Мои работники вкалывают все лето, а я веду кочевой образ жизни и зарабатываю на любителях зверушек и свежего воздуха.
Я потомственный пчеловод. Раньше сам добывал мед и зарабатывал только 2-3 месяца в конце сезона. Это создавало финансовые трудности. Решил открыть компанию, чтобы продавать мед круглый год. Так появилось Пчелково.
Сначала продавал только свой мед. У нас покупали по знакомству розничные магазины, торговцы на рынках. Постепенно нарабатывал связи, знакомился с другими пчеловодами.
Главное для нас — качество меда, чтобы все по ГОСТу было. Поэтому мы стали задавать стандарты: приезжали на пасеки, проверяли условия, давали рекомендации. Пчеловоды по этим требованиям готовили для нас мед, а мы выкупали сразу весь урожай.
Еще у нас можно было обменять свой мед. Приезжает к нам пасечник, сдает свой мед, а себе на реализацию берет другой сорт. Который у него будет лучше продаваться.
Чтобы охватить как можно больше разных сортов, начали сотрудничать с производителями по всей стране. Позже наладили поставки из Абхазии, Киргизии и Казахстана. У них свои сорта меда, которых у нас нет.
Производство меда
Пчеловоды работают круглый год. Летом добывают мед, примерно в конце августа заканчивают сезон. Точные сроки зависят от места. У нас на юге около 20 августа. Потом осенью и зимой продают мед и готовятся к новому сезону.
Больше всего пчеловод зависит от климата и погоды. Медоносным растениям нужны свои условия. Если летом холодно или мало дождей, урожай будет маленький или его не будет вообще.
2024 год тому пример.
Меда меньше от 40% до 70% в разных местах. Цена на свежий урожай выросла на 50% и может вырасти еще.
Лето в этом году по погоде было полностью плохое.
Когда производишь мед на одном месте, от этого места полностью зависишь. А может быть неурожай, растения со временем истощаются. Поэтому многие пчеловоды сейчас кочуют. Находят подходящее место и размещают там пасеку на сезон.
Как устроено кочевое пчеловодство
Сначала нужно найти хорошее место, где много подходящих растений. Потом договориться с хозяином земли о размещении пасеки. Потом привезти улья. Ульи перевозят в прицепах.
Есть и более вместительный и современный вариант — фура-павильон. Ульи из павильона не нужно размещать на участке. За счет плотного расположения пчелам проще поддерживать температуру внутри весной. Это важно, потому что так пчелы быстрее наберут силу для работы.
В отличие от участка, в павильоне ульи защищены от непогоды и хищников. Поэтому павильон эффективнее.
Доходы пасеки
Цена на мед зависит от сезона, редкости сорта и сложности сбора.
Один улей может дать и 30 кг меда, и 100 кг. Например, подсолнечный мед самый дешевый. С одного улья можно собрать до 100 кг. Оптовая цена — 120-150 рублей за кг, розничная — 350-400 рублей.
Каштановый мед — самый дорогой. Он растет только в Краснодарском крае. Оптовая цена — 1200-1300 рублей, розничная — около 2500 рублей за кг.
Почему тяжело заработать в одиночку
Пчеловоду одному тяжело заработать в рознице. Клиент сегодня избалованный. Люди хотят прийти, набрать понемногу 10 сортов разных. Даже если у вас есть 3-5 сортов, этого все равно мало.
Нужно выстраивать сбыт, а этим заниматься не все хотят и не все могут. Бывает так, что человек любит только заниматься пасекой, сбыт наладить не может и мед копит годами.
Эти проблемы с пчеловода снимаем мы. Проверяем качество, если оно соответствует, закупаем сразу весь урожай. А человек спокойно занимается любимым делом, не думая о том, куда потом сбывать продукт.
Подготовка к продаже
У нас несколько оптовых складов в крупных городах. Оттуда мы отгружаем поставки оптовым покупателям. Основной склад в Ростове, там же находится производство.
Каждый сотрудник выполняет только одну свою задачу. Действий немного, поэтому уже через 3 часа обучения можно начинать работать. Полное обучение займет 2 недели.
В каждом регионе, где мы работаем, у нас есть свои люди, которые живут там и понимают специфику региона. Они знают, как местные ведут дела, что от них можно ожидать, как правильно общаться. Это облегчает взаимодействие.
В обязанности менеджера по продажам на месте входит: установить контакт с производителем, посетить пасеку. Провести экспресс-тест меда на влажность и пыльцу. Настоящего меда без пыльцы не бывает.
Потом закупщик отправляет образец продукта нам на полный анализ. Если все в порядке, договаривается по закупкам. Минимальная закупка у нас 5 тонн.
Проверяем качество
Сначала получаем образцы продукции с места. Проверяем органолептику: цвет, вкус, запах. Определяем сорт меда. Делаем первичный ГОСТовский анализ.
Бывает, что присылают лучший образец, а потом привозят смесь разных сортов. Например, гречишный с подсолнечным. Ценность такого меда ниже.
Ждем приезда специалиста. Он берет соскобы из 10-20 емкостей разных партий. Делаем полный анализ. Это нужно, чтобы мед соответствовал образцу. Проверяем на антибиотики.
Раньше стандартный анализ по ГОСТу стоил 1260 рублей.
Теперь ввели регламент Таможенного союза. Он требует больше показателей. Добавились проверки на тяжелые металлы и пестициды. Кроме того, сдаем дополнительные анализы каждые 3 месяца по системе безопасности.
Последний анализ в сентябре 2024 года стоил 47 500 вместо 1200.
Лабораторий, которые аккредитованы делать такие исследования, пока мало. Приходится даже отправлять образцы в другие регионы.
Принимаем мед
После полной проверки заказываем партию от 5 тонн. Принимаем, перевешиваем и вносим в базу. Учетная система у нас МойСклад.
Фильтруем
Как ни старайся собирать мед аккуратно, все равно попадает мелкий мусор или пчелы. Интересно, что пчела добывает мед, но если попадет в мед сама, обязательно погибнет. Поэтому перед фасовкой нужно профильтровать.
На производстве работают операторы линий фильтрации и фасовки. Они следят за оборудованием и контролируют процесс.
Мы используем польскую линию фильтрации. Чтобы мед профильтровать, его нужно подогреть. Иначе ничего не получится, слишком густой, не течет. Поэтому нагреваем до 32 градусов.
При температуре выше 40 градусов мед потеряет все полезные свойства.
Важно выдержать температуру.
После этого пропускаем мед через специальное металлическое сито. Часть продукта при этом остается на оборудовании.
С помощью МоегоСклада считаем трудозатраты, потери при нагреве и фильтрации. Потери не должны превышать 3%.
Фасуем
Разливаем мед в стерилизованные пластиковые контейнеры по 15 кг и 30 кг. Есть сотрудники, которые готовят тару и фасуют мед вручную.
Контейнеры должны герметично закрываться. Мед сильно впитывает влагу. Оставьте в помещении стакан воды и открытую банку меда. За ночь мед вытянет полстакана воды, которая окажется сверху пленкой. От этого мед прокиснет.
Маркируем
Каждую партию меда регистрируем в системе «Меркурий». Это система для сертификации продуктов животноводства. Для натурального продукта это обязательно. Без такой регистрации продать мед легально не получится.
Отправляем на хранение
На складах трудятся грузчики и кладовщики. Они принимают мед, размещают его на хранение и готовят к отправке. Покупателю товар поедет на нашем транспорте. Еще мы сотрудничаем с транспортными компаниями.
Все этапы фиксируем в системе:
Персонал:
-
Закупщики меда
-
Операторы линий фильтрации и фасовки
-
Грузчики
-
Менеджеры по продажам в городах
Поиском сотрудников занимается мой помощник. Стремимся, чтобы люди работали как за свое дело. Воровство случалось, но в небольших масштабах. На позициях грузчиков и фасовщиц бывает текучка.
Как продаем мед
Бывают пики продаж и бывают спады. В среднем мы продаем 500-700 кг меда в день.
Оптовая торговля
Основное направление. Отгружаем мед оптом со складов в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Москве.
Наши клиенты:
Производители пива. Добавляют мед в пиво на разных этапах приготовления. Мед добавит аромат и смягчит горчинку во вкусе. А для приготовления медовухи мед — главный ингредиент.
Бани и массажные салоны. Делают медовые маски и массаж. После меда кожа становится мягкой, проходят кожные высыпания. После парилки поры открываются и полезные вещества лучше впитываются кожей.
Продавцы на рынках и интернет-магазины. Закупают мед оптом, чтобы продавать в розницу:
Работать с сетевыми магазинами нам не очень интересно, хотя контакты были. За ту цену, которую хочет сетевой магазин, сделать натуральный мед не получится. Когда, условно, магазин хочет купить за 100 при себестоимости в 250.
Розничная торговля: ярмарки
Для розничных продаж мы организуем ярмарки:
Ярмарка в Коломенском — крупнейшая в Европе. Проходит два раза в год. Там мы продаем мед по розничным ценам. Раньше в ней участвовало до 600 продавцов, сейчас меньше.
Цены на ярмарке отличаются от цен в регионах. Например, акациевый мед стоит на ярмарке 1800-2000 рублей за кг, у нас в Ростове 800-900 рублей.
Розничное направление у нас не сильно развито. Если клиентов будет много, нам тяжело будет обрабатывать продажи. Проще иметь 3-5 крупных оптовых покупателей, чем заниматься розницей.
Выводы
-
Сильнее всего пчеловод зависит от погоды. Если сезон неудачный, можно отработать в минус. В этом году из-за плохой погоды меда везде мало.
-
Кочевое пчеловодство более прогрессивный метод работы, чем классическая пасека. Требует больше затрат, но высокая производительность перекрывает расходы с запасом.
-
Стоимость меда зависит от урожая, сорта и места добычи.
-
Сотрудничаем с пчеловодами по всей России и ближнему зарубежью, чтобы охватить как можно больше сортов.
-
Налаживать розничный сбыт долго и дорого. Поэтому мы фокусируемся в первую очередь на оптовых продажах.
Материал подготовлен для блога МойСклад на основе интервью с основателем компании «Пчелково» Павлом Тунгушбаевым.
В тг‑канале МоегоСклада публикуем новости для предпринимателей, реальные кейсы, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса (учет товаров и услуг, опт, розница, производство, e‑commerce).
Автор: PaskalEnotov