В MongoDB несколько обижены тем, что некоторые облачные провайдеры, особенно в Азии, используют их открытый код и предлагают коммерческую версию их базы данных в облаке своим пользователям, не играя по правилам открытого ПО. Чтобы бороться с этим, MongoDB сегодня объявила о выпуске новой лицензии на программное обеспечение — Server Side Public License (SSPL), которая будет использоваться во всех новых релизах их MongoDB Community Server, а также во всех патчах к предыдущим версиям.
Ранее, MongoDB использовала GNU AGPL v3 лицензию, сейчас они отправили SSPL на одобрение в Open Source Initiative.
Практически для всех обычных пользователей, которые сейчас используют Community Server, ничего не изменится, поскольку изменения в лицензии не применяются к ним. Речь идёт о том, что MongoDB считает неправильным использование лицензии AGPL v3. "MongoDB ранее лицензировался под GNU AGPL v3, это означало, что компании, которые хотели запускать MongoDB как публичный сервис, должны были открыть исходный код своего ПО или получить коммерческую лицензию от MongoDB", — поясняет компания. "Однако, популярность MongoDB побудила некоторые организации проверить границы GNU AGPL v3".
Таким образом, хотя SSPL не отличается от GNU AGPLv3, со всеми обычными свободами использования, модификации и распространения кода (и практически тем же языком), SSPL явно заявляет, что любой, кто хочет предложить MongoDB как услугу (или другое ПО под этой лицензией), должен либо получить коммерческую лицензию, либо открыть исходный код сервиса, чтобы помочь сообществу.
"Рынок всё больше потребляет программное обеспечение по модели SaaS, создавая невероятную возможность для появления новой волны открытого программного обеспечения для server-side. К сожалению, как только проект с открытым программным обеспечением становится интересным, вендорам облачных платформ, которые не разрабатывали ПО, очень легко заполучить всю ценность продукта, ничего не отдавая взамен", — сказал Элиот Хоровитц, технический директор и соучредитель MongoDB, в своём заявлении. "Мы внесли большой вклад в открытый код и получили пользу, мы находимся в уникальном положении, позволяющем решить проблему, затрагивающую многие организации. Мы надеемся, что это поможет вдохновить больше проектов и защитить инновации с открытым исходным кодом."
Я уверен, что этот шаг будет некоторых раздражать. Трудно обсуждать лицензии с открытым исходным кодом, не переходя к религиозным взглядам в отношении того, каким должно быть это движение. И, поскольку, MongoDB является коммерческой компанией, владеющей программным обеспечением и управляющей внешним вкладом в код, она имеет более сильный контроль над кодом, чем другие проекты, которыми управляет любой другой большой фонд открытого ПО. Для одних одно это — анафема ко всему, что, по их мнению, должно считаться открытым исходным кодом. Для других — это просто прагматичный способ разработки программного обеспечения. В любом случае, это приведет к обсуждению того, как компании, такие как MongoDB, управляют своими проектами с открытым исходным кодом и насколько они могут контролировать, как их код используется. Я, например, не могу дождаться, чтобы прочитать обсуждения в Hacker News сегодня.
Автор: Юрий Артамонов