С 1 марта трафик "ВКонтакте" может обходиться мелким провайдерам дороже - точка обмена трафиком DataIX, заявленная соцсетью как единственная внешняя точка обмена трафиком, предоставляющая доступ к контенту ВК в России, поднимает цены в полтора раза, рассказали Roem.ru несколько участников рынка. По их словам, DataIX разослал своим партнерам информацию о повышении цен на полосу пропускания к ВКонтакте до 180 тысяч рублей за 10 Гбит/с. Впрочем, сами компании, контролирующие подключения к ВКонтакте в России считают, что о подорожании речи не идёт - они просто приводят к единообразию свои тарифы.
Ситуация с трафиком ВКонтакте нетипична для российских веб-проектов: если вы маленький сайт, то чтобы ваш сервис увидели люди, вам необходимо заплатить за канал, которые пользователи используют, когда обращаются к вашему сайту. Как правило, этот платёж включён в услуги хостера. Но если вам, как "ВКонтакте", нужна полоса 1 Тбит/с, то речи о том, что за полосу будете платить вы, как правило, не идёт.
В соответствии с политикой пиринга "ВКонтакте", десятки миллионов пользователей которого начинают нервно дергаться даже от минутного простоя социальной сети, для операторов возможны два пути подключения. Если компания генерирует трафика больше 10-20 Гбит/с - то она может обратиться во "ВКонтакте" и запросить прямое бесплатное подключение. С одной оговоркой: подключение будет в Питере. И "обычно не устанавливаются пиринговые соединения с клиентами уже существующих пиринг-партнеров, за исключением тех случаев, когда имеющийся маршрут трафика не обеспечивает хорошей скорости доступа к сайту для конечных пользователей". Для операторов поменьше, а также для тех, кто не имеет возможности подключиться в Санкт-Петербурге напрямую, "ВКонтакте" публикует список точек обмена трафика, через которых доступен контент соцсети.
В России "ВКонтакте" указывает только одну точку по обмену трафиком - DataIX, оно же ООО "Пиринг". Среди акционеров "Пиринга" компании - Олег Любимов (которого многие ошибочно считают сотрудником компании, однако, по словам Георгия Лобушкина, он им никогда не являлся, хотя и много помогал ВКонтакте). У него 25,5% компании. Также он является генеральным директором
Именно Любимов отказал одному из крупнейших украинских операторов DataGroup в прямом подключении c преференцией трафика, говорит заместитель генерального директора DataGroup Максим Смоленец. Суммарный объем трафика группы компаний - около 200 Гбит/с, из них только 70 Гбит/с DataGroup получает напрямую от "ВКонтакте", остальное идет через GlobalNet, утверждает Смоленец. Он рассказывает, что на переговорах в декабре 2013 года Любимов и Николай Дуров ответили ему, что подумают, но скорее всего, ничего не получится, так как на Украине преференции трафика были обещаны DataIX и RETN. Сам Олег Любимов уверил Roem.ru, что "средние и крупные операторы могу свободно подключаться к ВК напрямую". Павел Дуров рассказал Roem.ru, что если взаимоотношения ООО "Пиринг" с клиентами противоречат открытой пиринговой политике ВКонтакте или принципам свободного рынка, отношения с ООО "Пиринг" могут быть пересмотрены.
Совладельцем ООО "Пиринг" в прошлом являлась Альбина Дурова, мать Павла Дурова. Вполне возможно, что именно этот факт лёг в основу претензий фонда UCP к "аффлированным структурам". Альбина Дурова владела 25,5% компании с июля 2012 года по ноябрь 2013 года. После этого ее доля перешла к оффшорной компании Астерия Трейдинг Лтд (7,75%) и к Михаилу Петрову (17,75%) - сводному брату Дурова, сыну Альбины Дуровой от первого брака. Михаил Петров работал со Львом Левиевым в "Селектеле" и был одним из первым инженеров "ВКонтакте". Павел Дуров рассказал Roem.ru о том, что происходило с ООО "Пиринг":
Павел Дуров:
Некоторое время назад он (Михаил Петров) проходил через непростую процедуру развода, поэтому какие-то доли в своих компаниях записывал на нашу общую мать – он ее первый сын и она по-матерински вписывалась в его истории, соглашаясь несколько месяцев "подержать" доли в его компаниях до развода.С Михаилом в силу разности ценностей и возраста я общаюсь редко, поэтому про "Пиринг" и все остальные его проекты знаю мало. Про цели создания компании лучше спросить у него. Насколько я понимаю, он и его друзья хотели что-то развить на рынке трафика. Со своей стороны я всегда настаивал на том, чтобы у ВК была прозрачная и равноправная политика в отношении провайдеров – никаких эксклюзивов и преференций, только тендеры. Описание политики несколько лет доступно на странице "О Сайте". За тендеры, связанные с закупкой оборудования и связности, отвечал и отвечает Олег Любимов. Насколько я знаю, за прошедшие годы было несколько проверок, которые подтверждали добросовестность Олега в этих вопросах. Всегда можно провести еще одну или 10, я буду за.
...Я обычно категорически против работы с родственниками без крайней необходимости (которая возникла при необходимости масштабирования ВКонтакте в декабре 2006 года, когда без Николая проект мог бы попросту не суметь взлететь). На работе с Михаилом Петровым в своё время настоял Лев Левиев.
Хотя "ВКонтакте" и не указывает этого на своем сайте, в России есть еще одна точка по обмену трафиком, предоставляющая доступ к контенту соцсети - это IX от GlobalNet. Владимир Веденеев, технический директор и владелец GlobalNet утверждает, что ВК присутствует только на двух точках по обмену трафиком из-за жадности других точек обмена. Хотя трафик соцсети является довольно ценным, московская и питерская точки по обмену трафиком - MSK-IX и SPB-IX - не отступаются от своих правил - каждый участник должен заплатить, рассказывает Веденеев. Причем московская точка еще и не готова самостоятельно забирать трафик в Санкт-Петербурге, и его транспорт тоже перекладывает на плечи "ВКонтакте" В то время как GlobalNet ничего от соцсети не просит, говорит Веденеев, а зарабатывает на операторах, которые подключаются к IX. Для "ВКонтакте", который раздает свой трафик приличному количеству крупных провайдеров, оплачивать присутствие на точках обмена трафиком - бессмысленно -
DataIX не повышает цены, а напротив, понижает их, говорит Веденеев. Он сетует, что DataIX долгое время оглашал одни цены - около 300 тысяч рублей за полосу в 10 Гбит/c - в то же время по факту продавая трафик операторам по более привлекательным условиям, причем, для разных операторов эти условия отличались. По его мнению, именно разношерстная ценовая политика стала причиной недопонимания относительно стоимости услуг между операторами и DataIX, когда тот решил всех привести к единому знаменателю. В качестве примера компаний, тарифы для которых упали, он назвал "Риалком", "Уфанет" и "Мотив"
Выручка ООО "Пиринг" за 2012-й год составила 149 миллионов рублей, прибыль - 12 миллионов. Другая компания, регистрировать которую тоже помогала Альбина Дурова, "ВКТ Рус", которая арендует ВКонтакте каналы связи, в 2012-м году показала убыток в 6 миллионов рублей при выручке в 291 миллион рублей