Eviterra, конечно, это труп (интервью бралось до того, как было объявлено о прекращении аннулирования билетов проданных "Эвитеррой", так что ситуация не столь однозначна - Roem.ru). Я не верю, что они выкарабкаются - тем более, что они влетели в проблемы ровно в тот период, когда ни у кого нет денег. Даже если бы их кто-то хотел спасти - это физически почти невозможно сделать.
Вся эта история очень плохо выглядит для трэвел-рынка в онлайне. Разные трэвел-бренды конкурируют за долю кошелька пользователя - и, к сожалению, они не могут отъесть долю большую, чем год назад. Мы видим это и на нашем авиа-продукте, и на нашем отельном продукте – средний чек по сравнению с прошлым годом не вырос.
Три основных драйвера роста трэвел-рынка в России:
1) пользователь покупает больше,
2) пользователь покупает чаще,
3) приходят новые пользователи.
За год пользователи не стали покупать ни больше, ни чаще. То есть рынок если и будет расти, то за счет тех людей, которые раньше не покупали вообще: это молодежь, которая получила свою первую банковскую карту, и люди, которые раньше покупали только в оффлайне.
Eviterra относительно маленькая. Они продают примерно 2000 билетов в день, за 10 дней, на которые они проштрафились, - это 20 тысяч билетов. Мы можем ожидать от 10 тысяч до 20 тысяч недовольных людей, которые хотят вылететь и не могут этого сделать. И - главный провальный момент - с людьми никто не связывается по этому поводу, что добавляет всем "радости". (Компания начала коммуницировать. Хотя до идеала далеко - Roem.ru)
Люди, чьи брони отменили, не увидят своих денег, они “попали” по полной программе (разве что через банк и опротестовывание транзакции - Roem.ru). Авиакомпании не должны им ничего возвращать, это не их проблема. Это проблема "Авиацентра", через которого Eviterra выписывала билеты. Она должна была держать у консолидатора депозит - обычно, по правилам IATA, он как раз равен той сумме, которую компания наторговывает за 10 дней.
Проблемы у Eviterra начались из-за того, что они залезли в оборотный капитал. Как только они выписывают билет, например, у "Аэрофлота", на 1000 долларов, они не должны сразу эти деньги отдать посреднику-консолидатору - расчет между компаниями проходит подекадно, каждые 10 дней. А если у тебя на руках есть 1000 долларов, которые ты должен отдать только через 10 дней, то почему бы их не потратить, например, на рекламу. Таким образом возникает кассовый разрыв, когда ты начинаешь покрывать траты текущего периода доходами будущих периодов.
Кассовый разрыв у Eviterra может доходить до 8 миллионов долларов - своими силами они никогда в жизни не смогут компенсировать полностью. Кто-то останется в пролете в любом случае, как бы они ни старались.
На рынке практически нет доверия к платежным инструментам вроде пластиковых карт. Как люди в России обычно их используют? Получают на карты зарплату, снимают в банкомате деньги и потом расплачиваются наличными даже там, где принимают пластик. Это один из самых популярных способов использования карт. Кредитная карта почти всегда воспринимается как способ обмануть доверчивого пользователя. Впарить ему что-то за такие деньги, что страшно становится. Потому что, с одной стороны, банк почти не гарантирует сохранность денег при фальшивой покупке. С другой стороны, пользователи не очень комфортно себя чувствуют, вводя номер своей карты, думая, что их обманут и обкрадут. И тут приходит Eviterra. Прекрасный сайт, прекрасный сервис, прекрасное обслуживание - но 10-20 тысяч человек остаются без билетов. Это очень плохо ("Эвитерра" объявила об отзыве шести тысяч билетов. При среднем соотношении 1,5 пассажира на билет, пострадавших будет около 9 тысяч - Roem.ru).
Эта история может откинуть рынок на год, если разойдется в негативном ключе, а это наверняка произойдет - многие захотят написать, что онлайн-рынок в России умер. В результате не просто остановится рост; рынок может сократиться. Это наш пессимистичный сценарий, который наступит, если игроки рынка не объяснят, что все произошло не потому, что никому нельзя доверять, а из-за того, что конкретная компания начала заниматься вещами, которыми, вообще говоря, нельзя заниматься. При том, что у них был совершенно прекрасный технологичный сайт, хороший продукт, хороший сервис. Если бы они не увлекались такими играми, из них вырос бы вполне нормальный бренд.
Власти окажут волчью услугу, если решат теперь заняться регулированием рынка. Довольно трудно оценить вероятность того, что такая идея придет им в голову - я не умею гадать на фазах луны, а "бешеный принтер", я так понимаю, руководствуется только ей при принятии решений. Понятно, что такие решения принимаются или для привлечения внимания или для того, чтобы отработать чей-то заказ. А прийти такой заказ мог бы только со стороны авиакомпаний - только они будут в выигрыше от ухода агентств. Но я бы на их месте не радовался - это стало бы пирровой победой: не умеют авиакомпании продавать в онлайне. Они не увеличат рынок, они его уменьшат, просто перераспределят денежные потоки. Если же какой-то закон будет внесен, это в первую очередь ударит по российским агентствам. Но свято место пусто не бывает. Придет огромное количество зарубежных агентств, которые не обязаны играть по российским правилам и с удовольствием займут нишу (Уже. One Two Trip даже не имеет российского юрлица - Roem.ru).
Сегмент авиабилетов дает самый большой оборот в онлайне. Если этот сегмент упадет, то и все общие цифры по e-commerce упадут. Это будет выглядеть так, как будто российский онлайн-рынок сдулся. Теоретически, из-за этого у российских компаний могут быть проблемы и с привлечением иностранного капитала.