Многие миллениалы, не говоря уже о более старших поколениях, впервые познакомились с играми на экране либо посредством «Ну, погоди!» и других устройств «Электроники», либо на аркадных игровых автоматах. Уже в 90-е они повсеместно ушли в историю, но для советских детей 70-х и особенно 80-х годов они были отлично знакомым, популярным и местами даже культовым развлечением. Вспомним о том, какими были советские игровые автоматы — а заодно разберёмся, как они вообще возникли.
Фото из Московского музея советских игровых автоматов
Как и в случае карманной «Ну, погоди!», всё началось в Японии. К концу 1960-х страну восходящего Солнца охватила настоящая мания электромеханических игровых автоматов. К этому плотно приложили руку такие современные монстры индустрии компьютерных игр, как Nintendo и Sega. А запустила процесс во многом уже полузабытая компания Taito, основанная в Японии эмигрантом из Одессы Мишей Коганом — впрочем, о нём и о возвышении трёх ранних китов японского геймдева у нас есть отдельная статья. Тут же для нас важно то, что бум аркадных игровых автоматов конца 60-х годов перекинулся на их родину, США, где они пережили вторую волну популярности — уже под влиянием японцев.
Именно с этого времени аркадные игровые автоматы становятся важной частью зарождавшейся англоязычной гик-культуры
Это не прошло мимо внимания советских чиновников, ответственных за развлечения трудового народа СССР. Рубеж 1960-х и 70-х годов в целом был временем «разрядки»: две сверхдержавы устали от накала противостояния холодной войны, занялись ограничением гонки вооружений и делали всевозможные взаимные шаги к сближению. Это открывало двери в том числе для роста интереса друг к другу, и, следовательно, культурного обмена. Заимствование позитивных и идеологически невредных достижений капиталистического мира стало в СССР актуальным трендом.
В начале 1970-х годов казалось, что холодная война подходит к концу, а Брежнев и Никсон после множества встреч успели практически сдружиться
В августе 1971 года в московских парках Измайловский и Горького открылась международная выставка «Аттракцион-71», устроенная советским Минкультом и Всесоюзной торговой палатой. На ней, помимо больших устройств вроде «американских горок», были представлены около 100 зарубежных игровых автоматов, в том числе японских и американских. Они оказались для советских граждан, а особенно для школьников и молодых людей, настоящей сенсацией. За первые десять дней работы выставку посетили около 2,5 миллионов москвичей и гостей столицы — и пока одни катались на горках и мини-автомобилях, другие осаждали игровые автоматы.
Выставка «Аттракцион-71» в Парке Горького, фото И.Г. Авдеева
Успех аттракционов впечатлил и Министерство культуры СССР, которое искало новые способы развлечений для советских горожан помимо всё более популярного телевидения — и провело выставку в том числе для того, чтобы оценить интерес советских граждан к подобному формату развлечений. В день открытия выставки на пресс-конференции заместитель министра культуры СССР Николай Мохов сказал: «Бурное развитие науки и техники вытесняет формы пассивного отдыха, и более обретают право на жизнь такие формы досуга, когда человек проявляет себя активно, а не выступает в роли пассивного созерцателя» — так что курс на создание советских игровых автоматов был вполне целенаправленным и официальным.
У входа на выставку в парке Горького
Многие представленные на выставке автоматы были выкуплены у производителей для изучения и создания на их основе собственных образцов — а в структуре Минкульта появилось Всесоюзное производственное объединение «Союзаттракцион». Его задачей была разработка советских игровых автоматов, после чего заказы на их производство спускались на промышленные предприятия.
Логотип «Союзаттракциона» на советском игровом автомате
Многие японские и американские игровые автоматы имели явное отношение к военному делу и оружию: это были электронные тиры, включая симуляторы охоты, игры про управление танками и самолётами, стрельбу торпедами из подводной лодки. Вероятно, именно в формате «полезности для военно-спортивной подготовки подрастающего поколения, а не просто развлечений» и удалось продавить неожиданный формат сотрудничества: все заказы «Союзаттракциона» на игровые автоматы выполняли предприятия не гражданской индустрии, а военной промышленности.
Дети, играющие в «Торпедную атаку», позднюю версию «Морского боя», работа фотохудожника Павла Сухарева
К примеру, наиболее культовую и популярную советскую игру «Морской бой» выпускал Серпуховский радиотехнический завод, который по основной специализации занимался и занимается системами управления огнём корабельной артиллерией и зенитных ракет. Более того: на наиболее крупные советские атомные подводные лодки для развлечения и развития глазомера у членов экипажей поставлялась специальная версия игры без необходимости оплаты. Она выпускалась в более строгом дизайне и под официальным военным индексом ЭТ-10М: «электронный тренажёр на 10 выстрелов модернизированный».
ЭТ-10М в зоне отдыха и релаксации тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Архангельск» проекта 941 «Акула», фото Олега Кулешова
Собственно, с «Морского боя» мы и начнём. Прообразом для этого автомата стали американские аркады Sea Raider и Sea Devil от компании Midway.
Рекламный буклет и вид игрового поля в Sea Raider, 1969 год
Собственно, эти две игры отличались друг от друга и от советского «потомка» довольно слабо, имитируя действия капитана подлодки, ведущего торпедную атаку на корабли противника. Sea Raider 1969 года был про условную современность и имел оформление под центральный пост субмарины с мигающими приборами — и даже фигурами членов экипажа на заднем фоне.
Что забавно, в контексте дальнейшей советской биографии игры, на корпусе Sea Raider в качестве целей играющего за подводника помимо сухогрузов условного морского конвоя были изображены узнаваемые очертания советского крейсера-вертолётоносца проекта 1123 и эсминца проекта 56
Sea Devil 1970-го выглядел попроще: предлагалось топить разные условные корабли и суда, вплоть до парусников, на фоне мрачных зелёных облаков. На автомате была изображена торпедная атака на некий условный крейсер или линкор, отдалённо напоминающий странный гибрид немецкого «карманного линкора» типа «Дойчланд» и линкора «Бисмарк» времён Второй мировой войны.
С военной точки зрения изображённое выглядит отчаянно, но довольно-таки тупо
Впрочем, американские игровые автоматы про торпедные атаки сами были вариациями на тему более ранней японской разработки: аркады Periscope от Sega. Эта игра пошла в серию в 1966 году и быстро завоевала популярность сначала в Японии, а затем и в США. Принципиальная механика игры была точно такой же, как у «Морского боя», имитируя торпедную атаку посредством последовательного зажигания рядов лампочек. Однако происходящее отображалось не внутри механизма, а на изображавшем море наклонном поле. Через перископ происходило только прицеливание, а также пуск торпеды нажатием на кнопку, на рукоятке.
Геймплей Periscope
Правда, о том, кто её придумал, до сих пор идут споры. По версии Sega, она родилась из идеи одного из основателей компании, американца Дэвида Розена, а реализовал проект японский сотрудник компании по имени Сиконосукэ Оти. Однако Масайя Накамура из Nakamura Manufacturing Co. (позже Namco) утверждает, что придумал и выпустил пробные образцы под названием Torpedo Launcher уже в 1965 году, а Sega только использовала его идеи и наработки (впрочем, возможно, вполне легально, купив патент). Как бы то ни было, глобальную популярность игра обрела именно в варианте Sega — и именно эта игра считается первым японским электромеханическим аркадным автоматом.
Рекламный буклет Periscope от Sega, 1966 год
Несмотря на высокую по тогдашним меркам цену игры, 30 йен в Японии или 25 центов в США, игра оказалась крайне востребованной и рентабельной. Про неё писали как о самом успешном коммерчески игровом автомате за последние полвека. Неудивительно, что другие компании стали использовать ту же механику игры в своих аркадных автоматах — именно так появились варианты этой игры у американской компании Midway, которые стали основой для советского «Морского боя». В общем, если «Ну, погоди!» советские дети были, в общем-то, обязаны Nintendo, то «Морской бой» напрямую наследует продукции Sega.
«Морской бой» с сайта Музея советских игровых автоматов
Вернёмся в СССР. В 1972 году в «Союзаттракционе» кипит работа над созданием советского аналога Sea Raider, который, вероятно, больше всего понравился советским детям на выставке — а до того отлично зашёл детям японским, американским и европейским. Она увенчалась успехом: в 1973-м появились первые опытные образцы игрового автомата, а с 1974-го они пошли в серию. Первые появились в московских парках культуры и отдыха, затем они стали распространяться по ПКиО по всей стране — и, по мере увеличения номенклатуры аркадных автоматов, для них стали строить специальные павильоны.
Современные музеи советских игровых автоматов выглядят примерно так, как эти павильоны внутри в 70-е и 80-е годы
«Морской бой» стал первым советским электромеханическим игровым автоматом — как его «дедушка» Periscope стал пионером этих устройств в Японии несколькими годами ранее. Его облик напоминал и Sea Raider, и Sea Devil: на верхней панели изображалась советская подлодка типа «Щука» времён Великой Отечественной, идущая в надводном положении на фоне раскалываемого взрывом торпеды вражеского корабля.
С воздуха подлодку атаковал вражеский же истребитель
Игрок, как и в играх-предшественниках, целился через перископ — окружённый резиновым кожухом с очень выраженным и характерным запахом. Думаю, что каждый, игравший в «Морской бой», хорошо его помнит. Для того чтобы результативность стрельбы была видна и другим, к примеру, друзьям игрока — с обеих сторон обзор «поля боя» имелись специальные окошечки. Перископ окружали «приборы» с подсветкой, а ниже имелась условная карта района боевых действий — больше всего она напоминала отзеркаленный фрагмент Белого и Баренцева морей с полуостровом Канин и Чёшской губой.
Советская игра, в отличие от Sea Raider, явно ориентировалась на образы Второй мировой и охоту советских подводников за немецким судоходством в северных морях
Более подробный разбор устройства и механики работы игрового автомата «Морской бой» можно прочитать в этом разборе на нашем блоге. Мы же ограничимся основными моментами. Одна игра стоила 15 советских копеек: она давала право на десять торпедных пусков по скользящим, по игровому полю кораблям противника на фоне заснеженных северных гор. Поскольку всего имелось лишь 8 дорожек по 10 лампочек, изображающих разные варианты траектории торпеды, точное прицеливание по корабликам давалось многим не сразу.
Игровой экран «Морского боя» в современном эмуляторе игры
Если игрок поражал цели всеми десятью торпедами — ему давалась призовая игра, ещё три пуска. Достичь этого было непросто. И вот это сочетание интуитивной простоты освоения со сложностью достижения мастерства, формула многих успешных компьютерных игр, буквально сразила советскую юношескую аудиторию. Самая первая игровая аркада в СССР стала и самой популярной.
«Торпедная атака», вариант «Морского боя» для двух игроков
В период расцвета советских аркадных игр в 80-е их ставили много где и за пределами специальных павильонов в парках отдыха: их можно было найти в крупных магазинах, кинотеатрах, в аэропортах и так далее. Их ставили даже в некоторых, особо процветающих пионерских лагерях. Но к «Морскому бою» и его поздним вариантам, «Морской дуэли» и «Торпедной атаке», очередь жаждущих игры детей и подростков всегда и везде была наибольшей. Порой доходило до драк и вмешательства взрослых.
В начале 90-х советские аркады всё ещё были центром притяжения юной аудитории — и «Морской бой» продолжал явно доминировать над другими их вариантами
Но и помимо великого «Морского боя» существовали другие варианты советских аркад: их общее число доходило до сотни, разной степени удачности, популярности и распространённости. О них мы и поговорим в следующей части.
Автор: Алексей Костенков