Компания Eyeo, разработчик популярнейшего блокировщика рекламы AdBlock Plus выиграла судебный процесс в Верховном суде Германии. Последние несколько лет этой организации приходилось регулярно принимать участие в судебных заседаниях в рамках рассмотрения заявления одного из крупнейших издателей мира — компании Axel Springer. Издатель считал, что реклама, которая демонстрируется на сайтах, не должна блокироваться.
Все это началось в 2015 году, причем истцов было несколько, не только Axel Spinger. Все они были недовольны не столько самим фактом блокирования рекламных материалов, сколько программой «Acceptable Ads”. Она заключается в работе белого списка сайтов, которые не навязывают пользователю рекламу, размещая лишь наиболее релевантные и „безобидные“, если так можно выразиться, варианты.
И если для небольших ресурсов и публикаций попадание в список — дело лишь времени, платить кому-либо за это не требуется, то для более крупных сайтов услуга вовсе не бесплатная. Тот же Axel Springer не может попасть в белый список без денег, компания Eyeo попросила заплатить. Истец считает такое положение дел нарушением закона о конкуренции. Кстати, сама программа „Допустимой рекламы“ является одним из основных генераторов дохода для разработчиков AdBlock Plus.
Издатель и его партнеры по иску пытались оспорить право Eyeo просить деньги за размещение ресурсов в белом списке. Но суд, как уже говорилось выше, подтвердил это право, признав претензии Axel Spinger необоснованными.
По словам представителей Eyeo, решение суда является правильным, оно подтверждает право пользователей сети из Германии блокировать рекламу. Суд подтвердил как право компании на блокирование рекламных материалов при помощи своего плагина, так и право пропускать неагрессивную рекламу, если разработчики или пользователи усматривают в этом необходимость.
В общем-то, решение немецкого суда может стать прецедентом, а также показательным решением для тех компаний, которые считают, что блокировщики рекламы незаконны. Собственно, со стороны Axel Springer не особенно разумно было вообще начинать этот процесс, поскольку блокировщики рекламы уже давно стали неотъемлемым инструментом интернет-пользователей. На данный момент более 615 миллионов устройств работают с блокирующим рекламу программным обеспечением.
В Google Chrome, кстати, сейчас работает встроенный блокировщик, который убирает некачественную рекламу, которую пользователи просто не видят. Насколько можно судить, с течение времени блокировка рекламы станет еще более распространенной. Правда, встроенный фильтр рекламы действует лишь на 16,4% всех рекламных объявлений в интернете. Система определяет некачественную рекламу, исходя из требований Coalition of Better Ads (CBA). CBA разделяет рекламу на 55 видов, и лишь девять из них являются достаточно некачественными для того, чтобы блокировать их. Допустимой рекламой, в частности, считаются видеоролики с автовоспроизведением (без звукового сопровождения), объявления, которые можно скрыть через 12 минут после начала показа, мигающие объявления, рекламу, банеры, которые можно закрыть или пропустить.
В AdBlockPlus используются более строгие стандарты, это Acceptable Ads Committee (AAC). Именно поэтому блокировщик Eyeo справляется с 93% рекламы. Тем не менее, в силу распространенности браузера Chrome от Google встроенный в этот обозреватель блокировщик является одним из крупнейших конкурентов AdBlock Plus.
И мнение пользователей будет играть важное значение, поскольку пользователи теперь могут определять, какую рекламу они хотят видеть, а какую — нет. Рекламным материалам и рекламодателям выставляется определенного рода рейтинг надежности, и посетители сайтов видят „хорошую“ рекламу, которую пропускает AdBlock или другой похожий инструмент и не видят „плохую“ (агрессивную, неправдивую и т.п.).
Никто не говорит, что сайты должны быть лишены рекламы — нет, она нужна, поскольку обеспечивает возможность получать деньги за свою работу. Не будет рекламы — не смогут работать многие сайты, существующие лишь за счет сотрудничества с рекламодателями. Ну а не будет возможности составлять белые списки рекламодателей, за что с крупных компаний берут деньги — усложнится жизнь разработчиков блокировщиков рекламных материалов.
Автор: Максим Агаджанов