Представляем новые данные исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы», за второе полугодие 2014г. Это пятая регулярная публикация актуальных данных о проникновении социальных медиа по регионам России, демографического анализа авторов сообщений и степени их активности, а так же по уровням позитива в различных социальных медиа. Впервые в исследовании представлены данные по социальной сети Instagram.
Следует отметить, что в первый раз за все время проведения исследований по данным TNS наблюдается некоторое сокращение ежемесячной аудитории соцсети Одноклассники, Мой Мир и LiveJournal.
Первое место по популярности среди социальных сетей, как и прежде, занимает ВКонтакте, посещаемость которой в ноябре 2014 года выросла до 54,6 млн. человек, второе место занимают «Одноклассники» с месячной аудиторией в 40,1 млн. человек.
* Данные по Twitter экстраполированы, исходя из аудитории за день и неделю
Далее в исследовании приведены данные по «говорящим» пользователям, открыто выражающим свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в декабре 2014 года в России было свыше 35 млн. человек, которые генерируют более 40 млн. сообщений в сутки. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы самом начале формирования значимых трендов.
Количество публичных сообщений и авторов
Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь первое и второе места делят Твиттер и ВКонтакте.
Стоит отметить, что полгода назад первое место по количеству публикуемого контента занимал ВКонтакте, который в России традиционно забирает на себя часть тех функций, которые в мире выполняет Твиттер – обмен короткими сообщениями-статусами. Однако к концу года лидерство по объему контента с небольшим перевесом осталось за Твиттером.
* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** Facebook – оценка снизу
По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте, причем на порядок обгоняя конкурентов – 23,8 млн уникальных авторов. У следующего на втором месте Instagram – всего 2,7 млн авторов.
* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** Facebook – оценка снизу
По уровню вовлеченности лидирует Твиттер – на одного активного автора в этой сети приходится 119,3 сообщений в месяц. На втором месте по этому показателю – LiveJournal – 34,6 сообщения. Остальные соцсети показывают очень близкие между собой результаты: от 10,3 ВКонтакте, до 6,2 у сети Мой Мир.
* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** Facebook – оценка снизу
Портрет пользователя социальных сетей
ВКонтакте
Ежемесячная аудитория* — 54,6 млн человек, половина из которых — 23,8 млн — проявила публичную активность.
Пол авторов**
Гендерная структура авторов ВКонтакте практически не изменилась, по сравнению с майскими данными и находится в пределах погрешности (0,1%).
Возраст авторов
По сравнению с майскими данными, активные авторы ВКонтакте повзрослели – количество авторов младше 18 лет уменьшилось на 4%, от 18 до 24 лет – на 1%, при этом количество авторов в возрасте от 25 до 34 лет и от 35 до 44 увеличилось на 6% и 1% соответственно.
География авторов**
Проникновение ВКонтакте по регионам России выросло у регионов-лидеров — в среднем на 5%. Как и ранее, наибольшее проникновение ВКонтакте в Санкт-Петербурге – 40% населения региона, второе место – Москва – 29%.
Одноклассники
Одноклассники, как и ранее, остаются преимущественно площадкой для межличностного общения. Ежемесячная аудитория* сети составляет 40 млн человек, при этом публичную активность в группах демонстрируют всего 1,7 млн авторов.
Пол авторов**
В Одноклассниках еще больше возросла доля женской аудитории – на 7%.
Одноклассники, так же, как и ВКонтакте, демонстрируют тренд на взросление аудитории. При сокращении авторов младше 24 лет на 6%, возрастает количество авторов в возрасте 35-44 лет на 2%, 45-54 лет – на 5% и старше 55 – на 8%.
География авторов**
Одноклассники традиционно более популярны в регионах России, на первом месте по уровню проникновения, как и ранее Сахалинская область, Хабаровский и Забайкальский край.
Мой Мир
Декабрьское исследование показало серьезное падение активности пользователей в сети Мой Мир по сравнению с летними данными. Так по данным ноября, ежемесячная аудитория сети* составила 25,1 млн человек, а число активных авторов в декабре – всего 0,8 млн человек.
Пол авторов**
Гендерная структура Моего Мира практически не изменилась, на 1,3% возросла доля мужчин по сравнению с майскими данными.
Возрастная структура авторов в Моем Мире практически не претерпела изменений. На 2% и 3% соответственно сократилось число авторов в возрасте до 18 и от 18 до 24 лет. Во всех группах старше 25 лет количество возросло на 1-2%.
География авторов**
Топ-5 регионов по уровню проникновения практически не претерпел изменений, а вот доля авторов Моего Мира среди населения существенно снизилась. Лидирует в рейтинге Челябинская область, и если в мае 4,22% ее жителей проявляли публичную активность в Моем Мире, то в декабре их доля составила всего 1,39%.
Фейсбук
В Фейсбуке активность авторов стабильно невысока. По результатам ноябрьских замеров, ежемесячная аудитория* сети составила 24,2 млн человек, число активных авторов в декабре – 0,8 млн человек.
Пол авторов**
Гендерное распределение авторов Фейсбук по сравнению с маем не изменилось.
*** по правилам Facebook аккаунт может иметь человек не моложе 18 лет
В Фейсбуке наиболее заметные изменения произошли в группе авторов диапазона 34 – 44 лет — их количество сократилось на 10%. При этом существенно увеличилась доля авторов в возрасте от 25 до 34 лет и от 45 до 54 лет – на 6% и 3% соответственно. На 2% увеличилось и количество авторов старше 55 лет.
География авторов**
LiveJournal
LiveJournal остается площадкой для любителей «почитать, а не поговорить»: из 16,7 млн человек ежемесячной аудитории*, активность проявляют всего 188 тыс. авторов.
Пол авторов**
На 2,5% увеличилось число активных авторов ЖЖ мужского пола. Стоит отметить, что ЖЖ по-прежнему единственная популярная социальная сеть с преобладанием мужской аудитории.
LiveJournal — единственная из всех социальных сетей, которая за последние 6 месяцев помолодела: почти 3% авторов младше 18 лет, авторов в возрасте от 18 до 24 лет стало на 2,5% больше, авторов от 35 до 44 лет уменьшилось на 4%, а в остальных возрастных группах количество авторов сократилось в среднем на 2%.
Instagram набирает популярность в России и обходит Twitter как по числу активных авторов, так и по размеру аудитории. Ежемесячная аудитория сети* составила 13,3 млн человек, а число активных авторов – 2,7 млн.
Пол авторов**
Среди активных авторов Instagram подавляющее большинство – 70,6% составляет женская аудитория. Несмотря на преобладание представительниц прекрасного пола во всех соцсетях, Instagram – безусловный лидер по этому показателю.
Данные о возрасте активных авторов в Instagram отсутствуют.
География авторов**
По уровню проникновения Instagram лидирует Ленинградская область, Москва, Сахалинская и Московская области. Instagram впервые участвует в исследовании, поэтому о динамике говорить пока нельзя, динамика проявится в наших следующих регулярных исследованиях.
Twitter существенно снизил темпы, но тем не менее продолжает расти. В ноябре аудитория* ресурса составила 8,5 млн человек, а число активных авторов – 2,1 млн. человек.
Пол авторов**
Данные о возрасте активных авторов в Twitter отсутствуют.
География авторов**
По уровню проникновения Твиттера в регионы России, предыдущие лидеры рейтинга – Санкт-Петербург и Москва практически не изменили своих долей, но потеряли места в рейтинге за счет роста количества жителей Сахалинской области и Чукотского АО, которые вышли в лидеры рейтинга.
Сравнение социально-демографических характеристик авторов
Возраст авторов
Самая юная социальная сеть – Вконтакте. Здесь минимальное количество активных авторов старше 44 лет, авторов старше 35 – всего 6%. Ядро активной аудитории приходится на авторов в возрасте от 18 до 34 лет.
Самая взрослая сеть – Одноклассники: авторов младше 25 лет всего 19%, ядро активной аудитории – 24-44 лет и почти 20% приходится на пользователей старше 54 лет.
Для Твиттера и Instagram данные о возрасте активных авторов отсутствуют.
Пол авторов
Что касается гендерного распределения активных авторов, практически во всех социальных сетях преобладают женщины. Лидируют Instagram и Одноклассники – 50,6% и 50,2% соответственно. Единственным исключением остается LiveJournal, в котором мужчин хоть и ненамного, но все же больше, чем представительниц прекрасного пола – 55,8%.
Позитив и негатив в социальных сетях
Количество позитивных сообщений в социальных сетях превалирует над негативом, при чем по сравнению с летними данными, позитива стало больше. Лидер по позитиву – Instagram, количество позитивных сообщений составляет 91%. На втором месте – Мой Мир: 88% позитивных сообщений. ВКонтакте и Фейсбук показывают близкие результаты – 83% и 82% позитива соответветственно. Немного хуже с позитивом в Одноклассниках и Твиттере – здесь позитивных сообщений чуть меньше: 77% и 76%. А макисмум негатива – почти 30% — у LiveJournal.
Тренды и прогнозы
- Основной тренд второго полугодия 2014г – взрывной рост Instagram в России. Эта сеть впервые попала в исследования TNS по аудитории, а по числу активных авторов вышла на вторую строчку, после ВКонтакте.
- Традиционно популярные в России социальные сети взрослеют – происходит одновременное сокращение доли пользователей младше 18 лет и увеличение доли старшей аудитории.
- Гендерная структура социальных сетей стабильна и практически неизменна. Во всех сетях, кроме ЖЖ преобладают женщины. Интересно, что самая женская соцсеть – Instagram, одновременно является и самой позитивной, тогда как «мужской» Живой Журнал – самая негативная социальная сеть.
- Тренд на позитив сохраняется во всех социальных сетях, несмотря на сложную экономико-политическую ситуацию в стране. Доля позитива в среднем увеличилась на 10%.
- Резюмируя, можно отметить, что социальные сети в России продолжают рост, хотя и не такой активный как раньше. Наибольший запас для роста сохраняется у Instagram и, в меньшей степени, у Твиттера.
* TNS Web Index, ноябрь 2014г.
** Brand Analytics, декабрь 2014г.
Автор: Shift