Движуха вокруг "Рамблера" и его спутников рекламщикам интересна одним интересным явлением: "Бегуном". Над компанией был поставлен уникальный в российской и мировой практике эксперимент: у неё отобрали источник поискового трафика, который является самым большим куском пирога для любой системы контекстной рекламы. Из-за этого "Бегун" за последние годы, как принято считать (официальных данных нет, поэтому будем делать вид, что мы не знаем о том, плохи или хороши дела в компании), сдавал свои позиции на рекламном рынке. Ведь клиенты, которые очень люблят контекст и ничего кроме него не хотят, были, мягко говоря, расстроены отказом "Рамблера" от "Бегуна"
Однако, место на рынке для рекламных систем, особенно для тех, которые принадлежат порталам с весьма приличным трафиком и охватом, есть. Попробуем придумать, какие у "Бегуна" есть сильные стороны как у агентства и какие есть возможности для заработка.
Во-первых, как ни странно, но в настоящее время "Бегун" вполне может существовать и без портала. Вообще, а не только без поиска. Поверить трудно, но на рынке есть много предложений о покупке данных по аудитории (счётчики, рекламные сети, тулбары и так далее), которые позволяют определять область их интересов по поисковой активности, например. Покупка всех этих данных из всех доступных источников может обходиться в 5-6 миллионов рублей в месяц.
"Бегун" здесь находится в выигрышной ситуации: он окружен проектами, которые могут бесплатно предоставлять ему эти данные о пользователях - Lenta.ru, Afisha.ru, счётчики "Рамблера", "Живой журнал", Gazeta.ru и все-все-все. Никаких проблем с данными. Всё бесплатно, всё своё. Даже более того: "Бегун" может продавать данные об юзерах (обезличенные, конечно) и сделать это своим дополнительным источником заработка.
Во-вторых, имея крайне разнообразный набор клиентов, "Бегун" обладает достаточно дорогим знанием о том, кому и как он может продавать показы.
Простой пример: в среднем рекламные сети ориентируются на самые прибыльные рекламные сектора, вроде финансов, недвижимости и автомобилей, а остальной трафик практически никого не интересует.
Предположим, что у нас появляется пользователь, который искал парикмахерскую. Показы рекламы на него никто покупать не будет: желание постричься никак не характеризует его возможности по приобретению автомобилей или получению кредита. "Бегун" же, имея среди своих клиентов парикмахерскую, может купить этот трафик дёшево и продать его своим клиентам по максимальной цене, сформированной аукционом.
Из этого следует третье, о чём желательно помнить: обладание данными о пользователях и клиентами приводит к тому, что компании даже необязательно в принципе иметь партнёрскую сеть в виде установленных кодов на каких-то сайтах. "Бегун" может закупать трафик, которого сейчас предлагается достаточно много и, обладая, с одной стороны, сведениями об интересах пользователей, а с другой - зная нужды своих рекламодателей, зарабатывать на разнице в стоимости трафика для себя и для рекламодателя.
Всё дальнейшее упирается исключительно в технические возможности "Бегуна" и политическую волю руководства компании и её владельцев. А определить, чем закончится этот эксперимент, можно только опытным путём.