В попытке заглянуть за пределы своего ВУЗа или еще одно размышление об учебном процессе

в 12:10, , рубрики: Учебный процесс в IT, метки:

Этот пост попытка разобраться в жизни за пределами стен моей альма-матер. Волею судеб и своею собственной попал я на факультет прикладной информатики, которых в СНГ много. Все факультеты и кафедры на дне открытых дверей это сосредоточие добра и прогресса на дне открытых дверей, а их жизнь после дня открытых дверей все же несколько отличается от картины на Дне открытых дверей. Именно так получилось и в моем случае. Нельзя сказать что факультет у меня совсем дыра и сосредоточие зла: есть там и предметы интересные, бывают интересные конференции и т.д. Однако есть скажем мягко и свои недочеты и насколько они характерны в других ВУЗах и интересно выяснить. Сейчас я их и опишу:

  • Раз информатика прикладная, то и фундаментальным вещам будем уделять внимания много меньше чем прикладным. В чем это выражается? Например в следующем принципе: зачем нам вся эта возня с консольными приложениями?

    У нас нет времени возиться с самим языком программирования, а поэтому сразу будем делать графические приложения на Delphi и неважно, что большинство учащихся конструкции типа for/while составляют с трудом. Итог я наглядно наблюдал на втором курсе в группе: идут уже разделы информатики, которые предполагают знание основных алгоритмических конструкций и конструкций, используемого языка, а большинство так и не могло читать нормально сообщения компилятора об ошибках.

  • В связи с требованием ускоренного приложения учащихся и в связи с плачевным уровнем базовых знаний студентов у нас семинары и практики часто представляют собой такое:
    в методичке описана пошагавая инструкция что необходимо сделать +скриншоты для самоконтроля. По этой технике написания программ у нас сводилось к вбиванию готового исходника и совершенно мизерным модификациям, если они были.
  • Математика, даваяемая в рамках маткурсов и используемая в рамках прикладных предметов это две большие разницы. Некоторые разделы матанализа, которые используют «прикладные» предметы не были совершенно освещены в рамках курса матанализа. И речь идет, например, о рядах, элементах операционного счисленяи и т.д., то есть вобщем-то штатных темах матанализа, а не о самых его последних достижениях.
  • Очень сильная абстрактность математического блока предметов. Да нам дают математическую теорию, нам дают решать примеры, сильно привязанные к этой теории, но прикладные и часто «неудобные» для прямого применения теории случаи мы не разбираем и не видим, пока они не возникнут в курсовой или дипломе. Очень хорошо это показал курс по математической статистике и анализу данных. Да нам прочли определенные разделы статистики и анализа данных: тестирование гипотез, снижение размерности данных, кластеризацию и т.д. Однако эти методы читались разрозненно и сам курс не давал какой-то внятной картины, а что с нми всеми делать?

    Это при том что сама наша область приложений позволяет взять множество задач для того, чтобы вокруг них сформулировать проблему для учебного исследования и поэтапно его развивая вводить необходимые разделы статистики. У нас вместо этого пытались просто нагрузить мощным пластом теории, который давали так: например в факторном анализе, используют собственные значения матриц, а поэтому на лекции нам рассказали о ней в течении 15 минут, которые не включили в себя никаких наглядных образов для понимания или объяснения на пальцах, а вообще что это? Дали формальные определения и пример матрицы 2х2 для расчета собственных значений. Всем все стало «понятно». Да но считается, что эта тема нам известна!

    Однако почему-то учебники высшей алгебры, особенно хорошие, уделяют проблеме собственных значений гораздо больше внимания. Это вообще было очень любопытной картиной: активно используются матрично-векторные операции в различных курсах, однако курса линейной алгебры, где бы это обстоятельно отрабатывалось нет, хотя бы не отрабатывалось,а давалось представление о проблемах линейной алгебры.

  • Информатика это связанный набор дисциплин? Да откуда вы такую глупость взяли?! Проблема здесь комплексная: как известно в информатике есть фундаментальная часть: алгоритмы, сложность вычислений и т.д., а есть прикладная: проектирование информационных систем, разработка интерфейсов, программирование, тестирование и т.д.

    Наверно вы согласитесь, что эти дисциплины взаимосвязаны и хороший специалист должен иметь о них связанное же представление. Более того молодой специалист должен иметь представление о специальностях в ней существующих и т.д. Конечно, сам студент должен читать, узнавать и если он полностью ничего не хочет, то хоть в лепешку расшибись итог будет 0-й. Но с другой стороны есть студенты, которым интересно, но цельной картиины в голове нет о том как и куда двигаться и рассказ на первом курсе о профессиях и дисциплинах в информатике в качестве краткого обзора задача недлинная и полезная как я думаю. Плохо и то что сами предметники не слишком знают реальный уровень подготовки своих студентов и всерьез полагают что мы что-то знаем, потому что формально курс же, например по веб-технологяим был, но что в нем было это их не интересует.

  • Верстка веб-страниц таблицами --последнее достижение веб-дизайна! У нас преподавание веб-технологий тормознуло именно на этом уровне и более того преподаватели (а их целых три: два старшего поколения и один молодой ) считают что все нормально. Правда в частной беседе выяснилось что не все, но студенты же слабые, а поэтому зачем им какие-то там MVC давать и прочее. Сходный зоопарк мамонтов можно наблюдать так или иначе и в других дисциплинах, хотя рядом могут быть и весьма современные вещи.

Закончить я хотел бы тем что у меня сложилось впечатление что в нашем учебном процессе на факультете не хватает проектности: настоящей, когда сначала вырабатывают идеи, подбирают технологии и реализуют. Да пусть они, проекты эти будут маленькие или реать уже классическую задачу, но надо проходить их со студентами от формулировки ТЗ и до заливки на GitHub:) А какая ситуация у вас в ВУЗе, уважаемый читатель?

P.S. Есть такая вероятность что и мне придется встать по ту сторону кафедры и приянть участи в педагогическом процессе, а потому хотелось бы понять: а что же творится?

Автор: GDApsy

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js