Небольшое вступление
Цифровая дистрибуция на ПК стала уже на протяжении многих лет чем-то самым обыкновенным и само собой разумеющимся, что даже смогла вытеснить рынок физических изданий игр. У нас сегодня есть цифровые площадки на все случаи жизни, такие как Steam, GOG, Epic Games Store, Microsoft store. И это только самые основные. Мы их знаем и все они нам приелись. Но на заре цифровой дистрибуции у ПК геймеров был огромный выбор цифровых маркетплейсов, где можно купить игры, но сегодня многие закрылись, либо мы знаем их под другими именами, либо они отличаются от того, что сервисы представляли из себя с самого начала. Сегодня мы рассмотрим такие сервисы.
Direct2Drive. У IGN тоже был свой магазин игр
Платформа появилась в 2004 и торговала играми сторонних издателей ещё до того, как этим начал заниматься Steam. Представляла собой веб сайт, где можно было купить и скачать прямо с браузера игры и прочие медиа. В качестве DRM к купленному ПО использовался Trymedia ActiveMARK, однако позже сервис стал позиционироваться как по большей части DRM-Free и наличие защиты от копирования зависело лишь от разработчиков. В связи с ростом популярности у сервиса начались проблемы. В 2009 году тот отказался продавать CoD:MW из-за привязки к Steamworks. Позднее сервис уже полностью объявил бойкот Steam, отказываясь продавать игры с Steamworks. Это и погубило сервис и позже из-за финансовых проблем IGN продала D2D компании GameFly, та объединила сервис с GameFly Digital но долго сервис не продержался и был продан AtGames. Она перезапустила магазин, а также стала продавать там ретро-игры, а позже там стали продаваться ключи для разных игровых магазинов по типу Steam. Так сервис жив по сей день.

GamersGate. Ворота в никуда
Шведский маркетплейс игр вырос из идеи компании Paradox interactive продавать игры по сети. Один раз в 2004 они продали аргентинскому пользователю ссылку для скачивания их игры, из-за чего фанаты стали требовать, чтобы возможность покупать и скачивать игры не выходя из дома была для всех. И 20 ноября 2006 GamersGate заработал как место для продажи игр Paradox interactive. Интерес к сервису был настолько большим, что издатели захотели там продавать свои игры и позже Paradox выделила GamersGate в отдельную компанию.
Сервис позиционировал себя как DRM-free платформа, а позже с 2009 произошел отказ от отдельного клиента, так что для сервиса нужен был лишь аккаунт и браузер, как и в случае с D2D.
Также была возможность делать перенос лицензии на другой аккаунт, что отчасти было продиктовано законами ЕС по доктрине первой продажи. И даже была система бесплатной игры за просмотр рекламы перед игровой сессией, сначала это была FreeGames, а затем Void (программа закрылась в 2013).
Однако как и многие, GamersGate не смогла противостоять Steam из-за удобного API Steamworks, к которому многие разработчики привязывали свои игры. GamersGate также присоединилась к бойкоту и это также стала ее погибелью.
Еще сервису досталось из-за печально известного Gamergate. Из-за названия многие увидели связь с известным скандалом в видеоигровом сообществе, что также сыграло свою роль в смерти сервиса как отдельного магазина игр.
На данный момент GamersGate это магазин ключей, ровно как D2D или G2A.

Impulse (ранее Stardock central). Миссия «Создай новую сферу и проиграй всё Гейбу»
Компания Stardock, известная по разнообразному софту для кастомизации ОС и играм по типу Galactic civilizations, в 2001 сделала лаунчер для всех своих программ и сервиса Totalgaming.net. Позже там стали появляться сторонние игры такие как Strategy first и The political machine в 2004.

В 2008 сервис стал называться Impulse. А в 2011 его купила GameStop. Неизвестно, что именно повлияло на такой шаг GameStop, но предположительно боязнь, что цифровая дистрибуция убьет рынок физических изданий ПК игр, так что GameStop перед будущими проблемами перестраховалась. 24 апреля 2014 г. GameStop официально прекратил Impulse Client и веб-магазин. Клиент Impulse был заменен приложением GameStop PC Downloads App, которое позволяет пользователям загружать контент, приобретенный до прекращения выпуска Impulse.

Gametap. На заре онлайн-сервисов аренды видеоигр
GameTap был создан Turner Broadcasting System прежде всего как онлайн услуга аренды по подписке, конкурирующая с такими сервисами типа GameFly. GameTap предлагал два уровня подписки: подписку Premium с доступом ко всей библиотеке контента и подписку Classic с доступом к старым консольным и аркадным играм с помощью эмуляции. GameTap также продавал игры методом онлайн-распространения.
Первоначально GameTap был разработан, чтобы предлагать не только видеоигры, но и полноценный медиацентр (GameTap TV), уже имея от своего владельца множество лицензий, а также там вышли эксклюзивно мультфильмы Revisioned: Tomb Raider и новые выпуски Space Ghost coast to coast. Там предлагались и эксклюзивы по типу Sam & Max: Season One и Myst Online: Uru Live.
Позже Turner Broadcasting System продала сервис французскому дистрибьютору видеоигр Metaboli, что привело к огромному оттоку пользовательской базы. В принципе сервис после этого перестал развиваться и противостоять своим конкурентам, учитывая ограниченное наполнение сервиса, не смог. В 2015 был закрыт.

Desura. Когда путь в другую сторону от конкурентов был путем в бездну
Desura — платформа цифровой дистрибуции для платформ Windows, Linux и macOS, позволяющая пользователям загружать и устанавливать игры и модификации к ним. В каталоге представлено около двух тысяч игр, среди которых есть как платные, так и бесплатные

Особенностью платформы является ориентация на игры инди-разработчиков, что делает её схожей с XBLA. Да и его конкурентом Пара называть неправильно, как никак Скотт Рейсманис, основатель DesuraNET, считал ее не конкурентом, а скорее попыткой обратиться к другому сегменту рынка.
Сам по себе сервис был не особо популярен (уверен вы даже не слышали о нем когда тот был) и в принципе сам по себе уступал в удобстве и ассортименте товара Steam. Но до прихода Steam в Linux Desura имела ограниченную популярность среди линукс пользователей, которая с приходом туда Steam быстро закончилась.
В октябре 2016 года Desura была приобретена датской компанией OnePlay, службой онлайн-проката на основе подписки, призванной перезапустить Desura. Однако эта затея не увенчалась успехом и уже с 2020 на домене находится сайт с HTML5 браузерными играми.
Microsoft Games for Windows – LIVE. Xbox Live курильщика
В 2007 году Microsoft, воодушевлённая успехом сформировавшейся экосистемы Xbox Live на XOG и X360, решила познакомить со всеми прелестями «живого» ПК-геймеров, выпустив недоразумение под названием GFWL. Началу GFWL положило закрытие сервиса для матчмейкинга в рамках MSN Zone в 2006, появление Windows XP Game Advisor, где уже был заложен фундамент для игровой экосистемы Microsoft, появление лейбла Game For Windows и меню Windows Game Explorer, а также понимание Microsoft, что D2D и Steam отбирают у неё все доминирование над ПК-геймерами, плюс надо было как-то продвигать Windows Vista (да, ведь DirectX 10 и полной поддержки унифицированных шейдеров было же мало). Стартовая линейка сервиса представляла из себя ремейк Halo 2, прославившийся с помощью ошибки с «пятой точкой», Gears Of War с привязкой к сервису и Shadowrun с поддержкой кроссплея между игроками PC и Xbox 360.

Очень скоро игроки были разочарованы сервисом, на то было много причин:
1. Убогий интерфейс. Представлявший из себя панель сверху. Одновременно был и меню и игровым оверлеем.

2. За игру с игроками консоли надо было оплачивать статус Xbox Live Gold. ПК-геймеры, которые уже позабыли с начала 2000-ых о том, что за онлайн надо платить, скажем так, не обрадовались такому сюрпризу. Хотя игра с ПК-геймерами была абсолютно бесплатной.
3. Драконовская политика сертификации игр в начале жизни сервиса. Инди-разработчики первое время о GFWL могли мечтать, допускались релизы крупных компаний. Но позже это пересмотрели (особенно с появлением Games On Demand).
4. Кроссплей не везде реализовали. За время жизни сервиса реализовали лишь в паре-тройке игр. А в 2010 в Shadowrun Microsoft обновила аудиокодеки, тем самым сломав голосовой чат между PC и X360.
5. Работающая через раз система активации игр. Сервис изначально делался как DRM-защита для дисковых игр. Игра при вставке диска должна была быть активирована в сервисе, но зачастую применялись либо недействительные ключи, либо ключи-многоразки, которыми активировать можно было несколько игр. Настолько непродуманную систему активации точно надо было сделать нарочно.
6. Жёсткое навязывание. Многие GFWL игры продавались и в Steam и в итоге игра требовала 2 лаунчера. Вроде бы сегодня мы и такое терпим, но тогда понятия были чуточку другими и даже пара мегабайт памяти была очень ценными.
7. Ассортимент магазина Games On Demand, запущенного в 2009, был очень скуден по сравнению с конкурентами. Что огорчило пользователей GFWL
С 2011 года многие разработчики, устав от недовольства игроков, стали отказываться от GFWL в пользу Steam и Steamworks. А с 2012 в Windows 8 появилась нормальная интеграция с Xbox Live и отсталый GFWL оказался не нужен. И 1 августа 2013 Microsoft отказалась от сервиса, закрыв маркетплейс и пообещала больше не обижать ПК-геймеров. Ещё некоторое время работала онлайн-активация, но периодически случались сбои. А в 2022 страдание GFWL были прекращены окончательно, когда Microsoft из-за угрозы уязвимостей закрыла возможность входа в Xbox Live через TLS 1.0 и 1.1. А так как клиент GFWL не обновлялся очень давно, то так сервис был умерщвлён навсегда. Однако сам сервис утащил за собой в могилу множество разных игр (Fable III, Halo 2 и тд), тем самым навсегда уничтожив способы поиграть в них легально.
Заключение
Ну вот и все. Мы живём в мире, где у нас, несмотря на нытье по поводу «жадной Ubisoft и EA, что привязали лаунчеры к своим играм» или "жадного Тим Суини", который лишь хочет дополнительной прибыли под прикрытием «борьбы с монополиями», то думая об этом, помните-мы все ещё живём не так уж и плохо. По крайней мере мы не бьёмся головой об клавиатуру, проклиная всех и вся из-за недействительного ключа в коробке с игрой).
Как ни странно, но история циклична. После недолгой монополии Steam сегодня вновь появляются новые магазины игр и приложений, такие как EGS, RobotCache и прочие борцы за наши кошельки. Только переживут ли они детище Valve-вопрос времени. На данный момент все магазины на компьютерах многих людей спокойно себе сосуществуют. Так что теперь возможно-ничья? Ну, поживём-увидим, кто станет хранителем нашей игровой библиотеки, а кто отправиться на свалку истории и останется в виде отголосков на игровых форумах, как вышеперечисленные виновники этой статьи.
Автор: Synclai10