Привет! Это шестой пост про книги: мы их читаем и запоминаем, которые были полезны для развития компании и вообще. Поскольку это уже не первая подборка, в неё попало достаточно много странных вещей — классика управления проектами и бизнеса не сильно меняется.
Первая в списке — «Агрессия» Конрада Лоренца. Она вообще-то про зверей и людей, но эта штука настолько системная и захватывающая, что прямо накладывается на бизнес. Ну и просто на жизнь. Особенно интересны выкладки про уровень агрессии в разных сообществах. Ну и у него описаны баги разных зверей, что меня лично всегда дико радует.
Коллаборация — Мортен Хансен
Это инструкция по совместной работе и взаимодействию между людьми в команде и командами. Она меня здорово успокоила рядом исследований, например, тем, что вообще-то не надо заниматься нетворкингом, если ты занимаешься делом. Не надо знать 200-400 человек, чтобы найти нужного — надо знать 10 человек, каждый из которых знает по 50-100. А это в разы проще и эффективнее. Нетворкинг для интроверта — это прекрасно.
Власть привычки — Чарльз Дахигг
Про то, как менять застаревшие рабочие процессы. Самое примечательное внутри — это история изменений Alcoa, когда новый директор пришёл и сказал: «Мы топим только за безопасность производства, это высший приоритет». В результате этой стратегии на безопасность они чуть ли не первыми среди корпораций внедрили электронную почту (потому что нужно было быстрее меняться данными внутри компании), внедрили систему нефинансовых показателей, разделегировали много чего персоналу. Эта история 1987-1992 года очень бьётся с современным курсом на дисперсию управления. У него же есть прекрасная вторая книга — «Сила привычки» про модель стимул-вознаграждение и то, как взломать человека.
Новостная интернет-журналистика — Александр Амзин
Бесплатно выложенная книга, явно писавшаяся под пиар одного человека. Но полезности внутри всё же больше, чем саморекламы. Конечно, я готов на такой обмен. Много полезных советов о редакции изнутри компании. Короткая и практичная.
Легко не будет — Бен Хоровиц
Про парня, который вытащил айтишную компанию из невероятной задницы. Там много реалий американского рынка, но хроники пикирующего лайнера всё равно интересны. Весь 2016 год в кризис мы чувствовали себя примерно так же. Есть такая известная история — успешный предприниматель от неуспешного отличается тем, что выдержал и не бросил всё на один раз больше. Этот выдержал на три раза больше.
Внутренняя рыба — Нил Шубин
Парня позвали провести студентам вскрытие жмура, а он знал только про рыб. Ну он и начал рассказывать, что из чего выросло и как развивалось в рыбе, и чем это стало в человеке. Опять про биологию, точнее, про палеонтологию и взаимодействия «Класс.Объект» в биологии. Учитывая, как всё бурно пересекается с эволюцией в бизнес-трендах — лично мне была очень полезна. А так — классический красивый научпоп.
Аэропорт — Артур Хейли
Это жанр «производственного романа», где описываются проблемы отдельно взятого объекта, но зато густо и всесторонне. Артур Хейли — это американский аналог нашего Санина (рекомендую «Большой пожар» его или любую вещь из цикла про южный полюс). Только Санин прославлял СССР, а Хейли писал одну и ту же книгу про всё, что видел — больницу, электростанцию, аэропорт. Сюжет один и тот же — полная задница, всё плохо, в конце многое разруливается, но далеко не всё. Ценна проработка деталей — как он их вытащил в таком количестве и качестве, я не знаю, но читать именно «Аэропорт» совершенно потрясно. Советую и как художку, и как способ разобраться в экосистеме аэропорта.
Трафик. Психология поведения на дорогах — Т. Ванжербильт
Опять же, казалось бы, никакого отношения к бизнесу. Но нет. Внутри огромный пласт психологии, который оказался очень важным. Книга, в целом, про управление толпой и потоком, зону опасности и прочие вещи, а также про то, как город управляет движением изменяя экосистему, а не вводя микроменеджмент. Последнее, наверное, самое ценное для нас.
Ружья, микробы и сталь — Джаред Даймонд
Чуваку дали Пулитцера за эту книгу. Очень длинная, но читается как детектив. Завершает гештальт про то, почему некоторые бизнесы (простите, человеческие сообщества) развиваются успешно, а другие нет. Коротко — успешным повезло. Мне больше всего понравилась глава с исследованиями про то, каких животных и растения одомашнивали и почему. Там прямо прослеживается такая ветка технологий, которые мы открывали и не открывали. Дополняет видение экосистемы бизнеса, опять же, совершенно небизнесовой темой из экологии и истории.
Холакратия — революционный подход в менеджменте, Брайан Дж. Робертсон
Водянисто, но относительно богато на примеры описывается холакратическая структура компании. Это один из вариантов дисперсии управления, аналог бирюзовых организаций (про которые писал дядька Фредерик Лалу). По сути — проектный НИИ в военное время, ну управление через непрекращающийся хакатон. Интересно, мы сейчас обдумываем, что можно внедрить полезное из его выкладок. Сам дядька вживую говорит, что можно только всё и сразу, иначе не сработает. И сразу поправляется — если внедришь всё и сразу, тоже гарантий никаких. Это жизнь. Но есть примеры — Киви и Точка уже работает по этой схеме управления в России.
Поколение Z на работе — Дэвид Стиллман
Как готовить тех, кто родился в 1995-2012 годах — особенности восприятия мира теми, кто родился и вырос уже полностью со внешними органами памяти (сетью), другим подходом к обучению, практичность, цинизмом и нетерпимостью к старым обычаям. Хорошее системное исследование, очень живо написанное благодаря диалогам с сыном. Ну и отрезвляет. Много хороших инсайтов.
Как видят люди — Чернышев
«В покорителей космоса надо брать шизофреников» — книга про это и про кучу творческих упражнений. Автор — своеобразный парень с хорошим опытом и глубоко субъективной точкой зрения. Тем не менее, читать клёво и интересно. Очень высока информационная плотность, обожаю такие вещи. После неё стоит пролистать ещё «Дизайн: форма и хаос» Пола Рэнда про то, что хороший дизайн от плохого отличает единство, изящество, ритм и гармония. Формулы хорошего дизайна нет, каждый раз всё субъективно. Дядька вносит в эту историю больше практики, больше эвристик для оценки, больше прагматики и тоже невероятно много субъективизма. Это как сходить в музей Баухауса в Берлине и получить там лампой по башке. Странно, но может ответить на пару вопросов из сферы проектирования. Короткая, но полезная.
А вот прошлые подборки: первая, вторая, третья, четвёртая, пятая.
Автор: Milfgard