«Стартап» для меня всё ещё не ругательное слово. Несмотря на то, что им в последнее время, раздражающе и не к месту бравируют сотни разнокалиберных муд**ов, которые почуяв очередную золотую лихорадку, тратят силы и внимание на улучшение форм и юзабилити вил и лопат, не забывая тусоваться на всех без исключения мероприятиях, шаблонно подбадривая друг друга. Да и отнюдь не редкие инвесторы подливают масла своей слабоскрываемой жаждой наживы или шумными сводками эффективности и размеров портфелей.
Я все еще верю, что стартапы — это люди, которые искренне хотят помочь. Востребованные — поняли как. Игнорируемые — ещё нет. И в непрекращающемся самоанализе и экспериментах они не хотят принять простую вещь. Но прежде:
0. Маньяк, пожалей маньяка
Большинство активно шевелящихся стартапов — умрёт (до 90% по ожиданиям венчурных фондов). Кто-то тихо так и не вылупившись, кто-то оглушительно громко в стиле краха доткомов, распылив большие инвестиции, кто-то заблудившись и растеряв доверие — меланхолично хиреет за кулисами. Казалось бы, вот она — идея — клевая и значимая, реализация и технологии передовые, люди энергичные и вдохновленные, ангелы — действительно ангелы, не прилетающие регулярно с садовыми ножницами с сомнительными намерениями. Всё по признакам саксес-сториз. Однако спустя год или два безошибочное чутье загнанного зверя уже не сомневается — это всё. И самым болезненным должен быть вопрос оправданно ли было так самозабвенно маньячить, навязчиво преследуя обывателей.
Если от этого факта или от любого другого на вас нахлынуло отчаяние или разочарование — возьмите таймаут, пока не уляжется гормональная буря или не начнут названивать инвесторы при их наличии, А потом, если вы действительно решили, что ни идея, ни ее реализация вам неинтересны, и готовы оставить позади месяцы или годы труда — опубликуйте, пожалуйста, ваши шаги и подходы. Даже самый краткий ваш очерк, будет тысячам таких же спасателей на порядок полезнее, чем очередная бизнес-книга. Конечно, в тамбур сразу набьется тысячи диванных экспертов, которые ёжиком из рук укажут на неправильные, по их мнению, решения, но вы себе даже не представляете, сколько других людей будут вам благодарны за сэкономленное время или ситуационное знание. Более того, у них огонь еще не угас и есть силы ковырять ещё.
Однако возможно, что барьеры перед моментом, когда ваши идеи действительно заживут своей жизнью, радуя и обеспечивая пользователей новыми ценностями, лежат вовсе не там где вы думаете.
1. Мир не готов
Читающий Хабр не-стартапер, ты, без всяких преувеличений — участник одного из самых передовых и технологичных постсоюзных сообществ, с которым невероятно сложно не считаться и на который невозможно не ориентироваться. Ты и сообщество так или иначе вхожи в любые социальные круги, и можешь проповедовать качественную рациональную адекватность и хороший IT-вкус. Однако ты — пресыщен. Объем потенциальных технологий уже давно превысил количество вдохновителей, генераторов и команд, которые готовы их реализовать. Тебя сложно удивить. На любую идею, ты, обладая широким кругозором, способен совершенно обоснованно привести сотни примеров аналогичных идей и реализаций. Обоснованно, но несправедливо. Потому что они всё-таки не в широком потреблении и потенциал технологий, как правило, только в твоей голове. И когда в изоляции от твоей снисходительной халатности, кто-то взял и сделал — сделал доступно, решая проблемы обычных людей, которые определенно на порядок меньше тебя понимают в хайтеке — ты начинаешь пользоваться. И не только потому, что ты вынужден, так как этим пользуются твои друзья, подруги или партнеры/клиенты, но и потому, что сам понимаешь, что в контексте растущего многообразия — общепринятость-ограничение это благо. Но границы и рамки ограничений надо тактично расширять — пользоваться новыми сервисами, даже если что-то более традиционное уже прочно сидит в твоей жизни, общаться с создателями, пиарить друзьям. Надо помочь. Столько отличных команд растратили все зубы на ветряные мельницы не желая замечать, что
Миру бывает просто не до той пестрой обновленной модели человечества, которая у тебя в голове, стартапер. Ты грезишь миром, который, используя результат твоего ума, становится еще более совершенным и осмысленным. Но выйдя из своих или хабраподобных социальных кругов и не получив ожидаемого эффекта, ты можешь сделать совершенно неправильные выводы. И суть этого утверждения не только в области обычных бизнес-советов сфокусироваться или переопределить целевую аудиторию, но и в корнях явления, что такой аудитории может не быть. Потому что у неё модель мира прошлой версии. Можно заразить инвестора идеей, бомбить его презентациями и рисовать в пресс-релизах новую комфортную картину мира, но если не учитывать банальную неготовность или не уважать чью-то волю склоняя к отношениям — ты маньяк
И если от этой новой идентификации тебя настигло раскаяние и ты лихорадочно ищешь подбадривающих поглаживаний, то знай, что своими действиями, пусть и не самыми гуманными, ты уже добился ощутимых положительных результатов. И дело не в универсальной мотивационной заглушке о получении опыта. Случаи, когда кто-то не удеражлся на лошади, которую пытался объездить, вовсе не говорят о том, что она со следующим наездником будет вести себя также упрямо.
- своими действиями, если они не застряли в твоем круге общения, была проложена новая мысленная тропка, которая обязательно всплывет позднее в более благоприятных условиях, так что твоя идея в том или ином виде все равно осчастливит человечество
- «разогревался» рынок и менялось восприятие людей, которые невероятно инертны в своих привычках без очевидной выгоды; так или и иначе им просто нужно время, чтобы свыкнуться и скорректировать свою позицию в изменившихся условиях
- люди, которые независимо от вас делали или делают что-то схожее получат бесценную пищу для размышлений и пространство для маневров
И кто-то более терпеливый, наблюдательный или опытный, но в любом случае более тактичный — следом за вами, после непродолжительного затишья, избегая неработающих моделей и со скорректированным манифестом выпустит нечто более востребованное. И я даю голову на отсечение, что весь фокус будет в том, что продукт — может и будет технически убог, но приглянется простотой и заточенностью под суть. Или будет стараниями простого количества, например, продажников — многократно богаче выбором, а не функционалом. А может еще проще — вы уже опустили руки и более востребованный продукт вышел тогда, когда люди уже переварили ваше новое и, принимая его как нечто уже обыденное, воспользовались тем, что было живо, актуально и под рукой. Призыв упрощать и фокусироваться, конечно, не нов, но уточняющий оттенок того, что при любом исходе ваши усилия фактически привели к желаемым вами изначальным улучшениям мира — должен вас вдохновлять. Если же нет и вы исходитесь злостью от того, что вас кто-то опередил или скопировал, но сделал лучше — это явный признак того, что вы врете себе в собственных первопричинах и вместо необходимых «20%» усилий, с удовольствием расплываетесь в долгостроях всеохватывающего функционала, своей масштабностью кормящих ваше эго. Если вы испытываете негатив, в том числе зависть, а не подъем, глядя на румяную сытость состоявшихся стартапов — проявите благоразумие и сразу прекратите начинания. Не мучайте никого. Гнаться в IT не за кем, соревнований никаких нет.
Но возможная неготовность мира не значит, что надо быть более агрессивным или, тем более, прекращать даже пытаться и делать первые шаги. Часто нужно просто ограничить свои идейные океанские течения прозрачной речкой в спальном районе и иметь достаточную долю терпения. Люди познакомившиеся с вашим продуктом и посчитавшие вашу реализацию интересной могут сразу ничего и не сделать, ни купить, ни воспользоваться.
Им нужно привыкнуть. Вы уже бесцеремонно вторглись в их мир, и вместо декларируемого упрощения, неявно усложнили его новой необходимостью выбора, осмысления отличий, сравнивания и борьбой со страхами
Они вернутся, когда появится необходимость. Не было так, чтобы не возвращались они сами или опосредованно через друзей. И важно, чтобы с прошлого момента посещения ресурс продолжал быть свежим, доступным и качественным, но не более сложным. Не делайте поспешных выводов о неработоспобности своих моделей. Просто дайте людям спокойно переварить то, что вы предлагаете. Но если они уйдут во второй раз не прочувствовав волшебство и аутентичность вашего сервиса — это тревожный звонок —
Не делайте поспешных выводов о неработоспобности своих моделей. Просто дайте людям спокойно переварить то, что вы предлагаете. Но если они уйдут во второй раз, не прочувствовав волшебство и аутентичность вашего сервиса — это не тревожный звонок — это поминальный колокол. Агрессивный или дорогой маркетинг не поможет. Меняйте модель или спокойно поддерживайте работоспособность в ожидании прилива «говорящих» предпосылок или поделитесь с общественностью своими наработками и/или самостоятельно форсируйте развитие пограничных недоразвитых областей.
Поразмыслите и удостоверьтесь, что способы устранения бездорожья к вашим, оказавшимся непопулярными, аттракционам — содержат больше потенциала на текущий момент. Да, они — на первый взгляд невзрачны и совершенно не привлекают вас — маньяков, желающих все и сразу. Но именно поэтому никто за них не берется, путая причины и следствия жажды изменения мира и «just-for-fun» или страшась революционности необходимых предпосылок.
2. Вы придумали крутой пылесос
Если ваша идея не выстреливает — вы предлагаете либо услугу, которая дороже собственных усилий, либо топливо для еще неразработанных двигателей, либо игрушки для еще не взбунтовавшихся поколений. Ментальное насилие, навязчивый маркетинг — напрасная трата энергии, которая в конечном итоге поможет кому угодно, но не вам. С другой стороны, никто, кроме вас, основателей, не видит детального, непротиворечивого, законченного образа, и именно поэтому не искушайте людей несовместимыми с бытом заманчивыми прототипами даже если они обещают рай на земле, которые сгинут, не справившись с индиффирентной средой. Опять оставляя людей один на один со множеством неизбежных (а теперь ещё и осознаваемо ненужных) привычек и «бумажных» архаизмов, основанных на недоверии. Конечно, новообразованная пустота будет временной, но, ещё раз, стоило ли так бесславно стареть, тратя свою собственную жизнь на исступлённое продвижение ненужных костылей? Я про продвижение. Сделали и ладно. Расскажите друзьям — хороший критерий востребованности — появившиеся пользователи третьего и четвертого социального круга, которые вас лично не знают. Если их не было, или они приходили единожды из сострадания или любопытства и ничего не сделали и не погнали волну дальше— не делайте выводов, что эти люди — биороботы, не желающие ничего менять. Это самая лояльная аудитория
Не воспринятая там, ваша идея или реализации просто недостаточно полезна или адекватна контексту — поэтому прошу вас, не пытайтесь продвигать дальше. Ваши друзья на то и друзья, чтобы поддерживать вас и в горе. Пожалейте мир, шлифуйте в доступном окружении, даже если итоговый востребованный вариант будет вообще не тем, что было задумано (мир со временем или сам подтянется к вашей модели или вы честно признаетесь, что изначально придумали еще один пылесос), не обманывайтесь, не кошмарьте инвесторов и оставьте наш
Наблюдений и опыта много. Настоенного на них нашатыря — не меньше. Если будет не так обидно себя узнавать в непрекращающемся безрезультативном лелеянии собственной значимости в изменении мира, слепой вере в собственное величие или проявлении корысти и тщеславия — дайте, пожалуйста, знать, я продолжу, а текст — сам по себе нейтрален.
Автор: donanykey