Если взглянуть на карту наиболее популярных соцсетей по странам мира за 2020 год — мы увидим почти безраздельное господство Facebook в большинстве стран мира. Исключений есть лишь несколько.
Во-первых, КНР, где западные социальные сети и мессенджеры давным-давно запрещены и заблокированы, а господствует Qzone .
Во-вторых, это страны постсоветского пространства: на севере господствует ВК, а на юге (Молдова, Южный Кавказ и Средняя Азия) — Одноклассники.
В третьих, Иран. Это «страна победившего Инстаграма»: по той простой причине, что все прочие западные соцсети в исламской республике заблокированы, а Instagram — нет.
Ну и КНДР, там своя атмосфера, о которой я не так давно публиковал интервью .
Весь остальной мир, от Калифорнии до Зимбабве, с начала 2010-х год — домен детища Марка Цукерберга. Однако так было не всегда. На заре массового распространения социальных сетей во второй половине 2000-х годов карта мира была гораздо более пёстрой. Многие страны и компании пытались зайти на этот многообещающий рынок. Почти все проекты с тех пор или сошли с дистанции и умерли, или ушли в тень гигантов.
В условиях свободной конкуренции (что выносит за скобки исходно прикрытые «Золотым щитом» проекты КНР) сумели удержаться на плаву и сохранить региональное доминирование лишь российские «Вконтакте» и «Одноклассники»: уникальный кейс в мировом масштабе.
Впрочем, причины этого мы обсудим и разберём в другой раз. А сегодня поговорим об их менее удачливых, но некогда гремевших коллегах из других стран и регионов.
▍ Франция: Minitel и Skyrock
Сейчас вне Франции уже мало кто помнит, что в 90-е годы эта страна была не просто одним из пионеров цифровизации. Национальная сеть Minitel (американский сайт-музей www.minitel.us) во многом опережала ранний Интернет по функционалу. Многие вещи, массово распространившиеся в Интернете только в 2010-е, Minitel позволял делать гражданам Франции: там можно было смотреть новости и расписания, общаться, записываться в музеи, проверять котировки акций, заказывать продукты с доставкой и общаться с голосовым помощником задолго до того, как это стало привычной частью быта обитателей Интернета.
Был в Minitel и функционал мессенджера с чатами и элементами соцсети, которые французы активно использовали для самых разных целей. Самым известным и скандальным их вариантом стали посвящённые вопросам личной жизни — messageries roses, «розовые чаты»: их было множество, от почти невинных площадок знакомств до закрытых тусовок любителей пожёстче в самых разных вариантах. Консервативная публика 80-х и 90-х требовала запретить подобный разврат, но официальный Париж и руководство сети предпочли не злить своих любвеобильных сограждан цензурой. Тем паче, что означенные чаты были платными и очень хорошо продавались.
Впрочем, знакомствами и эротикой применение французами чатов Minitel не ограничивалось: уже в 1986 году, задолго до возникновения понятия «Twitter-революций», французские студенты и политические активисты координировали по Minitel организацию общенациональной забастовки.
Ещё в феврале 2009 года Minitel посещали 10 миллионов пользователей в месяц. Но всё же она не выдержала конкуренции с глобальным Интернетом, её монохромные терминалы к концу нулевых выглядели живыми ископаемыми на фоне всё более мощных и несравнимо более многофункциональных персональных компьютеров с подключением к Интернету. Minitel была официально отключена 30 июня 2012 года.
К этому времени основной соцсетью Франции стал глобальный Facebook — но ещё в 2008 году по числу пользователей в Пятой республике его опережал Skyrock. Несмотря на англоязычное название, это национальная площадка для блогов, созданная в 2002 году Пьером Белланже как проект при одноимённой радиостанции. С 2007 года её функционал сместился от блога к соцсети: наряду с возможностью создания блога были добавлены функции личной страницы с профилем и френдами. По французскому обыкновению политизация не обошла и Skyrock: уже в 2005 году пресса писала, что именно на этой площадке радикалы и подростки координировали протесты и беспорядки в Париже. Впрочем, власти и тут предпочли не вмешиваться: официальных претензий к Skyrock так и не было выдвинуто.
На пике могущества в 2008 году Skyrock считался седьмой соцсетью в мире по числу пользователей и их активности с 28 миллионами блогов и 19 миллионами пользовательских профилей. Однако уже в 2009-м Facebook опередил французского конкурента на его же территории. С 2010 года Skyrock стал всё более явно уходить в тень, обновляться всё реже. С 2011 года число блогов и пользователей стало сокращаться, но и по сей день остаётся значительным. Однако о соперничестве с Facebook давно не идёт и речи.
▍ Германия: das Studiverzeichnis
Если французы были в числе пионеров и упорно пытались идти своим путём, то немцы задумались о собственных соцсетях только под впечатлением от Facebook. Именно так появилась немецкоязычная студенческая сеть studiVZ: сокращение от das Studiverzeichnis, то есть «каталог студентов». Её придумали в 2005-м двое студентов, Эссан Дариани и Деннис Бемманн, впечатлившись детищем Марка Цукерберга — и довольно быстро нашли инвесторов. Идея «взлетела»: к 2008 году studiVZ так же доминировала в немецком Интернете, как Skyrock во французском.
Впрочем, реализация получилась настолько неприкрыто похожей на прототип, что в том же году начались судебные тяжбы по иску от Facebook по плагиату. Попутно создатели попытались запустить аналогичные проекты в других странах Европы — но их уже затапливало фейсбучное море, и вне немецкоязычных стран идея не прижилась. Ну а в Германии, Швейцарии и Австрии она оставалась популярной ещё не один год. Хотя уже с 2009 года стала сдавать позиции Марку Цукербергу, и в 2022 году была официально закрыта.
В отличие от ушедших в широчайшие массы Facebook и ВК, studiVZ с немецкой педантичностью и систематичностью с начала и до конца оставалась ориентированной прежде всего на студентов и образовательные нужды, а также на поиск выпускников. Впрочем, для студенческих знакомств и частного общения она тоже использовалась более чем активно.
▍ Иран: Facenama и Cloob
Исламская республика Иран — одна из достаточно закрытых стран мира со сложными отношениями со странами Запада. После того как Facebook и Twitter были замечены властями как площадки для распространения оппозиционных мнений и координации протестов, их закрыли. Однако официальный Тегеран помимо традиционных ценностей старается развивать и цифровизацию — поэтому достаточно скоро им на смену пришли национальные проекты соцсетей: Cloob и Facenama. Сначала доминировал первый, затем второй — несмотря на схожесть названия с Facebook, больше похожий на площадку для дискуссионных форумов.
Однако с 2016-го года Иран затопила волна популярности Instagram: который в стране не запрещён, хотя и подвергается частичной фильтрации контента. Как пишут некоторые источники, с середины 2010-х у иранской молодёжи сидеть в национальных соцсетях считается примерно так же вопиюще немодным, как у российской — в «Одноклассниках». Вне ираноязычной сети даже базовые данные о национальных соцсетях Ирана в наши дни находятся с большим трудом. Зато «инстой» к концу 2021 года пользуются около 69% жителей страны.
Что интересно, велико и растёт и число пользователей, запрещённых Facebook и Twitter: первый используют около 18% жителей Ирана, второй — 11%. А использовать VPN не умеет разве что очень ленивый.
▍ Япония: Mixi
Путь studiVZ во многом повторила и японская Mixi. Она появилась почти синхронно с Facebook в 2004 году стараниями энтузиаста Касахара Кэндзи. Хотя поначалу денег в проекте было очень мало, японская сеть оказалась созревшей для идеи социальной сети, и рост числа пользователей оказался взрывным. Как и во многих других случаях, площадка, изначально ориентировавшаяся на студентов и айтишников, получила по-настоящему массовую популярность к концу 2000-х годов. И до 2010-го года, достигнув показателя в 20 миллионов активных пользователей, успешно сопротивлялась натиску Facebook на позиции самой популярной соцсети Японии. Естественно, в Mixi было не просто много, а очень много всего из аниме-культуры. А также колоссальные количества групп по местам и интересам.
Что интересно, дизайн Mixi выглядит хорошо знакомым каждому, кто хотя бы мельком видел «Одноклассники». Характерной особенностью обеих соцсетей является то, что заход на личную страницу фиксируется и сообщается пользователю Mixi. Совпадение?..
Увы, и в этом случае глобальный натиск Марка Цукерберга оказался слишком сильным. Все 2010-е годы Mixi уходила в тень, и в 2020 году даже пошли слухи о прекращении её работы. Впрочем, пока что соцсеть ещё работает в версиях для смартфонов и PC.
Это только несколько примеров: в середине и конце нулевых очень многие страны пытались создавать свои соцсети. Вьетнамский Zing, польский Nasza Klasa, латвийский Draugiem тоже пытались бороться за аудитории своих стран, и некоторое время даже успешно.
Можно вспомнить и о паре международных проектов с причудливой географией. К примеру, Orkut: умерший проект корпорации Google, по загадочной причине получил на несколько лет колоссальную популярность в таких разных странах, как Индия с Пакистаном и Бразилия с Парагваем — пока не пал под натиском Facebook.
Ещё более необычной оказалась география популярности проекта Hi5 калифорнийского разработчика Рами Яламанчи. Изначально проект был ориентирован на испаноязычные страны Латинской Америки — и действительно во второй половине нулевых получил большую популярность от Мексики до Перу. Однако, по сложному стечению обстоятельств, Hi5 в те же годы стала доминировать в таких разных (и разноязычных) странах, как Румыния, Португалия, Камерун, Тунис, Таиланд и Монголия.
Ну а с началом 2010-х и она ушла в тень глобального колосса под названием Facebook. Вне сферы доминирования которого остались всего несколько стран и регионов, перечисленных в начале статьи.
Впрочем, сейчас и Facebook сталкивается с непростыми временами — и рано или поздно его гегемония может быть поколеблена кем-нибудь. Например, заинтересовавшимся Twitter Илоном Маском.
Или нет?
Автор: Алексей Костенков