помочь увеличить выручку и прибыль компании. После 3-4 месяцев тестирования мы нашли золотую середину. Сначала отчеты были ручными, далее мы автоматизировали весь процесс от получения и обработки данных до готового отчета.
Будет рассмотрен отчет на примере маркетплейса Ozon, но тоже самое можно внедрить для всех маркетплейсов: Яндекс.Маркет, WB, Леруа Мерлен, Все Инструменты, Мвидео и так далее.
Перейдем сразу к делу.
Подход заключается в том, чтобы мониторить нетто маржинальность по каждому заказу с самыми актуальными на текущий момент данными. То есть строить UNIT-экономику каждого товара с максимальной частотой, таким образом получая некоторое табло с помощью которого мы понимаем абсолютно все про свои текущие и прошедшие заказы.
Как известно многим селлерам, Ozon имеет свои API-интерфейсы:
-
Seller API: https://docs.ozon.ru/api/seller/?__rr=1
-
Perfomace API: https://docs.ozon.ru/api/performance/
Используя их и свое DWH получаем следующее облачное архитектурное решение - некоторое небольшое хранилище данных (см. рисунок 1).

Архитектура решения подробно описана в статье от Yandex: https://yandex.cloud/ru/blog/posts/2023/03/yandex-query-and-yandex-datalens
Основная задача была - в условиях санкций и рисков от западных продуктов, найти решение, которое будет устойчиво в долгосрочной перспективе. Таким BI решением оказался Yandex DataLens, вокруг которого было построено все, что указано на диаграмме выше.
Основные ETL процессы мониторятся с помощью Airflow. DAG, который отвечает за отчет по позаказной маржинальности называется ozon_data_model_orders_expense (см. рисунок 2).

Его граф выглядит следующим образом (см. рисунок 3).

Здесь собрана вся необходимая информация из нашей базы и из API Ozon для построения отчета. Максимальная проверка и валидация данных для обеспечения качества. После его выполнения обновляется отчет в Yandex DataLens, который могут анализировать менеджеры и аналитики компании. Среднее время обновления составляет около 6 часов (процесс происходит ночью).
Логика отчета заключается в подтягивании всех расходов по тарифам Ozon на 1 единицу товара:
-
Себестоимость (берем из нашей базы 1С)
-
Последняя миля и логистика
-
Комиссия продаж по FBO и FBS
-
Расход на маркетинг (все типы рекламных кампаний)
-
Платное хранение
-
Обработка товаров, если заказ был сделан по модели FBS
-
Эквайринг
Кроме того, нужно обязательно иметь ввиду, при получении данных о заказах за прошедший день, что через время его статус может измениться. Например, с "собирается" на "доставлен" или с "собирается" на "отменен". Поэтому нужно использовать метод CDC (Change Data Capture) для текущих заказов в базе данных. Например, в нашем случае мы забираем заказы за 7 дней по обновленным статусам и меняем текущие статусы, далее 1 раз в месяц меняем статусы по заказам за прошлый месяц и так далее. Таким образом, погрешность в количестве и сумме заказов минимальна.




Эффективное использование этого отчета продолжает помогать увеличивать выручку и прибыль ежемесячно. Как вы можете заметить в этом отчете есть еще некоторые вкладки, которые помогают принимать эффективные бизнес-решения. О них я поговорю в следующей статье.
Безусловно, эта статья не представляет из себя учебное пособие. Мы показали как это реализовано у нас, если у вас есть какие-либо вопросы, вы всегда можете написать @zhdanovdmitriy - TG.
Автор: Zh_Dmitriy