Многие шутеры, так или иначе связанные со спецназом, далеки от реализма. В их основе лежит банальный deathmatch, начиная от знаменитого «контрстрайка» и заканчивая более тактикульными «радугами шесть». Конечно, это не делает подобные игры плохими. Но всё-таки, куда податься человеку, который хочет нечто более приземленное, с упором на реализм, насколько это возможно в рамках нескучного геймплея? Что ж, добро пожаловать в Ready or Not.
Полагаю, немногие вспомнят игру SWAT 4 аж 2005 года выпуска. Зато те, кто её помнят, сразу поймут о чем речь. Да, в стареньких играх был свой шарм, когда разработчики с лихвой компенсировали несовершенство графического дизайна и техническую составляющую за счёт продуманных игровых механик, хорошо поставленных сцен, музыки, цветовых фильтров и визуального оформления.
❯ Суровые будни спецназа
Так и зарождались «сваты»…
Я уверен, что среди игравших в «четвёртые сваты» мало кто задумывался над тем, почему они, собственно, четвёртые. Логично предположить, что это была четвёртая часть в серии, и так оно и было. Но есть один нюанс: большая часть предыдущих игр в линейке была в жанре квест. Собственно, так она и называлась — Police Quest. Со временем этот жанр стал терять популярность и разработчики (Sierra Entertainment) переключились на экшн, переименовав серию в SWAT. Если вести отсчёт с самой первой игры 1987 года, то четвёртые сваты на самом деле и вовсе десятые! Более того, преемственность отображена и в самой игре. Так, лейтенант Сонни Бондс, который руководит игровым обучением на полигоне в SWAT 4, является главным героем первых игр серии… Впрочем, достаточно ненужного заклёпничества на сегодня.
Мои комплименты игре это не просто последние почести ностальгирующего олдфага мёртвому проекту. В игрухе, которой более пятнадцати лет, всё ещё поддерживается онлайн. Пусть он едва добирает до 50 человек в сумме среди всех серверов в списке, этого вполне достаточно для комфортной игры. Вероятно, в одиночный режим до сих пор играет ещё больше людей. В чём же секрет успеха? Давайте разберём это на примере всего одной миссии.
❯ Подготовка
Итак, у вашего начальника запрашивают полицейскую операцию. Требуется провести арест маньяка, за которым числится уже несколько молодых девушек-студенток. Полиция долго пыталась выйти на его след и, как это обычно бывает, таки вышла по чистой случайности. Ситуация осложняется тем, что где-то в доме подонка находится очередная жертва, маньяк психически нестабилен, а ещё он проживает со своей пожилой матерью, так что важно не стрелять во всё подряд и воздержаться от применения полулетальных для старческого сердечка светошумовых гранат и резиновой картечи. Все детали миссии и рекомендации вам изложит весьма качественная закадровая озвучка начальника, а в процессе вы, будучи непосредственным командиром отряда спецназа, можете пощёлкать различные вкладки типа примерного плана помещения или изучить досье маньяка, заложницы и его мамаши вместе с фотографиями.
В некоторых миссиях можно прослушать звонок в 911, если вызов поступил от гражданского. Всё это также добавляет атмосферы.
Дальше вам предстоит выбрать сторону/дверь, с которой вы будете штурмовать здание, а также подобрать подходящую снарягу для отряда исходя из описания. А ведь арсенал здешнего спецназа чертовски разнообразен. Можно завалиться в дом маньяка в тяжелой кевларовой броне со штурмовыми винтовками, заряженными оболочечными пулями аки латиноамериканский «эскадрон смерти», а можно взять с собой пейнтбольное ружьё, заряженное шариками с олеорезином капсикумом, или же простой дробовик с резиновой дробью + тазер. Разумеется, надо запастись гранатами. Боевых, конечно, никто не даст, зато можно выбирать между газовыми, светошумовыми и начиненными резиновыми шариками, которые работают по принципу обычной осколочной. Не будем забывать и про защиту: чем больше брони, тем медленнее передвижения и более неуклюжи действия, но тем больше устойчивость к пулям. Также логично, что использование газовых гранат предполагает ношение противогаза самими штурмующими. Наконец, потребуется специальное снаряжение: особые блокираторы, которые намертво подопрут дверь и отрежут пути отхода преступникам, мини-камера на палке, которую можно пихать в дверную щель, дабы осмотреть комнату по мере возможности, взрывчатка, которая разломает дверной замок и вышибет дверь и многое другое.
Большинство миссий построены таким образом, что весь арсенал будет примерно одинаково полезен, поскольку существует относительно вменяемый баланс. Например, дымовые гранаты могут распространить газ на несколько помещений сразу, но абсолютно бесполезны, если у преступников есть противогазы. В то же время, от резиновых шариков и светошумовой гранаты уже можно с разной степенью успеха укрыться физической преградой. Однако в одно лицо унести весь оружейный склад не выйдет, так что в команде естественным образом формируется специализация: кто-то должен быть основной штурмующей единицей с огнестрелом, кто-то будет тащить на себе гранатомёт и кучу гранат, вооружившись лишь одним пистолетом для самозащиты (дабы не перегрузиться), а кто-то будет оснащён оружием нелетального действия и спецснаряжением для непосредственного принуждения к сдаче и подготовке штурма помещений.
Впрочем, можно не сильно заморачиваться с этим и вооружиться примерно одинаково всем по чуть-чуть. Группе универсальных бойцов поставленные задачи тоже вполне окажутся под силу. Итак, мы готовы к операции.
❯ «3-9 Adam, this is central BCC, Adam-Boy and Truck 1 responding to 25 Glendive Lane for high risk warrant service» (с)
И вот мы заходим в дом. Уже на этом этапе у нас есть довольно богатый арсенал по открыванию дверей от бесшумного взлома замка мультитулом, до выбивания замка с дробовика или взрывчатки. Также в игре присутствует крайне разветвленная система быстрых команд, которые можно отдавать ботам или другим игрокам, попросив их сделать всю грязную работу. Нас встречает крипи-эмбиент, а где-то в глубине дома по радио к маньяку публично обращается мать жертвы, слёзно умоляя освободить дочурку. Сам дом обставлен так, словно здесь действительно проживает задрот-ноулайфер, у которого не всё в порядке с головой.
Держим в голове, что мы полицейский спецназ с видеокамерами на шлемах, которые фиксируют операцию. Наша задача это задержание людей, а не их расстрел. Это значит, что у нас нет права стрелять первыми даже по вооруженным подозреваемым, предварительно не запросив добровольную сдачу. Разумеется, как и в реальных операциях, при внезапном контакте дело чаще всего заканчивается перестрелкой, однако мы должны стараться работать по уставу, дабы с нас не сняли очки в конце миссии.
Спальня маньяка, где тот любит смотреть видюшки с участием своих жертв.
В том и есть напряженность всей ситуации. Перемещаться по локации под подобный саундтрек, зная (из брифинга) что в доме могут быть ловушки, гражданские лица и вооруженный неадекват, крайне напрягает. А ведь нам не следует стрелять первым. В конце концов, вдруг маньяк заставит взять оружие свою жертву, дабы та отвлекла спецназ? Вкупе со слабой освещенностью всё становится совсем жутко. Собственно, в детстве я и воспринимал эту игру больше как хоррор.
Все игравшие в «сваты» хотя бы раз стреляли эту вредную бабку…
Нашим первым «противником» чаще всего будет мать маньяка. Будучи не в самом добром здравии, она всё отрицает и просит спецназ немедленно покинуть её дом. И тут мы натыкаемся на интересную особенность в деятельности американского спецназа: группа захвата зачищает место операции полностью. Спецназёры пакуют всех, даже детишек, а личность устанавливать уже будут другие ребята. Это значит, что женщину придётся силой скрутить и заковать в наручники. Благо, здесь у вас тоже богатый выбор от прострела ноги и тазера до прямого рукоприкладства и перцовки. Об аресте нужно доложить по рации в оперативный штаб, который координирует операцию.
Одна из неустановленных жертв маньяка, обнаруженная спецназом буквально только что.
По мере дальнейшей зачистки мы можем наткнуться на самого маньяка и/или его сообщника, о котором ничего не было известно ранее. Количество преступников и гражданских на карте, а также их расположение, варьируется (хотя в некоторых миссиях, например, как в этой, в крайне узких пределах), а потому каждое повторное прохождение миссии можно назвать уникальным. Также варьируется «боевой дух» преступников. Кто-то инстинктивно бросит оружие от одного окрика полицейского, а кто-то будет сопротивляться до конца, даже получив огнестрельное ранение и спецназу потребуется применить что-то ещё. В общем, каждая перестрелка ещё до её начала также является своеобразной тактической задачей, которая может иметь несколько способов решения. После обезвреживания преступников следует изъять огнестрел, но пользоваться им нельзя: это улика, которая будет использоваться в суде.
Эту барышню-то мы и искали.
Продвигаясь дальше, в подвал дома, находим-таки искомую жертву под офигевающие комментарии ботов-сослуживцев (жаль, в онлайне эти реплики отсутствуют). Иногда маньяк может находиться в этом же подвале прямо рядом с девушкой, так что надо действовать аккуратно, с применением гранат, которые не окажут травмирующего воздействия.
❯ Итоги
Итак, мы великолепны! Давайте оценим очки прохождения! Здесь-то и кроется вся суть игры.
Очки копятся за выполнение заданий, однако чтобы достичь действительно впечатляющего результата, важно заработать «бонусные» очки. Их дают за отсутствие ранений личного состава, гражданских и самого командира, за арест подозреваемых, доклады в штаб и изъятие улик. Более того, уровень сложности не влияет на количество преступников и их сопротивляемость, а лишь повышает минимальный порог очков для прохождения миссии! Как видно из условий, игра поощряет мирное прохождение.
В идеале мы должны зачистить локацию без единого выстрела, что, в общем-то, логично, ведь именно так должны заканчиваться все полицейские операции. Но как и в реальности, добиться такого результата бывает крайне сложно, а потому приходится просто действовать по ситуации, стараясь изо всех сил. Именно поэтому SWAT 4 представляет из себя антишутер.
❯ Почему это все ещё выглядит круто?
Ну, во-первых потому, что игру доводили до ума официальным дополнением («Синдикат Стечкина») и глобальным фанатским модом 2016 года, которые добавили различной снаряги, показатели её веса и массы, прокачали ИИ врагов (например, они стали стрелять через двери вслепую и делать вид, что сдаются, вскидывая оружие в последний момент), несколько разнообразили геймплей травмоопасностью гранат и тазеров (старики и наркоманы могут не сдюжить шока от осколков). На данный момент SWAT 4 в самой последней версии играется действительно весьма тактикульно, хотя графика и анимация безнадёжно устарели. Впрочем, это с лихвой компенсируется творческой постановкой. Чем-то это напоминает театральную постановку, в хорошем смысле слова. Например, видимая шкала здоровья отсутствует, вы можете получать ранения в различные части тела и наносить их сами с аналогичным эффектом. Ранение в руки ухудшит прицеливание, а если попадут в ногу — человек будет передвигаться куда медленнее.
При этом в игре довольно качественный ИИ союзников. Бойцы выполняют приказы чётко, не застревают в дверях и вообще производят впечатление надёжных напарников, на которых можно положиться. Вроде бы в игре даже предусмотрена возможность голосовых команд (да, прямо через микрофон, в игре 2005 года!), хотя я не проверял и за качество системы не ручаюсь. К преступникам нареканий почти нет, хотя порою им будто не хватает реакции, особенно в кооперативном прохождении и особенно, когда они начинают угрожать расстрелом заложника, полностью игнорируя действия спецназа.
Каждая операция в игре проработана достаточно детально. Есть развернутый брифинг, который существует не просто для галочки. Например, если известно, что преступники взяли заложников и обменяли парочку на противогазы и бронежилеты — на миссии вам обязательно попадутся такие ребята. Соответственно, исходя из полученной инфы можно выбрать подходящий вход и снаряжение. В ходе нашей нелегкой работёнки нам предстоит обезвреживать сектантов, торговцев оружием, маньяков, организованных террористов и рядовых грабителей бензоколонок, так что мы испытаем весь спектр эмоций простого бойца SWAT. На некоторых миссиях также можно использовать снайперов, которые сообщают о передвижении преступников в просматриваемом районе и могут вести огонь на поражение.
Отдельно следует похвалить саундтрек, который написан под каждую миссию индивидуально. Он идеально ложится на общую атмосферу происходящего, ведь, как мы уже убедились, дизайн локации проработан на уровне.
Представьте себе закрытую секту, которая выкупила целую многоэтажку, превратив её в лабораторию по производству самодельных взрывных устройств. Анонимный звонок, скорее всего от бывшего сектанта, сообщает, что они хотят устроить самоподрыв, совершив массовое жертвоприношение. Эти люди с промытыми мозгами не готовы сдаваться спецназу так просто, а комнаты заставлены взрывчаткой, что накладывает дополнительные ограничения на использование гранат и стрельбу. Спецназ заходит в здание и встречает первых противников, теперь весь дом знает о штурме и поджидает полицейских в многочисленных засадах. В брифинге было сказано о детях в здании, но отряд их не находит. Однако в подвальном помещении они обнаруживают импровизированное детское кладбище. Командир отряда докладывает об увиденном, а в ответной реплике руководителя оперативного штаба слышится дрожь.
Стрёмненько? А с учётом саундтрека, условий брифинга, соблюдения устава (первым не стрелять), комментариев других бойцов спецназа и безумных реплик самих сектантов становится действительно не по себе. Особенно если в этот момент из-за угла выскочит стрелок, а музыка резко сменится на более ритмичную, «боевую». Постановка подобных сцен действительно нагнетает, особенно в одиночной игре.
Террористы вломились в здание больницы. В это время семья пришла навестить родственника на лечении и отметить его день рождения. Кровавые разводы на постели как бы намекают на дальнейшую судьбу именинника, а то и всего семейства.
Также в игре довольно добротно реализован онлайн-режим: сейчас популярны кооперативные прохождения одиночных миссий, но хватает и других режимов, в большей степени ориентированных на банальную перестрелку. Впрочем и там хватает своих приколов. Например, за задержание противника (заковывание в наручники) дают больше очков, чем за убийство, а в одном из режимов террористы должны захватить игрока-VIP и удерживать его в заложниках определенное время, пока спецназ пытается его освободить и сопроводить до точки эвакуации.
❯ Итоги: больше, чем игра из прошлого
«Четвёртые сваты» на протяжении многих лет являлись единственной игрой подобного рода, а стабильный (хотя и низкий) онлайн говорит о том, что игра проходит проверку временем до сих пор. Подумайте сами, в 2016 году вышел глобальный мод на игру 2005 года, который, очевидно, имел довольно широкий запрос и дополнительно придал ей второе дыхание. Даже сами игроки принялись создавать кастомные карты, по мере сил развивая контент.
Достойный преемник SWAT 4 нашёлся буквально пару лет назад с выходом Ready or Not, хотя знатоки уже наверняка в курсе, что по сути эта игра является «пятыми сватами» с новой графикой и анимацией. Неудивительно, что эта игра получила такой хайп. Правда, насколько я знаю, она до сих пор сыровата и не даёт аналогичного погружения по сравнению с предшественником, но, думаю, нужно дать ей ещё какое-то время. Все же SWAT 4 сослужил на своём поприще хорошую службу и должен уступить эстафету следующему поколению…
Упреждая вопрос: играть или нет? Ну разумеется! Только сразу накатывайте мод Elite Force и вперёд. Особенно, если собрались играть в кооперативном режиме.
Автор: Фёдор Яковлев
🎮 У нас есть ламповый паблик в ВКонтакте — CatGeek называется. Пишем про игры, кино, музыку, настолки, комиксы… в общем, обо всём, что так или иначе связано с гик-культурой. Заглядывайте в гости. :)
Автор:
GeeksCat