Илья Новиков, адвокат Eviterra, партнер юридической компании Tenzor Consulting Group, в разговоре с Roem.ru рассказал, как образовались долги Eviterra, насколько их величина, по мнению компании, совпадает с цифрой, озвученной "Авиа Центром". Какие ошибки совершили обе компании, и что теперь делать, чтобы все хоть как-то исправить.
По тому, что мне известно сейчас, я полагаю, что отмена билетов "Авиа Центром" (АЦ) была незаконной. Она проводилась после того, как был присвоен код бронирования - по нашему мнению, такие действия нарушают российское гражданское законодательство. АЦ был уполномоченным агентом авиакомпаний и с того момента, как он от имени компании заключил договор перевозки с пассажиром и выписал ему билет, односторонне его отозвать он уже не имел права. Претензии АЦ к Eviterra (Э) следовало решать в порядке предъявления исков, арбитражных разбирательств, но пассажиров это касаться не должно.
По дальнейшему развитию конфликта возможны два основных сценария. Первый: все-таки будут переговоры и какое-то урегулирование всех сторон со всеми. Здесь нельзя решить ситуацию в какой-то части, потому что все понимают - независимо от того, кто больше виноват, мы выпустили джина из бутылки. Глобальное доверие пассажиров к электронному бронированию и рынку авиабилетов подорвано. Вред уже причинен и остается только думать, как его минимизировать. Есть несколько вариантов, не хочу их сейчас обсуждать - переговоры есть переговоры, я не уполномочен о них говорить.
Если все это не получается, мы скатываемся ко второму сценарию - в судебное разбирательство. Очень большой объем взаимных претензий, во-первых, во-вторых - очень большое количество пострадавших пассажиров, а в-третьих, уже вмешался следственный комитет, который сейчас проводит проверку в Э и АЦ по подозрению в мошеннических действиях. Там, куда приходит СК, быстро и просто уже ничего не пойдет.
По поводу задолженности Э перед АЦ. Информация о задолженности 200 млн, которую распространил АЦ, не соответствует действительности. Расчет велся по декадам и тот долг, на который ссылается АЦ, на момент нашего разговора [с Roem.ru] 8 января еще не существует. Конфликт начался, когда по итогам второй декады декабря Э недоплатила АЦ часть суммы - тогда же АЦ впервые пригрозил в виде санкций аннулировать билеты пассажиров. По всем ранее проданным билетам, то есть по 10 декабря, оплата от Э к АЦ прошла полностью (что не помешало АЦ потом аннулировать часть из них). В третью декаду Э перечислила АЦ более 100 млн с учетом этого прежнего долга. С 27 декабря продажи Э через АЦ больше не проходили. По состоянию на 31 декабря, когда началось аннулирование, Э даже переплатила АЦ около 5 млн.
Срок расчета за третью декаду декабря наступит только 9 января. Тогда действительно образуется задолженность около 160 млн. Но я хочу подчеркнуть, что вся ситуация с отменой билетов образовалась когда этого долга еще не было. АЦ просто страховался от возможных убытков на случай, если 9 января ему, вдруг, не заплатят. Они стали аннулировать давно оплаченные билеты в предположении, что в январе у Э могут возникнуть проблемы. В итоге они возникли у всех. Подозреваю, что АЦ уже сейчас жалеет о своем решении. Их собственные потери, потери Э, клиентов и рынка в целом, намного превосходят спорную сумму, которая, кстати, была меньше их месячного оборота от продаж Э.
Вся эта история связанна с тем, что во взаимоотношениях агент-принципал, т.е. в цепочке Э-АЦ-авиакомпания, принципал обязан нести за действия своего агента вне зависимости от того, выгодны они ему или нет. Если вы чувствуете, что ваш агент вас подводит, вы должны отозвать у него полномочия на будущее, но не можете отказаться задним числом от того, что он уже сделал от вашего имени. На мой взгляд, АЦ, предвидя с какого-то момента, что он может понести убытки от взаимоотношений с Э, запаниковал и попытался эти убытки минимизировать, переложив их на плечи пассажиров. Сказал: "Извините, это ваши проблемы". Сейчас они передумали и восстанавливают билеты с датами вылета после 6 января за свой счет, но в итоге денежные и репутационные потери уже намного выше.
Все это время шли и продолжают идти переговоры и попытки договориться о том, что будет происходить после праздников. Глобально все сводится к тому, что Э ищет деньги, чтобы ка можно скорей рассчитаться с АЦ, а АЦ ищет возможность по максимуму отыграть назад с теми пассажирами, которым он уже аннулировал билеты. 5 января, когда к ним пришло осознание, что так дальше продолжаться не может, они объявили, что с 6 января по 11 января они будут билеты восстанавливать. То есть за свой счет и в пределах своей ответственности перед АК выписать новый билет. Они этим занимаются сейчас, накануне они заявили, что тоже самое будут делать в отношении билетов со сроком вылета по 20 января.
Билеты отменяли независимо от даты покупки. По сути, это была такая лотерея. По всем билетам, которые покупались до 10 декабря включительно, средства АЦ уплачены, ссылки АЦ на то, что аннулировались только неоплаченные билеты, не соответствую действительности. Консолидатор начал проводить отмену билетов исходя из каких-то своих критериев, возможно по дате вылета, или может быть, по параметрам рейсов, мы не знаем этого.
Те пассажиры, у которых вылет должен был состояться с 1 января по 5 января, могут сейчас рассчитывать только на чарджбэк, который они смогут оформить начиная с 9 января. Этот чарджбэк будет только за счет средств, которые есть сейчас на счетах Э. Если их не хватит, Э намерена привлечь дополнительный деньги. По нашим прикидкам, сейчас средств на это хватает, хотя мы пока не понимаем, в каком темпе этот чарджбэк пойдет и как быстро у нас начнутся разбирательства по задолженности с АЦ.
Другая категория пассажиров - те, кому билеты аннулировали, но сейчас восстанавливают. Наименьшие убытки понесут те, у кого вылет с 7 января по 20 января. Они понервничали, потому что их билеты были поставлены под сомнение, но большинство улетят в намеченные сроки.
А вот пассажиры с вылетом 20 января и далее с аннулированными билетами могут попасть в вилку: им билеты аннулируют, не восстановят, и при этом чарджбэк к Эвитерре может быть поставлен в зависимость от разбирательств Э с АЦ. Если сейчас АЦ подаст крупный иск и добьется ареста счетов Э, то прямого чарджбэка по этим билетам уже не будет. К сожалению, Э мало чем может на эту ситуацию повлиять, может только смягчить, найдя дополнительный деньги и кинув их в эту топку. Однако, по последним сведениям, сейчас АЦ все же планирует восстановить билеты и с более поздними сроками, просто им не хватает рабочих рук решить все вопросы сразу. Если так - спасибо им, добрая воля, даже запоздавшая, это всегда хорошо.
Что касается Э, то их приоритеты на сегодня такие: 1) чтобы те вылеты, которые еще могут состояться - состоялись, 2) пассажиры, которые должны получить деньги - их получили, 3) расчеты с АЦ.
Продажи на сайте завтра (9 января) не откроются. Понимая, что на сегодняшний день Э очень сильно пострадала имиджево, открывать продажи и вводить в эту кашу взаиморасчетов новых пассажиров никто не станет. Все осложняется тем, что идет проверка СК, вчера я уже общался со следователями. Она, видимо, будет идти где-то месяц до возбуждения уголовного дела или до решения о том, что дело не будет возбуждаться. То есть у АЦ и Э глобально есть около месяца на то, чтобы решить свои проблемы с пассажирами. Если этого сделано не будет, есть шансы, что СК дело возбудит, потому что история получилась резонансная.
Самый гладкий способ выхода из ситуации, по моим представлениям: АЦ минимизирует тот ущерб, который принес - не отменяет никаких дальнейших вылетов, восстанавливает то, что отменил; Э выплачивает чарджбэки; и каким-то образом фиксируются расчеты между ними. Если АЦ продолжит отмены на будущее время и не будет заниматься восстановлением билетов с датой вылета после 20 января, то мы получим вторую волну.