В прошлые выходные Microsoft проводили свой 16-й технологический конкурс студенческих проектов Imagine Cup. Наряду с другими участниками, «Мой круг» был приглашён поучаствовать на круглом столе «Сотрудник будущего: кого будут искать работодатели завтра?». Нас попросили осветить вопрос о важности soft skills и hard skills в ИТ-индустрии сейчас и в будущем.
Для ответа на этот вопрос мы провели опрос среди пользователей «Моего круга» и «Хабрахабра». Всего в опросе поучаствовало 3000 человек, все ответы мы визуализировали с помощью инфографики, и сегодня рады поделиться получившимися результатами. Предупреждаем: будет очень много информации.
Кто принял участие в опросе
Для начала, давайте посмотрим, кто именно поучаствовал в опросе, чтобы понимать тот контекст, в котором потом будем смотреть на ответы. Видим, что имеем примерно такую же выборку, что и во всех наших прошлых опросах.
Две трети наших респондентов — это разработчики.
Специалистов руководящего и продвинутого уровней в сумме больше, чем специалистов начального уровня и стажеров. Подавляющее большинство — мужчины.
Каждый третий из немиллионного города, каждый четвёртый из Москвы. Большинство работает в небольших частных компаниях. Каждый десятый временно не работает.
Задумывались ли вы о различии между профессиональными навыками (hard skills) и жизненными навыками (soft skills)?
Первым же вопросом мы постарались узнать, насколько ИТ-специалисты различают жизненные навыки (soft skills) и профессиональные навыки (hard skills), насколько вообще думают на эту тему. Можно предположить, что чем чаще об этом различии задумываются, тем большую роль играют жизненные навыки в данном случае.
Большинство (70%) задумываются о различии жизненных и профессиональных навыков. Женщины — чуть чаще мужчин (76% против 69%). Скорее всего, это связано с различием тех специальностей, в которых работают женщины и мужчины. Как мы видели в предыдущих опросах, мужчины больше сконцентрированы на «технических» позициях, а женщины — на «гуманитарных».
На руководящих позициях задумываются о различии навыков чаще, чем на подчинённых, при вступлении в профессиональную жизнь — чаще, чем до этого. В стартапах задумываются чаще (77%), чем в других типах организаций, а во фрилансе — реже всех (63%).
Сфера, в которой работает специалист, также накладывает свой отпечаток на большую или меньшую важность различия навыков. Эйчары и менеджеры различают навыки гораздо чаще других, специалисты по эксплуатации — реже других.
Что такое жизненные навыки (soft skills)
Дальше мы решили разобраться, а что же такое жизненные навыки (soft skills) вообще? Можно ли составить перечень самых важных для ИТ-специалистов жизненных навыков?
Профессиональными навыками (hard skills) называют такие навыки, которые можно приобрести с помощью образования, которые можно измерить с помощью формальных тестов и которые применимы в конкретной профессии.
Жизненными навыками (soft skills) называют такие навыки, которые формируются в течение всей жизни, которые сложно измерить формальными тестами и которые применимы во всех профессиях.
Жизненные навыки делят на три группы:
1. Коммуникативные навыки
2. Личностные навыки
3. Управленческие навыки
Какие коммуникативные навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии?
Можно было выбрать сколько угодно вариантов. Больше половины голосов, с большим отрывом от остальных, собрали следующие коммуникативные навыки: умение работать в команде, умение аргументировать, умение слушать, умение договариваться и вести переговоры.
Всё это навыки командной работы, что неудивительно для нашей ИТ-сферы. Особенно чётко именно такая последовательность важности коммуникативных навыков характерна для разработчиков.
Интересны некоторые отличия в важности коммуникативных навыков в других сферах деятельности.
Так, в менеджменте, маркетинге, продажах, и эйчаре на первом месте стоит умение договариваться (65-80% респондентов из этих сфер указали данный навык как важный).
Не менее важным навыком оказался для этих сфер, а также для контента, навык продаж (20-30% указали его, в продажах — 44%)
Для них же, а ещё для аналитики и дизайна, существенную роль играет также навык презентаций и публичных выступлений (25-35% указали этот навык).
Для них же, за исключением маркетинга, а еще для тестировщиков, администраторов, специалистов поддержки и контента, важным оказался навык делового письма (25-35% указали его).
Для поддержки, маркетинга, менеджмента, продаж и эйчара важно быть клиентоориентированным (30-40% указали это).
Для эйчаров одним из самых важных навыков является навык по построению и поддержанию отношений (70% указали).
Для продажников умение работать в команде указало значительно меньше респондентов, чем во всех остальных сферах (лишь 44%)
Какие личностные навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии?
В отличие от коммуникативных навыков, тут гораздо большее разнообразие ответов. Заметно больше половины всех голосов набрал навык по поиску и анализу информации (66%) и навык по управлению временем (57%).
А вот какие интересные отличия от общего среднего удалось обнаружить.
Для мобильных разработчиков на первом месте оказался навык управления временем, для менеджеров — умение принимать решения, для эйчаров — умение работать с обратной связью.
Для менеджмента, дизайна и эйчара большую роль играет умение работать с обратной связью (57-67%).
В маркетинге, дизайне и контенте важно креативное мышление (50-60% указали этот навык).
Для менеджмента, поддержки, контента и эйчара важен навык управления эмоциями (37-55%).
В поддержке гораздо больше других сфер играет роль навык по управлению стрессом (47% указали).
Какие управленческие навыки вы считаете самыми важными в вашей профессии?
В управленческих навыках в лидерах, набравших заметно больше половины голосов, оказался навык планирования (71%).
Для менеджмента большинство навыков набрали заметно больше половины от всех голосов.
В эйчаре, помимо навыка планирования, также сильно выражены навыки мотивирования сотрудников и подачи обратной связи (более 60% указали).
В продажах, в единственной сфере, навык планирования оказался далеко не на первом месте, вместо него там навык тактического и стратегического мышления.
Какие навыки важнее сейчас, а какие будут важнее в будущем в вашей профессии?
Вот наконец, мы и добрались до прогнозов на будущее!
Почти для всех специальностей одновременно оба типа навыков, профессиональные и жизненные, играют важную роль.
Ситуация, где когорта, считающая жизненные навыки важнее профессиональных, больше когорты, считающей наоборот, наблюдается только в трёх специальностях: продажах, эйчаре и менеджменте. Это характерно и для сегодняшнего дня и для ожидания в будущем, где к ним присоединяется ещё и аналитика.
Наибольшее доминирование когорты, считающей профессиональные навыки важнее жизненных, наблюдается в мобильной разработке, а также в телекоммуникации. Однако, в будущем такое доминирование у них смягчается, но ожидается похожее по силе в контенте.
Если посмотреть в динамике на изменение относительных долей когорт, считающих одни или другие навыки важнее (смотрим на разницу между процентными долями в будущем и настоящем), то получим следующую любопытную картину.
Практически во всех специальностях ожидается рост относительной важности жизненных навыков: больше всего изменений в этой области ожидаются в игровой разработке и телекоммуникациях. А единственные сферы, где ожидается наоборот, уменьшение относительной значимости жизненных навыков, — это поддержка и контент.
Рост относительной важности профессиональных навыков больше всего ожидается в продажах, а также в эйчаре, поддержке и контенте. И наоборот, самое сильное снижение важности этих навыков ожидается в игровой разработке, телекоммуникациях и аналитике.
Если делать очень грубое обобщение, то в целом мы видим, что технические специальности стремятся «гуманизироваться», а гуманитарные наоборот «технологизироваться», порой с некоторым ущербом другим навыкам.
Из этого грубого вывода есть пара исключений. В менеджменте нет стремления к росту важности профессиональных навыков, а жизненные навыки становятся ещё важнее. В эйчаре, маркетинге, продажах, тестировании и администрировании растет важность и тех, и других навыков одновременно.
Нужен ли навык программирования сейчас и будет ли нужен в будущем в вашей профессии?
Витает гипотеза, что навык программирования скоро станет универсальным навыком, который будет нужен практически во всех сферах деятельности. Мы решили проверить эту гипотезу, и вот, что получили.
На вопрос о нужности программирования можно было поставить оценку от 1 (совсем не нужно) до 5 (очень нужно). Далее, мы вычислили средневзвешенное значение и работали с ним.
Видим, что среди разработчиков ожидается небольшое уменьшение важности навыка программирования, особенно сильно, по сравнению с другими, в игровой разработке. А вот во всех остальных сферах деятельности, действительно ожидается, что навык программирования станет более востребованным. Особенно сильно этого ожидают в сфере эйчара.
Результаты этого вопроса подкрепляют грубое обобщение из результатов предыдущего: мы видим, что технические специальности стремятся чуть уменьшить свою технологичность, а гуманитарные наоборот — увеличить.
Участвовали ли вы когда-либо в подборе и оценке новых сотрудников, интересовались ли вы их жизненными навыками (soft skills)?
Перейдём же от теории и прогнозов к непосредственно текущей практике! Посмотрим, как жизненные и профессиональные навыки влияют на найм и увольнения.
Как видим, больше половины (59%) специалистов принимают непосредственное участие в подборе и оценке новых сотрудников, две трети из них интересуются жизненными навыками кандидата.
Частота интереса к жизненным навыкам соискателя напрямую зависит от того, на какую специальность его подбирают. В принципе, видим примерно ту же картину, что и в опросе про различение двух типов навыков. При подборе эйчара, менеджера, аналитика и продажника на жизненные навыки обращают внимание почти всегда: только в 10% случаев не обращают. При подборе разработчиков на жизненные навыки не обращают в 25% случаев.
Бывали ли случаи выбора кандидата по жизненным навыкам (soft skills), если профессиональные навыки (hard skills) были одинаковы?
В случае, когда у кандидатов одинаковые профессиональные навыки, выбор происходит по жизненным навыкам. И опять наблюдаем похожую картину: при оценке соискателя на «гуманитарных» специальностях такое случается в 2-3 раза чаще, чем на «технических».
Участвовали ли вы когда-либо в принудительном увольнении своих коллег? Проблема в каких навыках была основной причиной таких увольнений?
Если в процессе найма участвует 59% специалистов, то в процессе увольнения 33%, что всё равно является довольно внушительной цифрой. На увольнение с одинаковой вероятностью влияют оба типа навыков.
Если разложить причины увольнения по сферам, то увидим, что тут уже нет такой четкой картины, как при найме: причина увольнения по жизненным никак никак не коррелирует со специальностью того, кто принимал участие в увольнении.
Проходили ли вы когда-либо дополнительное обучение по вашим профессиональным навыкам (hard skills), какое это было обучение?
Проходили ли вы когда-либо дополнительное обучение по вашим жизненным навыкам (soft skills), какое это было обучение?
Как видим, более половины специалистов проходят дополнительное обучение по профессиональным навыкам, и только четверть делает это по жизненным навыкам. Профессиональным навыкам большинство учится на курсах, а жизненным — самостоятельно. Профессиональный навыки на конференциях усиливает каждый второй, а жизненные — только каждый четвёртый. Наставничество как способ дополнительного образования представлен в равной степени и там, и там. Сообщества чуть лучше работают с профессиональными навыками.
Все диаграммы подготовлены с помощью сервиса infogram.com.