Борис Ким, совладелец и председатель совета директоров QIWI, рассказал на конференции MBLT о конкурентах компании и о ее планах на будущее.
Появляется еще один конкурент, довольно сильный, с международным опытом. Я не разделяю причитания рынка, мол, придет PayPal и всех задавит. PayPal успешен далеко не на всех рынках, где он присутствует. Основной поток клиентов для него идет с eBay. Где eBay силен, там PayPal получает определенное развитие. В России у него такого преимущества нет.
Совершенно не очевидно, с кем PayPal получит возможность сделать канал привлечения клиентов. Он пытался с Почтой России, что скорее анекдотом выглядит. У сотовых операторов свои амбиции в создании электронных кошельков. Банки в сторону кошельков смотрят настороженно: был некоторый конфетно-букетный период их общения с кошельками, но сейчас это не так.
О Яндекс.Деньгах:
Альянс со Сбербанком, на мой взгляд, это не то, что Яндекс.Деньгам было нужно. Что такое кошелек? Это сервис, который надстраивается на традиционную финансовую услугу. Если происходит его вертикальная интерграция с каким-то из действующих сильных игроков розничного рынка финансовых услуг, он теряет свои надстройки, потому что другие банки будут настороженно смотреть теперь на такого игрока.
Взаимодействовать с другими банками Я.Деньгам будет сложно, что для такого сервиса - большая беда. Поэтому, независимо от того, захочет ли Сбербанк встроить Яндекс.Деньги в свою структуру, что было бы катастрофой на мой взгляд, или не захотят, все равно на рынке отношение к Я.Деньгам будет как к компании, которая входит в группу Сбер. Это отрезает многие возможности. хотя какие-то дополнительные возможности и дает.
О будущем и революции:
Будущее платежей - не в платежах, а в контексте платежа. Зная, где и какой платеж совершился, мы получаем широкие возможности в рекламе, выстраивании долгосрочной связи с клиентом, можем предлагать другие услуги, не связанные с платежами.
Конечно, мы готовим революцию. Но если бы большевики бегали по Санкт-Петербургу и кричали: "Мы готовим революцию!", то, возможно, революции бы и не случилось. Тем более, мы теперь публичная компания, не можем говорить об этом публично. Но революцию мы готовим, да.