Привет. Меня зовут Максим Винников, я Vice President of Product Management в компании Aurea Software. В той же самой компании, на которую работает Слава Кулаков, знакомый многим по истории, как он стал фрилансером, получающим $200 000 в год. Вопросы и комментарии к тому посту продолжают идти до сих пор, поэтому сегодня, уже на своём примере, я расскажу, что из себя в повседневном режиме представляет уже непосредственно работа, за которую платят такие гонорары — и постараюсь ответить на вопросы по теме живьём.
Отвечаю на ваши вопросы в прямом эфире:
Согласно стандартам Aurea и ESW Capital каждый сотрудник должен отработать 40 часов в календарную неделю. Я, исходя из своей позиции и физических возможностей, придерживаюсь графика 5/2. Моё основное рабочее окно расположилось в промежутке с 14:00 до 19:00, это суммарно 5 часов в день. Ещё 3 часа в день дорабатываются тогда, когда мне удобнее: в один день я могу поработать поздним вечером, в другой — приступаю с самого утра, чтобы освободиться пораньше.
Так как команда на 100% децентрализована и у нас нет офисов, то всё взаимодействие между сотрудниками переходит в онлайн. Я, как VP (а это менеджерская позиция), вовлечён в различные рабочие процессы множества людей сильнее, чем среднестатистический разработчик. Это тоже стоит учитывать.
Вообще, мой рабочий день имеет достаточно простую и стабильную структуру; любой человек в той или иной степени стандартизирует свой день и вносит коррективы в привычное течение событий лишь по мере необходимости. Но неважно, занимаете вы в компании позицию VP или являетесь линейным инженером, в рамках работы в команде есть рабочие созвоны, они же митинги. Как бы иногда не хотелось, митинг — не военком, от него не побегаешь. Для планирования коммуникации и, в частности, всех рабочих созвонов мы не изобретаем велосипед и используем Google-календарь. Митинги планируются согласно Google-календарю нужного сотрудника/сотрудников с дальнейшим его/их оповещением (по почте или, например, в скайпе). Как можно догадаться, эта активность происходит именно в рамках «основного» рабочего окна днём. «Основного», потому что формат моей работы подразумевает необходимость подстраиваться под коллег, иметь с ними точки пересечения рабочего времени. При этом индивидуальные задачи, не требующие участия других людей, я решаю тогда, когда удобно мне самому.
Такой график можно назвать лишь частично гибким, но нужно понимать, что тут действуют ограничения, накладываемые моей позицией: VP не может проигнорировать назначенные ему беседы или совещания. Чтобы ответить на вопрос, чем же я конкретно занимаюсь, приведу расписание одного своего четверга:
- 9:00 – 11:30 — проснулся, понежился в кровати, вскочил, потому что сын опять стащил у пса еду из миски, позавтракал, немного погулял с семьей.
- 11:30 – 12:30 — созвонились с инжиниринг командой, обсудили список «заказов» (читай “фронт работ”) на второй квартал.
- 12:30 – 13:30 — позанимался личными задачами.
- 13:30 – 14:30 — митинг c Chief Architect, SEM и Product Managers одного из продуктов. Инижиниринг предлагали идею рефакторинга, нужно было обсудить, что надо сделать по стандартному процессу, чтобы это изменение попало в Roadmap.
- 14:30 – 15:00 — 30 минут скайпа и почты.
- 15:00 – 16:00 — митинг с командой L2 продукт менеджмента, обсуждали какие будем спецификации писать во втором квартале.
- 16:00 – 16:30 — тут у меня должен был начаться обед, но митинг затянулся...
- 16:30 – 17:00 — удалось пообедать, ура! :D
- 17:00 – 17:30 — митинг с L3 и L2 менеджерами одного из продуктов — сложная ситуация с «заказом», обсудили, что оставим, а что выкинем из скоупа второго квартала.
- 17:30 – 18:00 — митинг с новым VP Product Management, он рассказывал какие изменения будут в соседней команде, «услугами» которой мы пользуемся и в которой он теперь VP.
- 18:00 – 18:30 — скайп, почта.
- 18:30 – 19:00 — еженедельный 1:1 митинг с менеджером моей команды технических писателей.
- 19:00 – 20:00 — готовлюсь к еженедельному 1:1, уже со своим боссом.
- 20:00 – 21:00 — провели час с руководителем, я доложил статус, обсудили несколько важных для меня вопросов, обсудили его вопросы.
- 21:00 – 22:30 — немного отдохнул, непростой денек, немного побыл с сыном, помог уложить его спать.
- 22:30 – 24:00 — немного времени на самостоятельную работу. Отразил в Jira и других проджект трекинг инструментах решения принятые за день. Взял парочку задач из личного «бэклога».
- 0:00 – 0:15 — традиционная прогулка с собакой и спааать.
По приведённому расписанию видно, что значительное время занимает взаимодействие с разными людьми, и ещё немного — с собственным начальником. В моём подчинении в общей сложности находится 24 человека (14 из которых подчиняются мне напрямую), плюс на эту цифру накладываются контакты с соседними направлениями. Из-за этого как-то постоянно двигать различные митинги по собственному желанию не выходит, потому что в таком случае «поедут» графики всех остальных заинтересованных в работе со мной лиц. Вообще, в этом плане жизнь значительно облегчает именно простота Google-календаря, в котором чётко видно кто и когда свободен.
В плане организации митингов и звонков очень сильно спасает ещё и достаточно короткая иерархическая цепочка внутри компании с возможностью как вертикальной, так и диагональной коммуникации. Мне даже в страшном сне не может присниться, что придётся стучаться к своему руководителю, чтобы он постучался к руководителю соседнего направления для того, чтобы согласовать мою беседу с его подчиненным. Я просто нахожу нужного человека (не важно, выше или ниже по иерархической лестнице) и общаюсь с ним напрямую, что отражаю в календаре. Эта простота экономит просто чудовищное количество времени и нервов.
Будет лукавством говорить, что митинги занимают всё моё время и рабочий день начинается именно с них. Само собой, день начинается с чашки Nescafe Gold чтения почты, а потом уже всё остальное. Но вообще очевидно, что если у вас назначено два звонка — один в 14:30, а второй в 18:00, то в промежутке между ними проще поработать, зазор слишком мал. По моим собственным наблюдениям, большая часть моей рабочей активности, с учётом индивидуальных задач, проходит в окне между 12:00 и 20:00. При этом я считаю, что «кот скорее жив, чем мёртв», то есть мой график достаточно гибок для того, чтобы комфортно организовывать собственную офлайн-активность и личную жизнь. Если надо, в первой половине дня я могу уделить время себе или семье, погулять с ребенком, решить какие-то насущные вопросы, пока весь остальной город сидит по рабочим местам.
Самоконтроль и эффективность
Как уже стало понятно, моя еженедельная трудовая активность, как и у любого другого нашего работника, вращается вокруг значения в 40 часов. Возможность планировать собственное время имеет кроме «светлой» стороны ещё и «темную»: человек должен быть способен качественно спланировать свой день/неделю и быть высоко самоорганизованным, чтобы этот план потом соблюдать.
В этом немало помогает трекер активности WorkSmart. Чтобы было понятнее, в двух словах поясню, как этот трекер работает. WorkSmart — это внутренний инструмент учёта рабочего времени, которым пользуются практически все люди, работающие в компаниях группы ESW Capital (в том числе в Aurea, где работаю я или Crossover, в блоге которого размещается эта публикация). После включения трекер начинает отслеживать активность, собирает статистику, а также может делать скриншоты экрана для вашего менеджера и фотографии с веб-камеры. Кстати, о фотографиях: используется этот инструмент не везде и не всегда, всё зависит от конкретной компании и её руководства. Намного важнее, как именно трекер считает время.
Каждый мой рабочий час разделён на 6 равных тайм-карт по 10 минут, которые фиксируют активность за компьютером. В рамках одной тайм-карты трекер записывает какие приложения использовались, сколько времени я провёл в том или ином приложении, делает скриншоты и фотографии с веб-камеры, если эта функция включена. Эти данные используются для формирования моей личной статистики продуктивности и распределения рабочего времени между разными приложениями и видами рабочей активности, например — сколько за неделю я “провел” в почте и сколько в JIRA. Также эти данные, конечно, используются для контроля добросовестности удалённого сотрудника, например, если у менеджера возникают подозрения в попытке читерства и обмана трекера. Но основное назначение трекера и всей программы WorkSmart все-таки не контроль, а именно “погружение” сотрудника в рабочую среду компании.
В то же время нужно отметить следующие позитивные вещи:
- статистика трекера доступна самому работнику и ты можешь оценить свою производительность;
- ты всегда знаешь, сколько времени на решение поставленных задач у тебя осталось;
- трекер дисциплинирует;
- трекер позволяет не перерабатывать кучу времени, как например принято во многих российских компаниях.
Особенностью менеджерской позиции в компаниях группы ESW Capital является то, что переработок и «сидения до посинения», будто ты кореец, от тебя не то что не ждут, а даже очень не рекомендуют. По этой же причине менеджерам, в отличие от разработчиков, переработки не оплачиваются. Поэтому в моих же интересах избегать выхода за оговорённые временные рамки и решать все насущные задачи исключительно в течение рабочих сорока часов. Как бы не выглядела со стороны модель Dev-Factory, но работать в её рамках ты должен далеко не «отсюда и до забора». Переработки чаще всего случаются в двух случаях:
- Это согласованный с менеджером овертайм, который вызван производственной необходимостью.
- Когда работа ведётся с недавно купленной компанией, в которой процессы ещё не отлажены (ESW Capital — это группа компаний, которая скупает другие организации и оптимизирует их процессы и расходы для вывода на прибыльность).
Производственная необходимость — понятие, знакомое всем. Этот тип переработок характерен для разработчиков и согласуется с менеджером. Часто все переработки сверх нормы в 40 часов оплачиваются по полной ставке. Очень важный нюанс заключается ещё и в том, что разработчик всегда может отказаться от овертайма. Ну на самом деле, может человек уехал на выходные сплавляться на байдарках или в тайгу, а может просто устал и хочет отдохнуть — это не наше дело. Если на предложение поработать сверхурочно менеджер получает отказ, то как-то изменить это методами, отличными от уговоров, он не может.
Этим Crossover, наверное, значительно отличается от других компаний: при отказе работать сверхурочно, даже если «партия требует», для сотрудника не будет никаких последствий, во всяком случае, ни я в Aurea, ни директор Crossover по России Владимир Еронин не можем вспомнить подобных ситуаций. В общем, сверхурочные — только добровольно и по обоюдному согласию сторон. Но всегда надо помнить, что овертайм согласуется исключительно с менеджером и не надо путать сверхурочные с выбиванием из графика (при условии, что он был составлен адекватно и справедливо).
Вторая ситуация с покупкой компаний бьёт уже по менеджерам уровня SEM, VP и выше. В такой ситуации недавно побывал Слава Кулаков и, возможно, он соберётся с мыслями и расскажет уже сам, насколько это повышает нагрузку. Согласно трекеру я работаю в среднем 42 часа в неделю. Это больше нормы, и я могу по достижении 40 часов выключить трекер и забыть о работе до понедельника, но и откладывать на завтра то, что можно и нужно «съесть» сегодня не в моём характере. Максимально я отрабатывал за прошедшие полтора года на текущей позиции 47 часов, и это была авральная неделя, но что поделать. Как менеджеру, мне эти лишние 7 часов оплачены не были, но приведённый пример — точно не норма и такое случалось со мной лишь однажды.
Вообще идея того, что человек должен работать ровно 40 часов и не более несёт обоюдную выгоду: компания не может перегружать задачами кроме каких-то исключительных случаев, а работник, в свою очередь, должен уложиться в отведенное время, по истечении которого он отключает трекер и работа откладывается до начала следующей календарной недели.
Синдром аквариумной рыбки
Мне часто задают вопрос, не чувствую ли я себя аквариумной рыбкой, за которой следят при помощи трекера. Не скажу, что такая работа подходит всем, и не буду агитировать за повсеместное внедрение — как и любая система, трекер не идеален. Вообще, различные предпочтения и мнения — это нормально. Кто-то ненавидит трекеры, кто-то — опенспейсы, в которых к тебе могут подкрасться со спины и заглядывать через плечо. Причём это может быть кто угодно: от начальника до назойливого коллеги. Но если сравнивать трекер и опенспейс, то в случае первого гарантируется, что доступ к данным кроме работника имеется только у непосредственного руководства, которое не станет трепаться на условной курилке о том, что человек смотрел на YouTube во время обеденного перерыва. Точнее, менеджер этого даже не узнает: трекер не фиксирует информацию, когда отключён учёт рабочего времени.
К чему я: ощущения нахождения в аквариуме у меня никогда не было, и привык я к трекеру почти сразу, без периода какой-то мучительной адаптации. Возможно, это зависит от каждого конкретного человека, но довольно быстро я вообще перестал задумываться о том, что кто-то может контролировать мою работу или выражать какие-то претензии к эффективности. Вообще, если ты добросовестный сотрудник и выполняешь свои цели и задачи, то у менеджера достаточно редко возникает желание воспользоваться функциями “контроля” из трекера — у всех и так хватает чем заняться :) Так что если вы идёте к нам именно работать, а не пытаться читерить, то трекер вообще не должен вас пугать.
Лично для меня такая регламентированная система в плане распределения нагрузки крайне удобна: я могу пообщаться с женой, погулять со своим полуторагодовалым ребёнком, решить какие-то бытовые вопросы или вывезти семью к морю, когда это хочется, а не когда я смогу взять отпуск. Ну и, конечно же, я не стою в бесконечных московских пробках или не трясусь в вагоне метро по три часа в день. В моих глазах, вкупе с размером зарплаты и местной корпоративной культурой, эти плюсы перевешивают все минусы. Сменил бы я нынешнюю работу на схожую позицию в офисе какой-нибудь компании с 50% прибавкой к зп? Нет, не сменил бы.
Как работать с ноутбуком на коленях целый день и не обжечься, и другие важные вопросы о жизни удалённого работника — в моём стриме сегодня в 19 часов
Автор: Максим Винников