С 5-го ноября «Мегафон» полностью заблокировал SMS-сообщения, рассылаемые его абонентам с неидентифицированных коротких цифровых и буквенно-символьных номеров, пишут «Ведомости», ссылаясь на сообщение «Альфа-банка».
«Мегафон» действительно с 5 ноября приступил к блокировке спам-сообщений с неидентифицированных буквенно-символьных и коротких номеров. Добросовестным рассыльщикам сообщений с коротких номеров, в том числе банкам, оператор предложил заключить договоры, наличие которых гарантировало бы пропуск трафика с этих номеров.
«Ведомости» цитируют по «Интерфаксу»:
18 сентября «Мегафон» уведомил агрегаторов и других контрагентов об изменении системы работы компании с короткими номерами, для чего контрагентам надо было до начала ноября заключить договор с «Мегафоном» или с крупным sms-агрегатором, у которых уже есть такие договоры. Мы также сообщили, что заказчик должен нести ответственность за содержание рассылаемых сообщений и отвечать за наличие согласия абонента на получение такой рассылки.
Данная проблема — не технический сбой работы оператора: в сети “Мегафона” услуга работает корректно и без сбоев. Проблема на стороне некоторых компаний — sms-агрегаторов, которые не выполнили условия рассылки сообщений, установленные для защиты абонентов «Мегафона» от спама
От нововведения пострадали не только банки и их клиенты. Как сообщает teleus.ru, оператором блокируются SMS от Google, из-за чего клиенты «Гугла» не могут использовать двух-факторную аутентификацию.
Георгий Лобушкин из «ВКонтакте» пишет, что соцсеть также столкнулась с трудностями с доставкой сообщений. А в перспективе видит многократное увеличение цены доставки:
«Ведомости» узнали у других операторов большой четверки о их планах по аналогичным блокировкам:
Tele2:
Tele2 также собирается закрыть свою сеть для sms с коротких и буквенных номеров с сетей других операторов, говорит ее представитель Константин Прокшин. Sms-агрегаторы должны будут заключать с Tele2 прямой договор, отмечает он. По его словам, Tele2 не собирается повышать тарифы на рассылки.
Билайн:
Заключение прямого договора — лучший способ для тех, кто добросовестно отправляет sms по просьбе или с согласия клиентов, выполнить свои обязательства, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» понимает важность получения банковских транзакционных sms и не блокирует трафик, а призывает банки как можно скорее заключить прямые договоры, говорит она. Будет ли «Вымпелком» менять тарифы на рассылки, она не говорит. Эти тарифы и так сопоставимы с предложением «Мегафона», отмечает источник, близкий к «Вымпелкому».
МТС:
У абонентов МТС нет проблем с доставкой sms от банков — она защищает клиентов от несанкционированных рассылок с помощью антиспамовой системы, которая блокирует спам-рассылки с коротких и буквенных номеров. В конце первого полугодия системы МТС блокировали более 1,2 млн таких sms в день, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Планирует ли МТС блокировать все без исключения sms с коротких и буквенных номеров, он не сказал.
Стоит отметить, что у МТС и до этих блокировок были проблемы с доставкой сообщений от Facebook. А вчерашнее нововведение «Мегафона» побороло пока только банки, интернет-компании и стартапы.
Спамеры решили отметить событие торжественной рассылкой:
Добавлено в 13:13, 7 ноября:
##
Мы попросили Дмитрия Астапова, автора сайта о мобильной связи pro-gsm.info, пояснить, как работает механизм доставки SMS с коротких номеров, и как нововведения «Мегафона» помогут оператору бороться со спамом.
— Дмитрий, могли бы вы пояснить, какова может быть техническая причина для таких действий оператора? Чем с технической точки зрения различаются СМС с коротких номеров и с длинных? Что принимающий оператор знает о первых и о вторых? Как ему эти различия помогают бороться со спамом?
Откуда берется номер отправителя в СМС? Если сообщение отправлено обычным абонентом, то сеть оператора подставит туда его номер, и изменить его невозможно. Если же сообщение отправлено через "прямое подключение" к сети Мегафона (через SMPP-шлюз в сети Мегафона, или в сети другого оператора, у которого есть договор об интерконнекте с Мегафоном), то номер отправителя - это просто одно из атрибутов сообщения, и его можно произвольным образом менять. Именно так там появляются слова "BANK", "Utkonos", "Megafon" и короткие номера.
То есть, тот же гипотетический Утконос приходит к "СМС Деливери Анлимитед" и говорит: "я вам буду посылать сообщения по email/xml-rpc/в текстовых файлах/..., а вы их рассылайте, кому я скажу, при этом чтобы исходящий номер был Utkonos, лады?". А у "СМС Деливери Анлимитед" либо есть лицензия на операторскую деятельность, свой СМС-центр и договора интерконнекта, либо есть подключение к СМС-центру Мегафона и договор о том, что они могут лить в сеть Мегафона СМС-ки по таким-то тарифам и в таких-то объемах. В цепочке может быть более одного посредника и взаимоотношения между ними могут быть более запутанными.
Подмена номера может быть интересна для отправителя, но чаще всего это зло для абонента - отправленный в ответ СМС может быть протарифицирован по премиум-тарифу, подмена номера может быть использована для мошенничества и т.п.
Мегафон, похоже, решил закрутить гайки и запретить своим партнерам сливать в сеть смс-ы со "странными" номерами.
Т.к. компании-агрегаторы смс-траффика могут пропускать через себя (и отдавать Мегафону) сообщения от множества компаний-клиентов, Мегафон не может ввести совсем драконовские меры и сказать, что вот этот агрегатор может доставлять СМС-ы только с таким номером отправителя, а вот этот - только с таким. В результате, я думаю, Мегафон ограничился полумерой и стал пропускать только то, что похоже на правильный федеральный российский номер. Как и любые полумеры, это дало двоякий эффект - часть спама они, безусловно, зарезали, но при этом под раздачу попали легитимные рассылки вроде того же Гугла, а часть спама как ходила, так и продолжает ходить (с "нормальными" номерами отправителя).
— «Мегафон» все-таки оставляет возможность использовать короткие номера, но для этого компаниям-отправителям нужно будет заключить с «Мегафоном» прямой договор или договор с одним из одобренных агрегаторов.
Судя по опубликованным сведениям, получается что так.
— Раз остаются аггрегаторы, то проблема контроля все равно до конца не решается, ведь так? потому что агрегаторы будут кивать на «плохих» клиентов, и отключать одного «плохого», подключая его тут же под новым именем.
Это очень жизненный сценарий, и я уверен, что что-то подобное будет происходить
— Получается, «Мегафон» отрезал только агрегаторы, с которыми у него нет прямого договора? Т.е. «СМС Деливери Анлимитед» из какой-нибудь далекой страны со своим СМС-центром теперь «пролетает», а местных агрегаторов «Мегафон» сможет лучше контролировать? (и они вообще, как обычно, могут быть афилироваными с менеджментом «Мегафона»).
Да, именно так.
Я далек от Мегафона, но сто стороны ситуация напоминает известную английскую шутку: Something has to be done, is something, so it has to be done. Т.е. где-то наверху кто-то сказал "сделайте же с этим что-то!" и что-то было сделано :)
##
Тимофей Миронов, руководитель стартапа Timeliner (проект работает на пересечении веба с мобайлом и активно использует SMS для связи клиентов с офлайновыми предприятиями: врачами, ресторанами, парикмахерами и так далее), оценил новые тарифы следующим образом:
Да, Мегафон сделал плохо.
Мотивировка - борьба со спамом.
Но вместо того, чтобы подойти к этой проблеме интеллектуально, они тупо подняли цены.На самом деле, наши цены на Мегафон выросли не в 11, а в 5 раз.
Плюс сохранилась возможность отправлять по старым тарифам, но без символьной идентификации timeliner.В структуре наших затрат стоимость SMS занимает не очень весомую долю, поэтому неприятно, конечно, но жить можно.