Чтобы баллотироваться на должность президента Исландии, нужно быть гражданином этой страны в возрасте от 35 лет и собрать от 1 500 до 3 000 подписей избирателей.
Впервые в истории Исландии этот процесс сбора подписей стал цифровым. Теперь, избегая традиционной бумажной волокиты, кандидаты отправляют граждан на вот такой портал.
Это изменение также впервые за всю историю страны позволило обеспечить полную прозрачность относительно того, кто конкретно баллотируется на пост президента. Получилось очень много желающих — на сегодня подписи собирают 82 кандидата, включая комика, модель, мою тётю Хельгу и первого в мире человека, пережившего пересадку двух рук.
Многие из этих людей действительно конкурируют за пост президента (да, среди них моя тётя Хельга), некоторые явно подали заявку в качестве шутки (нет, не упомянутый выше комик), и не менее 11 из них зарегистрировались случайно, понятия не имея о том, что начали сбор подписей в поддержку своего выдвижения.
«Я точно не собираюсь баллотироваться на пост президента. Это произошло по какому-то недоразумению», — сказал репортёру один из выдвиженцев, вдоволь посмеявшись над произошедшей ошибкой.
«Забавно!» — сказал другой псевдовыдвиженец, поблагодарив репортёра за то, что тот ему об этом сообщил.
Меня как дизайнера контента эта история весьма заинтриговала. Как получилось, что столько людей случайно начали кампании по участию в президентских выборах Исландии?
▍ Дизайн контента может иметь серьёзные последствия — даже для демократии
Как оказалось, ответ кроется преимущественно в дизайне контента.
Кандидаты в президенты отправляли людям ссылки на страницу, где их можно поддержать, но вместо выражения поддержки некоторые граждане случайно сами зарегистрировались как кандидаты.
Страница называлась «Collection of endorsements for 2024 presidential candidates» и служила двум целям: позволяла кандидатам регистрироваться для сбора подписей, а избирателям -находить нужного кандидата и выражать поддержку.
В её верхней части подробно описывались критерии для регистрации с целью сбора подписей и отчётливо выделялась кнопка «Log in». В нижней же части после прокрутки страницы приводился список кандидатов со ссылками для их поддержки.
До: так выглядела эта страница изначально
Когда люди переходили на страницу, чтобы поддержать кандидата, многие наверняка проматывали начальную простыню текста, а некоторые из них кликали по большой кнопке «Log in», заполняли форму и, сами того не сознавая, добавлялись в список кандидатов.
В комментариях к различным новостным статьям на эту тему звучали вопросы: «С этими людьми всё в порядке? Они что, не умеют читать? А проголосовать они вообще смогут?»
Хотя лично я считаю, что это не их вина. Корень проблемы крылся в дизайне пользовательского опыта.
Эта страница служит разным задачам, но при этом не поделена отчётливо на разделы с подобающей иерархией. Люди же поступали привычным им образом — бегло просматривали страницу. Не удивительно, что некоторые из них кликали по кнопке «Log in», которая представляла самый яркий призыв к действию. Особенно с учётом того, что для подтверждения своего голоса человеку нужно было предоставить электронный ID.
Поскольку людей отправляли на эту страницу для выражения поддержки, они переходили на неё именно с этой мыслью, встречали простыню текста и кликали по «Log in», что по их предположению являлось первым шагом в процессе.
▍ Не заставляйте людей слишком много думать или читать — у них и так уйма дел
Когда список кандидатов в президенты перевалил за 40 человек, это стало вызывать подозрения. В прошлых выборах на пост главы государства выдвигалось значительно меньше желающих. Да и в целом в избирательном бюллетене никогда не присутствовало больше 9 человек.
После того как журналисты переговорили с некоторыми из этих ложных кандидатов и выяснили, что они попали в предвыборную кампанию случайно, портал Digital Iceland быстро изменил дизайн страницы и создал отдельную — для регистрации голосов избирателей.
После: так страница выглядит сейчас
Теперь, когда человек переходит на эту страницу для поддержки кандидата, он отчётливо видит их список со ссылками и понимает, что ему делать далее.
На этой странице по-прежнему можно зарегистрироваться для сбора подписей в свою поддержку, но теперь эта ссылка находится в самом низу, что гораздо разумнее, чем её прежнее расположение в верхней части. В этом году на пост президента действительно баллотируется много людей, но подавляющее большинство посетителей страницы приходят сюда всё же для поддержки кандидата, так что в приоритете должно быть именно это действие.
Помимо пересмотра информационной структуры и перестройки размещения контента, портал Digital Iceland также доработал вспомогательные текстовые вставки (microcopy).
В оригинальной версии надпись «Register to collect endorsements» (Зарегистрируйтесь для сбора голосов) и кнопка «Log In» находились в одном блоке, но оставались отдельными. В результате некоторые посетители портала просто не обращали внимание на текст и кликали по двусмысленной кнопке «Log In» с мыслью, что для поддержки кандидата сначала нужно авторизоваться в системе. В обновлённой же версии страницы кнопку «Log in» заменили ссылкой «establish a collection of endorsements» (организовать сбор подписей), что уже намного понятнее.
После внесения этих изменений список кандидатов продолжил расти. Сложно сказать, кто из них подаёт заявки всерьёз, и многие ли смогут набрать необходимые 1 500 подписей. Но теперь, по крайней мере, можно быть уверенными, что люди не зарегистрируются в качестве кандидата на пост президента из-за недоработки дизайна.
▍ Основные выводы
- Будьте внимательны к кнопкам общего назначения.
- Призывы к действию должны быть отчётливыми и описательными.
- Не перегружайте людей лишней информацией.
- Используйте визуальную иерархию и понятные заголовки для разделения страницы на информационные блоки, чтобы людям было удобнее их бегло просматривать, потому что так обычно они и делают.
Автор: Дмитрий Брайт