Глава ВКонтакте Павел Дуров вступил в заочную полемику с управляющим партнером Russian Ventures Евгением Гордеевым, на днях прочитавшим в соцсетях лекцию о нейминге интернет-проектов:
(...)Большинство людей ошибочно думают, что проект можно назвать как хочешь, а пользователи его найдут потом по памяти или через поиск.
Основатели упускают три больших детали:
- Самый лучший виральный эффект - это из уст в уста - когда один человек другому говорит "Зайди на Озон".
- Человек с разбега не может прочитать и запомнить слова длинней 6 букв, тем более, если они ничего не значат
- Даже если он уже с вами работал, он будет сидеть и мучительно вспоминать "Эрбибибиэн? Бибиэнэр? Тьфу, лучше на Букинг зайду!"(...)
Дуров, который с недавних пор тоже интересуется стартапами как грантодатель, придерживается другого мнения:
К слову о длине названий для стартапов. Здесь выше кто-то из самопровозглашенных авторитетов утверждает, что "человек с разбега не может прочитать и запомнить слова длинней 6 букв". Добро пожаловать в реальный мир — все (то есть вообще все) успешные социальные сети имеют названия длиннее 6 букв (facebook, twitter, pinterest, instagram, vkontakte, odnoklassniki, linkedin, youtube, livejournal, blogspot, whatsapp...). Название должно быть понятным и уникальным, длина сама по себе не принципиальна. Но проблема с короткими названиями как раз в том, что они редко бывают понятными и уникальными одновременно.
Причина стагнации сетей с короткими названиями вроде Path лежит не только в самом названии, но и в образе мыслей их основателей. То, что они выбрали себе короткое название и инвестировали в него, определяет их как людей, которые делают упор не на том, что нужно. Для успеха продукта красота и минимализм важны, но не сами по себе, а только в контексте удобства и простоты восприятия.
Говоря об удачных названиях, Дуров признал проблемы с позиционированием ВКонтакте под новейшим именем VK.com:
Кстати, проблема позиционирования ВКонтакте на Западе заключается не в последнюю очередь в краткости и непонятности короткого домена (vk.com). Намного лучше для интернационализации сработало бы как раз что-то длиннее 6 букв вроде intouch.com или incontact.com. Поэтому переезд на vk.com, вопреки мнению многочисленных "знакотов рынка", был сугубо локальным шагом. Глобальным шагом был бы переезд на что-то длиннее 6 букв.
Но на горе киберсквоттерам, сегодня вопрос уже не столько в домене, сколько в названии приложения в AppStore и Play Market. В 2013 году конкуренция настолько высока, что название, домен и логотип проекта должны бить в одну точку — объяснять его суть. У людей нет времени на то, чтобы восхищаться краткостью вашего абстрактного названия и концептуальностью иконки, а затем читать длинную расшифровку с описанием реальной функциональности. При просмотре списка иконок с названиями в AppStore пользователь хочет сразу получать примерное представление о том, для чего ему нужно ваше приложение.
Стоит заметить, что, вопреки мнению Дурова, в интернете есть и популярные соцсети с названиями в пределах 6 символов, например американские Tumblr и Flickr, европейская Badoo, китайские RenRen (между прочим, переименованная из Xiaonei) и QQ. То же касается и осмысленности бренда-адреса. Почему, например, соцсеть с совершенно бессмысленным названием Orkut (по имени разработчика Оркута Бьюкоктена), не взлетела в Северной Америке, на которую изначально запускалась, но обрела популярность в Бразилии? И что будет с бесхарактерным My.com, на который делает ставку российская Mail.ru Group?