Можно смело заявить, что на сегодня CMU Sphinx стал лидером среди свободного софта для распознавания речи. Pocketsphinx поставляется вместе с Ubuntu, многообещающий проект Simon построен с широким его использованием, а структура корпуса Voxforge как бы намекает, что создан он для sphinxtrain.
Несмотря на бурное развитие самого Sphinx'а и методов распознавания речи вообще, каждый, кто пытался использовать его на практике, знает, насколько сложно получить вменяемый результат даже для простых задач. А все потому, что нельзя просто подключить дефолтные модели и ожидать, что система вас поймет. Требуется адаптировать акустику, построить релевантную языковую модель, найти оптимальные параметры и конфигурацию движка — вобщем, потратить недели времени, кропотливо снижая ошибку процент за процентом. Как человек, потративший эти самые недели, могу заверить, что и в этом случае вам ничего не гарантировано. Особенно, если вы хотите распознавать речь, записанную не гарнитурой, а встроенным микрофоном ноутбука, как это часто бывает.
Вообще, фундаментальная причина плохого распознавания — несовпадение обучающих и тестовых условий (немного кривая калька с conditions mismatch). Туда можно отнести все: незнакомых дикторов, несовпадающие характеристики каналов, неадекватную языковую модель, и даже проявление эмоций, которых мы не ожидали от пользователя. В случае с ноутбучным микрофоном имеем различные аддитивные шумы и эхо, которых не было в обучающей базе, и которые могут значительно уронить точность распознавания.
Предыстория
Реализация шумопонижения в CMU Sphinx началась ровно год назад вот с этого поста Николая Шмырева (низкий ему поклон за всё, кстати): Around noise-robust PNCC features. Через два месяца состоялся коммит, но первое упоминание в FAQ появилось только 10 июня 2014. До этого момента с шумами предлагали бороться с помощью адаптации к каналу (весьма дельный совет, кстати, который никто не отменял). Так что, для экспериментов вам понадобятся новейшая на сегодня версия 0.8.
Описание самого алгоритма приведено в фундаментальной статье и в посте Николая. Вкратце, алгоритм весьма похож на MFCC, а модификации обусловлены исследованиями в области слуховой системы человека. Понижение/подавление шумов в системах распознавания речи — весьма обширная облать, в которую я не буду углубляться, поскольку не шарю. Расскажу только, как реализовать ее на практике. Данный пост является обобщением информации, найденной мной в статьях и на форумах. От вас потребуется знакомство со сфинксом. В противном случае, добро пожаловать в вики.
Шумопонижение на практике
Если PNCCs — это просто новые признаки такие, логично предположить, что их можно использовать, указав соответствующее значение для -feat
. А вот и нет, ха-ха. В данном случае, реализация представляет собой модификацию уже существующего механизма feature extraction. И выглядит это немного по-разному для pocketsphinx и Sphinx4. Но давайте по порядку.
Создание акустических моделей
Итак, прежде чем приступить к распознаванию, нам нужны акустические модели. Существующие модели нам не подойдут, потому что получены они пока обычным способом, а значит попытка их использования в шумоустойчивой системе породит тот самый фундаментальный mismatch. Поэтому модели нужно будет натренировать заново. Для этого, соответственно, нужен корпус и установленные sphinxbase и sphinxtrain. В качестве корпуса рекомендую voxforge, который нужно будет слегка модифицировать.
Вот здесь мы и подходим к самому главному. Как вы, наверное, знаете, sphinxtrain управляется общим конфигом (sphinx_train.cfg), который задает все параметры для обучения (и тестирования) моделей, и дополнительно feat.params, в котором указываются параметры feature extraction. Начиная с версии 0.8, некоторые утилиты сфинкса получили дополнительные параметры, отвечающие за шумопонижение. А именно -remove_noise
и -lifter
. Для -remove_noise
нужно задать значение yes
(впрочем, это его дефолтное значение), а обычное значение параметра -lifter
— 22. Если задавать его в основном конфиге:
$CFG_LIFTER = "22"; # Cepstrum lifter is smoothing to improve recognition
то можно читать его оттуда:
-lifter __CFG_LIFTER__
Еще один важный для нас параметр — это -transform
. Его дефолтное значение legacy
, но нам нужно dct
. Итак, чтобы натренировать шумоустойчивые модели, нам нужно задать в feat.params трио параметров:
-transform dct
-remove_noise yes
-lifter 22
Но все же, лучше перенести их в sphinx_train.cfg, как это делается для других параметров:
$CFG_TRANSFORM = "dct"; # Previously legacy transform is used, but dct is more accurate
$CFG_LIFTER = "22"; # Cepstrum lifter is smoothing to improve recognition
feat.params:
-transform __CFG_TRANSFORM__
-remove_noise yes
-lifter __CFG_LIFTER__
Надо понимать, что sphinxtrain — это всего лишь скрипт-обертка для отдельных утилит, таких как fe, поэтому если вы вызываете их отдельно, нужно всегда задавать эти параметры (если они есть).
Вот пример моих конфигов для voxforge-en:
# Configuration script for sphinx trainer -*-mode:Perl-*-
$CFG_VERBOSE = 1; # Determines how much goes to the screen.
# These are filled in at configuration time
$CFG_DB_NAME = "voxforge_en";
# Experiment name, will be used to name model files and log files
$CFG_EXPTNAME = "$CFG_DB_NAME";
# Directory containing SphinxTrain binaries
$CFG_BASE_DIR = "/home/speechdat/voxforge-en";
$CFG_SPHINXTRAIN_DIR = "/usr/local/lib/sphinxtrain";
$CFG_BIN_DIR = "/usr/local/libexec/sphinxtrain";
$CFG_SCRIPT_DIR = "/usr/local/lib/sphinxtrain/scripts";
# Audio waveform and feature file information
$CFG_WAVFILES_DIR = "$CFG_BASE_DIR/wav";
$CFG_WAVFILE_EXTENSION = 'wav';
$CFG_WAVFILE_TYPE = 'mswav'; # one of nist, mswav, raw
$CFG_FEATFILES_DIR = "$CFG_BASE_DIR/feat";
$CFG_FEATFILE_EXTENSION = 'mfc';
$CFG_VECTOR_LENGTH = 13;
# Feature extraction parameters
$CFG_WAVFILE_SRATE = 16000.0;
$CFG_NUM_FILT = 40; # For wideband speech it's 40, for telephone 8khz reasonable value is 31
$CFG_LO_FILT = 133.33334; # For telephone 8kHz speech value is 200
$CFG_HI_FILT = 6855.4976; # For telephone 8kHz speech value is 3500
$CFG_TRANSFORM = "dct"; # Previously legacy transform is used, but dct is more accurate
$CFG_LIFTER = "22"; # Cepstrum lifter is smoothing to improve recognition
$CFG_MIN_ITERATIONS = 1; # BW Iterate at least this many times
$CFG_MAX_ITERATIONS = 10; # BW Don't iterate more than this, somethings likely wrong.
# (none/max) Type of AGC to apply to input files
$CFG_AGC = 'none';
# (current/none) Type of cepstral mean subtraction/normalization
# to apply to input files
$CFG_CMN = 'current';
$CFG_CMNINIT = 10.0;
# (yes/no) Normalize variance of input files to 1.0
$CFG_VARNORM = 'no';
# (yes/no) Train full covariance matrices
$CFG_FULLVAR = 'no';
# (yes/no) Use diagonals only of full covariance matrices for
# Forward-Backward evaluation (recommended if CFG_FULLVAR is yes)
$CFG_DIAGFULL = 'no';
# (yes/no) Perform vocal tract length normalization in training. This
# will result in a "normalized" model which requires VTLN to be done
# during decoding as well.
$CFG_VTLN = 'no';
# Starting warp factor for VTLN
$CFG_VTLN_START = 0.80;
# Ending warp factor for VTLN
$CFG_VTLN_END = 1.40;
# Step size of warping factors
$CFG_VTLN_STEP = 0.05;
# Directory to write queue manager logs to
$CFG_QMGR_DIR = "$CFG_BASE_DIR/qmanager";
# Directory to write training logs to
$CFG_LOG_DIR = "$CFG_BASE_DIR/logdir";
# Directory for re-estimation counts
$CFG_BWACCUM_DIR = "$CFG_BASE_DIR/bwaccumdir";
# Directory to write model parameter files to
$CFG_MODEL_DIR = "$CFG_BASE_DIR/model_parameters";
# Directory containing transcripts and control files for
# speaker-adaptive training
$CFG_LIST_DIR = "$CFG_BASE_DIR/etc";
# Decoding variables for MMIE training
$CFG_LANGUAGEWEIGHT = "11.5";
$CFG_BEAMWIDTH = "1e-100";
$CFG_WORDBEAM = "1e-80";
$CFG_LANGUAGEMODEL = "$CFG_LIST_DIR/${CFG_DB_NAME}_full.lm.DMP";
$CFG_WORDPENALTY = "0.2";
# Lattice pruning variables
$CFG_ABEAM = "1e-50";
$CFG_NBEAM = "1e-10";
$CFG_PRUNED_DENLAT_DIR = "$CFG_BASE_DIR/pruned_denlat";
# MMIE training related variables
$CFG_MMIE = "no";
$CFG_MMIE_MAX_ITERATIONS = 5;
$CFG_LATTICE_DIR = "$CFG_BASE_DIR/lattice";
$CFG_MMIE_TYPE = "best"; # Valid values are "rand", "best" or "ci"
$CFG_MMIE_CONSTE = "3.0";
$CFG_NUMLAT_DIR = "$CFG_BASE_DIR/numlat";
$CFG_DENLAT_DIR = "$CFG_BASE_DIR/denlat";
# Variables used in main training of models
$CFG_DICTIONARY = "$CFG_LIST_DIR/$CFG_DB_NAME.dict";
$CFG_RAWPHONEFILE = "$CFG_LIST_DIR/$CFG_DB_NAME.phone";
$CFG_FILLERDICT = "$CFG_LIST_DIR/$CFG_DB_NAME.filler";
$CFG_LISTOFFILES = "$CFG_LIST_DIR/${CFG_DB_NAME}_full.fileids";
$CFG_TRANSCRIPTFILE = "$CFG_LIST_DIR/${CFG_DB_NAME}_full.transcription";
$CFG_FEATPARAMS = "$CFG_LIST_DIR/feat.params";
# Variables used in characterizing models
$CFG_HMM_TYPE = '.cont.'; # Sphinx 4, PocketSphinx
#$CFG_HMM_TYPE = '.semi.'; # PocketSphinx
#$CFG_HMM_TYPE = '.ptm.'; # PocketSphinx (larger data sets)
if (($CFG_HMM_TYPE ne ".semi.")
and ($CFG_HMM_TYPE ne ".ptm.")
and ($CFG_HMM_TYPE ne ".cont.")) {
die "Please choose one CFG_HMM_TYPE out of '.cont.', '.ptm.', or '.semi.', " .
"currently $CFG_HMM_TYPEn";
}
# This configuration is fastest and best for most acoustic models in
# PocketSphinx and Sphinx-III. See below for Sphinx-II.
$CFG_STATESPERHMM = 3;
$CFG_SKIPSTATE = 'no';
if ($CFG_HMM_TYPE eq '.semi.') {
$CFG_DIRLABEL = 'semi';
# Four stream features for PocketSphinx
$CFG_FEATURE = "s2_4x";
$CFG_NUM_STREAMS = 4;
$CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES = 256;
$CFG_FINAL_NUM_DENSITIES = 256;
die "For semi continuous models, the initial and final models have the same density"
if ($CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES != $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES);
} elsif ($CFG_HMM_TYPE eq '.ptm.') {
$CFG_DIRLABEL = 'ptm';
# Four stream features for PocketSphinx
$CFG_FEATURE = "s2_4x";
$CFG_NUM_STREAMS = 4;
$CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES = 64;
$CFG_FINAL_NUM_DENSITIES = 64;
die "For phonetically tied models, the initial and final models have the same density"
if ($CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES != $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES);
} elsif ($CFG_HMM_TYPE eq '.cont.') {
$CFG_DIRLABEL = 'cont';
# Single stream features - Sphinx 3
$CFG_FEATURE = "1s_c_d_dd";
$CFG_NUM_STREAMS = 1;
$CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES = 1;
$CFG_FINAL_NUM_DENSITIES = 32;
die "The initial has to be less than the final number of densities"
if ($CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES > $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES);
}
# Number of top gaussians to score a frame. A little bit less accurate computations
# make training significantly faster. Uncomment to apply this during the training
# For good accuracy make sure you are using the same setting in decoder
# In theory this can be different for various training stages. For example 4 for
# CI stage and 16 for CD stage
# $CFG_CI_TOPN = 4;
# $CFG_CD_TOPN = 16;
# (yes/no) Train multiple-gaussian context-independent models (useful
# for alignment, use 'no' otherwise) in the models created
# specifically for forced alignment
$CFG_FALIGN_CI_MGAU = 'no';
# (yes/no) Train multiple-gaussian context-independent models (useful
# for alignment, use 'no' otherwise)
$CFG_CI_MGAU = 'no';
# Number of tied states (senones) to create in decision-tree clustering
$CFG_N_TIED_STATES = 3000;
# How many parts to run Forward-Backward estimatinon in
$CFG_NPART = 1;
# (yes/no) Train a single decision tree for all phones (actually one
# per state) (useful for grapheme-based models, use 'no' otherwise)
$CFG_CROSS_PHONE_TREES = 'no';
# Use force-aligned transcripts (if available) as input to training
$CFG_FORCEDALIGN = 'no';
# Use a specific set of models for force alignment. If not defined,
# context-independent models for the current experiment will be used.
$CFG_FORCE_ALIGN_MDEF = "$CFG_BASE_DIR/model_architecture/$CFG_EXPTNAME.falign_ci.mdef";
$CFG_FORCE_ALIGN_MODELDIR = "$CFG_MODEL_DIR/$CFG_EXPTNAME.falign_ci_$CFG_DIRLABEL";
# Use a specific dictionary and filler dictionary for force alignment.
# If these are not defined, a dictionary and filler dictionary will be
# created from $CFG_DICTIONARY and $CFG_FILLERDICT, with noise words
# removed from the filler dictionary and added to the dictionary (this
# is because the force alignment is not very good at inserting them)
# $CFG_FORCE_ALIGN_DICTIONARY = "$ST::CFG_BASE_DIR/falignout$ST::CFG_EXPTNAME.falign.dict";;
# $CFG_FORCE_ALIGN_FILLERDICT = "$ST::CFG_BASE_DIR/falignout/$ST::CFG_EXPTNAME.falign.fdict";;
# Use a particular beam width for force alignment. The wider
# (i.e. smaller numerically) the beam, the fewer sentences will be
# rejected for bad alignment.
$CFG_FORCE_ALIGN_BEAM = 1e-60;
# Calculate an LDA/MLLT transform?
$CFG_LDA_MLLT = 'yes';
# Dimensionality of LDA/MLLT output
$CFG_LDA_DIMENSION = 29;
# This is actually just a difference in log space (it doesn't make
# sense otherwise, because different feature parameters have very
# different likelihoods)
$CFG_CONVERGENCE_RATIO = 0.1;
# Queue::POSIX for multiple CPUs on a local machine
# Queue::PBS to use a PBS/TORQUE queue
$CFG_QUEUE_TYPE = "Queue::POSIX";
# Name of queue to use for PBS/TORQUE
$CFG_QUEUE_NAME = "workq";
# (yes/no) Build questions for decision tree clustering automatically
$CFG_MAKE_QUESTS = "yes";
# If CFG_MAKE_QUESTS is yes, questions are written to this file.
# If CFG_MAKE_QUESTS is no, questions are read from this file.
$CFG_QUESTION_SET = "${CFG_BASE_DIR}/model_architecture/${CFG_EXPTNAME}.tree_questions";
#$CFG_QUESTION_SET = "${CFG_BASE_DIR}/linguistic_questions";
$CFG_CP_OPERATION = "${CFG_BASE_DIR}/model_architecture/${CFG_EXPTNAME}.cpmeanvar";
# This variable has to be defined, otherwise utils.pl will not load.
$CFG_DONE = 1;
return 1;
-alpha 0.97
-dither yes
-doublebw no
-nfilt __CFG_NUM_FILT__
-ncep __CFG_VECTOR_LENGTH__
-lowerf __CFG_LO_FILT__
-upperf __CFG_HI_FILT__
-samprate __CFG_WAVFILE_SRATE__
-nfft 512
-wlen 0.0256
-transform __CFG_TRANSFORM__
-feat __CFG_FEATURE__
-agc __CFG_AGC__
-cmn __CFG_CMN__
-varnorm __CFG_VARNORM__
-remove_noise yes
-lifter __CFG_LIFTER__
Конечно, тренировка акустических моделей — это тот еще геморрой труд. Помимо специфических знаний, она требует установки sphinxbase и sphinxtrain и длится около суток. Поэтому я расшарил свои модели, натренированные на voxforge-en по вышеприведенному рецепту: dropbox.
Использование акустических моделей
Имея модели, мы можем, наконец, свободно вздохнуть и подключить их в свою систему. Здесь рецепты разнятся в зависимости от того, используете вы pocketsphinx или Sphinx4. С pocketsphinx все просто: нужно просто задать трио параметров -transform
, -remove_noise
и -lifter
. А ежели мы хотим использовать Sphinx4, то нужно включить во фронтенд компонент Denoise и немного изменить сам фронтенд. Соответствующий конвеер будет выглядеть примерно так:
- AudioFileDataSource
- Dither
- Preemphasizer
- RaisedCosineWindower
- DiscreteFourierTransform
- MelFrequencyFilterBank
- Denoise
- DiscreteCosineTransform2
- Lifter
- BatchCMN
- DeltasFeatureExtractor
- FeatureTransform
NB: featureTransform нужен, только если вы применяли LDA/MLLT в обучении моделей.
Три компонента, выделенные жирным, и обеспечивают шумопонижение.
В XML соответствующая часть конфига будет выглядеть так:
<component name="mfcFrontEnd"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.FrontEnd">
<propertylist name="pipeline">
<item>audioFileDataSource</item>
<item>dither</item>
<item>preemphasizer</item>
<item>windower</item>
<item>fft</item>
<item>melFilterBank</item>
<item>denoise</item>
<item>dct</item>
<item>lifter</item>
<item>batchCMN</item>
<item>featureExtraction</item>
<item>featureTransform</item>
</propertylist>
</component>
<component name="audioFileDataSource"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.util.AudioFileDataSource">
</component>
<component name="preemphasizer"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.filter.Preemphasizer">
</component>
<component name="dither"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.filter.Dither">
</component>
<component name="windower"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.window.RaisedCosineWindower">
</component>
<component name="fft"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.transform.DiscreteFourierTransform">
</component>
<component name="melFilterBank"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.frequencywarp.MelFrequencyFilterBank">
<property name="numberFilters" value="40"/>
<property name="minimumFrequency" value="133.33334"/>
<property name="maximumFrequency" value="6855.4976"/>
</component>
<component name="denoise"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.denoise.Denoise">
</component>
<component name="dct"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.transform.DiscreteCosineTransform2">
</component>
<component name="lifter"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.transform.Lifter">
</component>
<component name="batchCMN"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.feature.BatchCMN">
</component>
<component name="featureExtraction"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.feature.DeltasFeatureExtractor">
</component>
<component name="featureTransform"
type="edu.cmu.sphinx.frontend.feature.FeatureTransform">
<property name="loader" value="modelLoader"/>
</component>
Это работает?
Вполне. Для своей задачи я получил прирост в точности распознавания на 6.5%: с 74.65% до 81.38%. Но все равно, адаптацию к каналу стоит проводить. И будьте осторожны в применении этого механизма: на чистом аудио он может ухудшить результат.
Автор: kometa_triatlon