Этим летом в Яндексе пройдет уже седьмая Школа менеджеров. Каждый год на участие в ней претендует несколько сотен человек. У большинства из них бывает очень много вопросов о том, что из себя представляет работа менеджера в Яндексе и что нужно делать, чтобы в принципе быть хорошим менеджером.
Многим из вас знаком традиционный подход с разделением менеджеров проектов и продуктов. В Яндексе зачастую такого разделения нет, и вам, скорее всего, в работе понадобятся знания и умения обеих специализаций. Роль менеджера постоянно эволюционирует. Компании и сервисы растут, меняются процессы – это все влечет за собой постоянное переосмысление этой роли. В таких условиях есть постоянный риск того, что она превратится в неясную сущность. Спасти от этого может только постоянная рефлексия на тему того, что и как должен делать менеджер.
Важно не забывать, что менеджер это не должность в трудовой книжке, а роль в команде. Чаще всего споры возникают вокруг продуктовой составляющей работы менеджера. Важно чтобы вся команда понимала в чем заключается эта работа.
В нашей с вами индустрии есть очень понятные роли. Например, программист-разработчик. Он в основном пишет на компьютере код на каком-нибудь распространенном языке программирования. При помощи системы контроля версий делает так, чтобы его код стал частью общего репозитория. Этот код синтаксически корректен (компилируется без ошибок, если речь идёт о С++) и, если его запустить, работает и делает что-нибудь, пользу чего можно объяснить менеджеру. Если у программиста это не получается, то не быть уволенным ему будет очень, очень сложно.
Менеджер продукта менее понятная роль. Иногда у меня закрадывается подозрение, что требования к ним не закреплены и не общеизвестны даже на уровне абстракции, примененном абзацем выше. При этом слово «продукт» и словосочетания на его основе часто употребляются или в качестве элемента булшит-бинго, или в качестве волшебной карточки «сим я выигрываю спор». Это плохо. Фраза «согласно продуктовому видению» не должна быть синонимом «я так решил, потому что могу». «В ходе продуктовой работы» не должно означать «мы с коллегой посидели и немного подумали». Такая практика не просто слегка вредит делу, но ещё и очень заразна – ведь каждому хочется обладать особой продуктовой магией!
Хочется проговорить, что все эти слова обозначают на самом деле, какие стандарты и практики нужны, чтобы делать офигенные, потрясающие продукты.
Сначала немного о значении слова «работа», а то есть подозрение, что с ним произошла инфляция (как со словами «уникальный», «эксперт» или «потрясающе»). Работа – это то, чем человек занимается регулярно, (по меньшей мере) восемь часов в день пять дней в неделю, то, от чего он устаёт, то, от чего он хочет уехать в отпуск и там расслабиться. Работа содержит некие повторяющиеся, рутинные элементы. Работу можно в значительной степени формализовать, в противном случае она называется искусством. В то же время её нельзя формализовать полностью, иначе её правильнее автоматизировать или поручить толокерам. В результате работы регулярно появляются вещественные артефакты, их можно узреть, прочесть, «пощупать». Эти артефакты бывают качественными и некачественными, и это объективная характеристика. Профессионал на работе порождает артефакты лучшего качества, нежели любитель в свободное время.
«Продуктовая работа» – это работа. Менеджер продукта регулярно и рутинно делает нечто, из-за чего итоговый продукт становится лучше. В моей картине мира, он занимается следующим.
Непрерывно пользуется своим продуктом и продуктами конкурентов. Продакт Avito не просто пользуется своим сайтом, «Юлой», «Алиэкспрессом» и т.п., он регулярно и взаправду покупает всякую неведомые штуки типа конструкторов Лего, старинных шкатулок и кружевных платков. Продакта Spotify можно увидеть без наушников только в том случае, если он общается с живыми людьми прямо здесь и сейчас. Человек, который делает поиск Яндекса, обязан искать всё на свете: в Яндексе, Google, Bing и даже в Baidu, на телефонах, планшетах и ноутбуках, дома, на работе, в метро и в аэропорту. Компетентный продакт – фанат своего поделия и тех сценариев, которые с его помощью решаются. Есть знаменитая бизнес-история (пересказываю её по памяти, могу в деталях соврать) о том, как европейские фирмы раз за разом обламывались и терпели убытки, пытаясь выпустить простой, казалось бы, предмет бытовой техники: рисоварку. Они их разрабатывали, производили, рекламировали и дистрибутировали, всё как с чайниками и стиральными машинами, но дальше что-то шло не так, их никто не покупал. Увы для них, рисоварку может спроектировать только человек, питающийся рисом ежедневно, готовящий его каждый день для себя, для семьи и по особым случаям для компании друзей, который не просто может приготовить рис семью разными способами, а ещё и считает это осмысленным и уместным. В Европе таких не оказалось. Если же кто-то из разработчиков должен «открывать» продакту глаза на то, что у конкурентов такая-то фича сделана не так, как у нас, и у продакта нет готового top of mind ответа на то, почему у нас лучше, то это, на мой взгляд, крупный провал.
Регулярно проводит playtest-ы, тестирует свой и чужие продукты на других людях. Я специально не называю это «UX-тестирование», потому что этот термин во многих крупных компаниях, в том числе в Яндексе, обозначает вполне конкретный трудоёмкий метод исследований, далеко не единственно возможный, и даже не всегда самый правильный. Если на полновесное UX вы попадаете только раз в несколько недель, ловите в коридоре коллег и просите потратить на вас 15 минут. Терзайте свою бабушку или мужа. А если иконка мобильного приложения проекта в день запуска вызывает в интернете фурор своей похожестью на какую-нибудь часть тела, и для команды это сюрприз, так не было задумано, то это провал продакта, а не чей-то ещё.
Постоянно и в деталях рассказывает всем участникам команды и заказчикам о том, что они, собственно, делают. Если кто-то в команде не знает, зачем та или иная фича, и как её будут использовать люди, или знает, но в это не верит, это проблема продакта. Поэтому продакту сложно быть интровертом. Продакту-интроверту придется писать многобукав во все каналы: в почту лично и в рассылки, в тикеты, внутренние соцсети, в мессенджеры, в вики. Экстраверту тоже придется много писать, но интраверту ещё больше. Продакт, не умеющий грамотно и внятно писать по-русски, пока что некомпетентен, но, к счастью, внятно писать по-русски легко, язык наш богат и могуч, и постоянная практика быстро компенсирует любое изначальное отставание.
Сильнее всех в команде болеет за качество, во всех деталях и аспектах. В том числе если продукт тормозит, бажит, заспамлен и т.п. Часто прямых рычагов воздействия на разработчиков и смежников у продакта нет, так что это потребует проявления social skills и личной эмоциональной вовлеченности, вплоть до театральности. Продакт совершенно искренне употребляет слова вроде «офигенно» и «позор». Он может сказать: «Так нельзя, нас всех уволят», – так, чтобы ему поверили. Хватается за сердце, если слышит от разработчика или дизайнера высказывания в духе «и так сойдёт». Он не боится даже (даже!) наябедничать начальству, или потребовать отменить релиз (непредставимо!), если остальное не срабатывает. Не бойтесь показаться слишком болеющим за свою работу, «слишком» делать это невозможно. Абсолютный провал, если продакт, скажем, сдаёт дизайн в дизайнера, через спринт забирает результат, а на вопросы отвечает, что «дизайнеры так решили». Или мирится с тем, что главная страница сервиса по wifi грузится несколько секунд, не пиная об это постоянно разработчиков. Или знает, что у конкурентов продукт лучше, и спокойно к этому относится. Или в ответ на вопрос «А почему у меня такие результаты?» отвечает: «Machine learning так решил». Или подключил к проекту некий «чёрный ящик» (например, на основе чужого API или вообще, страшно сказать, Формулы, Обученной CatBoost'ом), не проверив результаты его работы «на вменяемость» от и до. Не надо так.
Понимает, какие фичи «дешёвые», а какие «дорогие», генерирует и сортирует свои хотелки по соотношению «цена/качество». Если конкуренты что-то запускают, после чего у продакта возникает вопрос «а что, так можно было?», то это не «его никто не предупредил», это его личный провал. Если кому-то в команде нечем заняться хоть в какой-то момент времени, это тоже его провал. И если он не знает, сколько будет стоит сделать Икс хотя бы с точностью до порядка, но хочет сделать именно Икс, тоже.
***
Хотите узнать больше о работе менеджеров — приходите на наш YouTube-канал «Управление проектами». А если вы хотите поучаствовать в летней школе, то можете оставить предварительную заявку — и первыми узнать о старте набора.
Автор: Андрей Плахов