«Лучший способ остановить пиратство — это вовсе не изощренные антипиратские технологии, это предоставление людям лучшего обслуживания, нежели они могут получить у пиратов.» © Gabe Newell
Цифровое пиратство — современная страшилка и ночной кошмар для авторов и правообладателей. Многие идут на всяческие ухищрения и ограничения вплоть до законодательного уровня, чтобы защитить свои доходы, другие же (авторы) начали распространять плоды своего творчества бесплатно, зарабатывая на концертах и прочих мероприятиях. Все принимают цифровое пиратство как данность, ведется с ним борьба, но никто не желает думать о том, что у людей, зачастую, просто нет альтернативных источников доступа к контенту, сравнимых по уровню сервиса и комфорта. Об этом мы и поговорим.
Механизм цифровой дистрибуции возник не так давно. Основным толчком к появлению подобного сервиса, такого как приобретение цифрового контента при помощи сети Интернет, являлось развитие сетей передачи данных и повышения скорости их работы. В оголтелые времена зайцев.нет и скачивания песен по одному треку, а также развития различных торрент-трекеров, которые считают оплотом цифровых пиратов, издатели видео и аудио продукции все так же недальновидно продолжали, да что уж тут таить, и продолжают по сей день считать основной возможной для распространения контента площадкой физическую дистрибуцию физических же носителей. Я, конечно, всячески «ЗА» теплую ламповую коллекцию на полках фанатов и просто ценителей, а также ламповое шуршание иглы по виниловой пластинке возможность подержать компакт, или blu-ray диск коллекционного издания в собственных руках, но будем честны. Эра физических носителей ушла. На ее место пришли облачные технологии. Я не буду перечислять сервисы, которые хранят нашу информацию в облаках для нашего же удобства, всякие недостойные упоминания gmail и dropbox, какая мелочь. Вы и сами обо всем этом в курсе, а многие осведомлены намного лучше, чем я.
Многие могут сказать: «зачем платить за то, что можно украсть у нищих издателей скачать бесплатно?» Вернитесь в начало публикации и прочитайте цитату Гейба еще раз. Современный мир таков, что человек всегда готов платить за предоставляемый ему сервис, а за доп. плюшки он готов платить больше, или заранее (читай пред. заказ и Season-Pass).
Да, в РФ уже существуют теле-каналы, где отправив СМС можно заказать просмотр нужного тебе фильма (если мне не изменяет память, это каналы НТВ+), но человек все больше сидит у ПК и смотрит кино/слушает музыку при помощи ПК и других устройств (в том числе онлайн).
А теперь немного аналитики
Если кратко рассматривать бизнес-модель подобного проекта, то он должен отвечать следующим базовым требованиям:
1. Возможность дистрибуции цифрового контента с соблюдением авторских прав
2. Глобальность
3. Кроссплатформенность
4. Вариативность способов доступа к сервису (ПО, Web, mobile/TV-APPs)
Основным камнем преткновения на данном историческом этапе является то, что в мире не существует единого механизма распространения цифрового контента. Google Play и iTunes в расчет не берем – это внутрикорпоративные проекты, которые не являются системообразующими «ядрами» экосистемы компаний, а только лишь очередным сервисом для системообразующей платформы (Android и iOS соответственно), а так же ориентированы, в основном, на mobile-сектор. Исходя из ограничений, которые накладываются этими фактами, данные сервисы не соответствуют одному из основных бизнес-требований, а именно п.3 – кроссплатформенность. В целом, на данный момент существующие ресурсы не соответствуют вообще ни одному пункту описанной выше бизнес-модели, кроме соблюдения авторских прав, и то имеют региональные ограничения, привязку к конкретным платформам, и ряд других недостатков (читай netfix).
Базовый кейс пользовательских требований выглядит следующим образом и немного обширнее:
1. User-friendly (интерфейс, навигация, управление контентом, управление финансами)
2. Максимальный по ширине «коридор» параметров и типов оборудования
3. Возможность работы в режиме offline
4. Покупка, а не аренда контента
5. Возможность хранения контента как в облаке, так и на ПК
6. Высокий уровень качества предоставляемого контента
7. Вариативность качества контента (локализаций, битрейтов, форматов)
8. Пулл сопутствующих материалов и товаров
Почему данный список выглядит именно так? Не стоит забывать, что пользовательские требования не всегда включают в себя, да чаще всего вообще не включают в себя бизнес-требования к ПО. Что вообще есть «user requirements»? Это те задачи, которые сможет решить пользователь при помощи предлагаемого ПО. UR, по факту, является базой для формирования функциональных требований, требований к интерфейсу, а в дальнейшем и к спецификации требований к ПО.
Глядя же на эти два куцых списка основополагающих требований перед нами вполне логично вырисовывается глобальный сервис по торговле фильмами/музыкой. Противники подобной системы скажут следующее:
«Даже при наличии DRM и прочих методов защиты от копирования вы не остановите пиратов, а только дадите им возможность с еще большей легкостью красть контент и распространять его в сети бесплатно».
В чем то даже эти люди будут правы. Да, фактически, мы немного приоткрываем железный занавес, опущенный, например, над новыми фильмами. В хорошем качестве большинство новинок можно найти только после выхода их на Blu-ray и DVD-носителях, откуда они нещадно Rip-ятся и выкладываются в сеть. Но все же стоит помнить, что человек всегда готов платить за сервис, дабы не делать лишних телодвижений.
Так что же, в идеале, получит пользователь, если будет покупать контент легально при помощи подобной площадки?
1. Он не будет нарушать закон.
Возможно, для СНГ это пока не так важно, но на том же Западе к нарушению авторских прав относятся весьма трепетно. Возможность приобрести фильмальбом по разумной цене, а после наслаждаться собственной покупкой в любое время при помощи любого устройства, способного воспроизводить видео-аудио стоит много.
2. Он сможет посмотреть новинку кино дома.
Как часто вы не смотрели новые фильмы из-за того, что нет билетов на нужное время, в вашем городе нет нормального кинотеатра, у вас не хватает сил до него доехать, или банально раздражает хамло с пивком и чипсами, шуршащее за вашей спиной пакетами, или втыкающее в телефон во время просмотра? Очень часто меня останавливают один, или несколько факторов разом. Время — самое дорогое, что есть в современном мире, и тратить его на дорогу до кинотеатра ради просмотра фильма, который не так уж и хотелось бы посмотреть, чаще всего не хочется. Конечно, поход в кинотеатр — это архаичное и местами приятное культурное мероприятие, но современный ритм жизни диктует иные правила. А кто-то и вовсе ненавидит большие скопления людей. Подобный сервис позволит человеку, который не имеет возможностижелания сходить в кинотеатр на премьеру, посмотреть этот фильм дома, в тишине, покое и сидя в трусах на любимом диване . А самое главное — не ждать полгода фильма в сети в адекватном качестве (выхода DVD).
3. Он сможет хранить контент как на носителе, так и в облаке.
Многие люди имеют десятки, если не сотни игр в том же стиме, однако, им не приходится хранить их на своем ПК. Они имеют возможность в любой момент скачать, а потом удалить игру, не потеряв при этом, даже прогресс прохождения. Тоже подразумевает и обсуждаемый сервис. Возможность не хранить контент на физ-носителях, или на жестком диске, а просто купить право доступа к электронной копии, а там уже воспользоваться им в любое удобное время — наверное, самое лучшее решение для современного мира. Огромное кол-во людей живет на съемных квартирах, или просто стеснены в условиях проживания, не хотят разводить стопки дисков в шкафустоле, или покупать еще один HDD на 2 Tb ради организации медиа-хранилища.
Избавление от всех этих неудобств и есть основа всей идеи.
Есть доступ к сети? Смотри онлайн.
Не позволяет скорость? Скачай, посмотри, потом удали, но если захочешь пересмотреть с друзьями — вот же он, фильм.
Собираешься в дорогу? Скачай купленные тобой фильмы на ноутбукпланшеттелефон и смотри в режиме «offline».
Хочешь собрать коллекцию любимого кино при этом не покупая HDD на 3-4 Tb? Не вопрос.
Любишь писать обзоры, выставлять оценки, делиться своим мнением со всем миром, или только со своим регионом? Пожалуйста.
Нужны оригинальные озвучкисубтитры на других языках? Просто смени локализацию фильма в пару кликов.
Интересуешься режиссерскими версиями, или материалами со сьемок? Они тут.
Хочешь сделать подарок другу-меломану? Что может быть лучше нового альбома его любимого исполнителя в коллекционном издании с бонусами и в формате FLAC?
Нужен мерчендайз, сувениры, или все же хочется поставить диск на полку? Посылка уже идет к тебе.
Все это для тебя в несколько кликов, пользователь, только покупай.
И как это не поразительно, ради описанных удобств люди будут покупать, прецеденты уже есть, правда, в смежной сфере индустрии развлечений.
Как много времени вы тратите на выбор фильма к просмотру, т.к. новинок в сети нет, а потом уже на поиск адекватного онлайн-кинотеатра, или живой раздачи? У меня уходит не менее получаса. А потом еще оказывается, что качество хромает на обе ноги и смотреть это невозможно.
Не стоит забывать и о «права держащих». Они так же получают свой ряд преимуществ, в первую очередь — сокращение издержек на логистику, производство носителей, дистрибуцию и содержание толпы людей для поддержания этого архаичного монстра в рабочем состоянии. Выгоды от полноценного вступления в технологическую эру на лицо. Осталось их в этом убедить, мелочи, да.
Бочка дёгтя
На пути реализации подобного сервиса существует несколько серьезных проблем.
Первая и самая серьезная из них — опять правообладатели.
Да, именно они. Рынок этот очень закрыт и уже давно разделен. Существуют годами отработанные механизмы реализации и показа фильмов/продажи музыки и менять что-то они, скорее всего, не захотят. Как убедить их выйти их «каменного» века не понятно, потому что паранойя по поводу пиратства на данный момент доминирует над здравым смыслом.
Вторая проблема — необходимы огромные ресурсы.
Создание подобного глобального сервиса стартапу не по плечу. Тут необходима опытная команда, связи для контакта с правообладателями и серьезное финансирование на продвижение и создание инфраструктуры по всему миру. Казалось бы, данная задача по плечу такому гиганту, как, например, Google, ведь у него есть опыт работы с контентом подобного плана, а о деньгах даже и говорить не надо. Вот только проблема в том, что сервис не будет системообразующим, а будет включен в уже существующую экосистему, созданную Google (Android, Chrome OS, G+ и что там им еще в голову взбредет). Данный вариант нас не устраивает, а каких-либо других кандидатов, способных на реализацию, в голову особо не приходит. Разработчик должен быть независимым.
Третья, она вытекает из второй — техническая сторона вопроса.
Современный зоопарк устройств, разрешений и ОСей делает задачу по реализации кросс-платформенности далеко не тривиальной. Конечно, можно сначала выкатиться на Win, но рынок мобильных устройств огромен и его доля в потреблении медиа-контента постоянно растет. Охватить же всех разом выглядит весьма затруднительным.
Четвертая — скептицизм на тему «не взлетит».
Противники подобного сервиса будут парировать всякими анимедиями и нетфиксами, процветанием торрентов и онлайн-кинотеатров. Да, здоровые опасения вызывает то, что пираты смогут получить доступ к максимальному качеству контента без особых ухищрений, вот только кому будут они нужны? Халявщики были и есть всегда, их не искоренить, но лишать людей возможности потреблять так, как им хочется, вводя законодательные ограничения, штрафы и различного вида ответственность за использование пиратской продукции без предоставления альтернатив и возможности не нарушать закон, при этом, не выходя из зоны собственного комфорта (кресла у ПК) — дикость.
Можно еще долго говорить о деталях реализации, механизмах защиты, функционале и прочих подробностях, но я хотел просто поделиться своими мыслями, концептом, необходимым к реализации. Мыслями о проекте, который нам нужен и который сделает нашу жизнь еще комфортнее, а антипиратское законодательство — лишь очередной писаниной, никак нам не угрожающей.
Мы пользуемся услугами пиратов не потому что мы жлобы и не хотим платить, а только потому что современное пиратство предоставляет лучший сервис, чем тот, что предлагает нам современная музыкальная и кино-индустрия.
С Уважением.
P.S. Досконально представляя себе как это должно выглядеть и работать, еще досаднее осознавать что ты не можешь это реализовать.
Автор: ragequit