Автомобиль скорой помощи в Гётеборге. Фото: Albin Olsson
Согласно правилам дорожного движения, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
На практике машины экстренных служб зачастую сталкиваются с помехами на дорогах, потому что некоторые водители банально не слышат сирену и не замечают проблесковый маячок, например, если в салоне громко звучит радио. Студенты Королевского технологического института в Стокгольме (Швеция) разработали интересное техническое решение этой проблемы. Они предложили транслировать голосовое сообщение на FM-автомагнитолы ближайших автомобилей, заглушая музыку или любой другой источник звука (USB, СD, DVD и т.д.).
По правилам, дорогу следует уступать транспортным средствам, имеющим нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и сиреной, а также сопровождаемым им транспортным средствам.
Штрафовать водителя, который не пропускает машину экстренной службы, в такой ситуации бесполезно, ведь главное — успеть на срочный вызов, спасти жизнь пациента или потушить пожар (для чего в ПДД и существует норма использования проблесковых маячков). Так что основная задача состоит в том, чтобы повысить заметность «экстренного» автомобиля. Именно эту задачу выполняет новая техническая система.
Автомобили «скорой помощи» в Швеции планируют оснащать радиопередатчиками экстренного оповещения, которые работают в стандарте Radio Data System (RDS). Это многоцелевой стандарт, предназначенный для передачи информационных сообщений по каналам FM-радиовещания в диапазоне УКВ.
Радиоприёмник реагирует на управляющие сигналы RDS автоматически. Таким образом, автомагнитола с поддержкой RDS озвучит экстренное сообщение в каком бы режиме она ни работала в этот момент — на воспроизведение музкальных файлов или радиовещания. В обычном режиме или через наушники Bluetooth, но водитель услышит сигнал.
Вместе со звуковым экстренным сообщением на автомагнитолы будет передаваться текстовое сообщение. Новая технология получила название EVAM System и она считается частью пакета технологий для межавтомобильных коммуникаций — V2V (vehicle to vehicle). Для продвижения технологии при Королевском технологическом институте Стокгольма образован стартап H&E Solutions.
Изобретатели технологии говорят, что она к тому же и улучшит безопасность дорожного движения, ведь в последнее время из-за технического прогресса в системах звукоизоляции (шлемы, закрытые наушники, автомобили) увеличилось количество аварий из-за того, что водители не слышат звука сирен. «Часто у водителя есть всего несколько секунд, чтобы среагировать и уступить дорогу автомобилю экстренной службы, — говорит Микаэль Эрнерберг (Mikael Erneberg), один из трёх студентов-авторов разработки, который с однокурсниками изучает промышленный инжиниринг в университете. — Оптимальным временем для предупреждения является интервал между 10 и 15 секундами». Новая система будет включаться заблаговременно, так что у водителя будет больше времени на подготовку к манёвру. Тайминг для включения оповещения вычисляется с учётом дорожного трафика: на скоростных шоссе оповещение действует в большем радиусе, чем в загруженном городе.
Испытания новой системы в Стокгольме начнутся на небольшом количестве карет скорой помощи в I кв. 2017 года.
Предприниматели из EVAM System говорят, что систему RDS-оповещений можно использовать и для предупреждения об авариях на дороге. По их оценке, такие оповещения смогут услышать водители примерно 2/3 автомобилей на дороге.
Судя по всему, автомагнитолы во всех современных автомобилях в обязательном порядке поддерживают стандарт RDS, так что 66% — довольно реалистичная оценка, которая исключает из выборки только владельцев старых машин и тех, кто ездит с выключенной магнитолой.
Возможно, в будущем технология найдёт применение за пределами в Швеции, в других странах. И не только для автомобилей «скорой помощи», но и для прочих экстренных служб. Например, в Российской Федерации спецсигналы разрешено использовать машинам пожарной охраны, полиции, «скорой помощи», военной автоинспекции, аварийно-спасательных служб, военной полиции, национальной гвардии, Следственного комитета, ФСБ (207 автомобилей), Государственной фельдъегерской службы (60), МВД (98), Генпрокуратуры (30), правительства (32), администрации Кремля (22), минобороны (20), Госдумы (8), Совета Федерации (5), МИДа (4), Счётной палаты (1), Службы внешней разведки (1), Главного управления специальных проектов (1), Управления делами президента (1), Росфинмониторинга (1), РАНа (1) и машинам глав субъектов Федерации.
В принципе, стандарт RDS могут использовать и злоумышленники. Во-первых, для проезда по дороге без препятствий, требуя от всех впереди идущих автомобилей уступить дорогу. Во-вторых, через RDS удобно рассылать спам и рекламные сообщения, не оплачивая эфирное время на FM-радиостанциях (UPD: в России это уже применяют).
Автор: alizar