Минэкономики предлагает создать в России аналог европейской онлайн-платформы для урегулирования конфликтов между потребителями и интернет-ритейлерами, сообщил «КоммерсантЪ». Соответствующее письмо ведомство направило профильным отраслевым организациям среди которых: Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), Институт развития интернета (ИРИ), Ассоциация европейского бизнеса, Союз потребителей РФ и другие.
Минэкономики предлагает взять за основу действующую в странах ЕС систему Online Dispute Resolution (ODR) с помощью которой продавцы и покупатели могут решать возникающие между ними споры без обращения в суд. Сама система ODR появилась сравнительно недавно, в феврале 2016 года, и пока не имеет аналогов в мире. До недавнего времени относительным гарантом интересов покупателей были отраслевые ассоциации, например АКИТ, которые могут в случае регулярных нарушений со стороны одного из своих членов могут попытаться повлиять на провинившуюся компанию.
ODR использует немного другие принципы — претензии покупателя к продавцу или продавца к покупателю рассматриваются третей стороной причем по «слепому» принципу — то есть арбитр не знает, кто именно спорит в каждом конкретном случае. Ближайшим аналогом ODR является запущенная в 1999 году платформа SquareTrade, специализирующаяся на разрешении диспутов на eBay и других площадках. За время ее существования с ее участием было совершено покупок на $2,8 млрд.
В письме Минэкономразвития не поясняется, как планируется организовать работу онлайн-платформы для урегулирования конфликтов в России, участникам рынка предложено озвучить свои предложения по этому поводу. Также пока не очень ясна юридическая база, на которой будет основана работа этой платформу. В ЕС существует специальная упрощенная процедур обработки мелких гражданских исков на сумму менее 2 тысяч евро, ее и использует ODR.