28-летний Ден Расковалов переехал из родного Екатеринбурга в Москву шесть лет назад для работы в "Яндексе". Пройдя путь от разработчика до замруководителя поискового направления "Яндекса", летом 2012-го он уехал в США по приглашению Microsoft и стал одним из ведущих разработчиков Bing. Новость об этом вызвала бурную реакцию у читателей Roem.ru, поэтому редакция решила подробнее расспросить Дена о том, как для себя он ответил на волнующий многих вопрос, пора ли "валить".
О Microsoft
У меня с Microsoft очень давняя история взаимоотношений. Впервые я собеседовался там еще в 2006-ом, отверг несколько предложений о работе. Когда в декабре 2011-го я принял решение, что надо уходить из Яндекса, альтернатив было много. На российском рынке меня ничего не привлекло, были предложения от других крупных американских компаний, от стартапов.
Вариант уходить в Bing был самым естественным. Я действительно люблю заниматься поиском, у меня это, как мне кажется, получается. Microsoft предлагает хорошие финансовые условия, делает переезд в США необременительным процессом. У меня было несколько знакомых, которые уже работали в Bing. Мне они были симпатичны, они были бодры, веселы, могли рассказать о том, как устроены процессы и компания. Нравилось, что Bing догоняет, поэтому ему ничего не остается, кроме как двигаться быстрее конкурентов, значит есть работа.
О Яндексе
Яндекс меня многому научил. Во-первых, я узнал, что такое поиск, и что поиск - это очень сложно, круто и интересно. Во-вторых, я познакомился, научился работать с многими сложными, интересными людьми. В-третьих, я стал менее наивен, научился из десятков неординарных людей собирать работающие коллективы. Узнал многое про мир, узнал про то, как работают большие компании. Научился не усложнять простое, упрощать сложное.
В Яндексе много замечательных людей. В нем очень долго жил дух здорового идеализма. Я многому научился у Воложа, Сегаловича, Гулина, Орлова, Тихончук, Кураленка, Федотова, Самохвалова, Грачева, Плахова - да что там, их еще десятки.
Но после IPO очень быстро и сильно ухудшилась атмосфера в компании. Появилось ощущение, что развитие компании остановилось. Стало очень много политики, стали не ясны правила игры. Появилось очень сильное ощущение bad place. Коллектив, с которым мы пять лет делали поиск, во многом был разрушен/разрушился.
О "предательстве"
Эпизод с предложением Ильи (Сегаловича - Roem.ru) сменить мой юзерпик на портрет Власова переоценен. Мы не ругались. У нас с ним большая история взаимоотношений. Ругались, мирились, работали много. Нормальная сложная история взаимоотношений сложных людей. Ругается он совсем не так.
Перебранки с бывшими коллегами, среди которых осталось много друзей – последнее, чего я хочу. Подшучивать – сколько угодно, у меня у самого юмор подчас «тяжелый».
Об эффективности
Когда мне года два-три назад травили байки про жизнь в Microsoft, я думал, как в Яндексе хорошо, мы просто работаем. Сейчас атмосфера и эффективность управления в Яндексе, на глаз, хуже. Сравнивать тяжело, почти невозможно, но кажется, что Bing обойдется меньшим числом людей и нервов на выполнение "стандартного" большого проекта.
На мой взгляд, Яндекс переживает сильную организационную ломку. Он все еще пытается жить как стартап, как некая семья, на эмоциях. Только это уже перестало работать.
В Microsoft есть отличие в том, что к условным KPI отношение серьезней, они есть даже для больших начальников. В Яндексе у сколь-либо больших начальников очень размытая область ответственность, очень редко бывают KPI, за которыми реально следят. Не у всех, но очень много неразберихи и анархии.
О переезде
Ничего особенного. Письма, отправка резюме, пять часовых собеседований. Иногда очно, иногда по Skype. Согласуются параметры предложения о работе. Переезд тоже не особо сложен. Компания пакует вещи, ты садишься на самолет, прилетаешь, поселяешься во временную квартиру, ищешь постоянное жилье, получает новые права/страховки, переезжаешь в постоянное жилье.
Язык - это, конечно, самое интересное. Но как-то совершенно все этот этап проходят. MS, как и любая американская IT-компания, это компания эмигрантов, к языку все относятся лояльно. Боюсь двух вещей: привыкнуть неграмотно говорить по-английски и начать говорить на рунглише вместо русского: “Положи, плиз, кар кииз на каунтер”.
Переезд из NAUMEN и Екатеринбурга в Яндекс и Москву дался мне точно труднее.
Корпоративные среды у всех все равно разные. Мне кажется, что сложность освоения при переходе из Яндекса в Microsoft примерно та же, что и при переходе из Яндекса в Mail.Ru.
О лояльности
Мне кажется, у Microsoft, Google, Facebook в США почти одинаковые пакеты "плюшек" (ведь никто не хочет проиграть, но никто не хочет давать больше). У Яндекса, пожалуй, такой же пакет плюшек, что и у американских компаний. Но у Яндекса есть анти-плюшка огромного размера - Москва. Хотя ради интересного проекта я вполне готов сюда вернуться. Что касается корпоративного снобизма - я довольно много общался/общаюсь с сотрудниками Google/Яндекса/Microsoft/Facebook/Mail.ru и что-то не припомню проявлений снобизма на почве корпоративных культур. Если и гнобят друг друга, то за какие-то особенности внутренних процедур. Какой снобизм, если обстоятельства могут так сложиться, что пойдешь собеседоваться к сегодняшнему собутыльнику? В общем, снобизм - это глубоко индивидуальное.
Лояльность к компании не ожидается от сотрудников больших и старых компаний. Ее и нет. И оснований для снобизма нет - переходов между Microsoft, Google, Facebook не счесть.
О "пароходе Цукерберга"
Русских в Bing, на глаз, процентов пять-десять. Кажется, что еще лет десять назад, программист из России уезжал _активно_. Решался, искал. Сейчас кадровый рынок России вольно бороздят рекрутеры международных компаний. Они ориентируются на те же кадры, что и российские. Разница косметическая. Когда-то меня удивила история талантливого выпускника небольшого регионального ВУЗа, для которого Microsoft стал первым местом работы. Сейчас это случается все чаще и чаще.
Все большие игроки очень друг на друга похожи. Но есть некоторые специфические черты: Google старается не брать риски, Facebook не боится брать риски. Это, пожалуй, два полюса. Facebook может уволить человека через три месяца, а может ли уволить Google - загадка.
Но мне кажется, что проблема уезжающих для российского интернет-рынка не очень остра. Точнее, вряд ли отток будет становиться существенно меньше или больше. Проблема в том, кто в отрасль входит. Демографическая яма, помноженная на деградацию системы образования, это реальная жесть, которую я каждый день "чувствовал кожей" на технических собеседованиях в Яндексе.
После IPO Яндекс недосчитался массы людей. Но проблема того же Яндекса не в том, что кто-то там ушел или уйдет, это нормально. Проблема в том, что пришедшие не в состоянии подвинуть старичков на новом уровне. Проблема в том, что очень трудно объяснить немногим хорошим бойцам, зачем идти в Яндекс. Есть принципиальная разница для сотрудника, растет ли его компания на 40% в год. Стабильным компаниям, которые оперируют на замкнутом небогатом российском рынке, будет трудно конкурировать за кадры.
О будущем
Мне правда очень интересно, живет ли Рунет в "конце времени". Будет ли хоть еще одно миллиардное IPO для компании Рунета, о которой мы не слышали? Мне не ясно, откуда возьмется почва. Кажется, что эпоха "пролетов по экспоненте" для Рунета прошла. Зато есть несколько новых российских компаний, которые сразу by design ориентированы на мировой рынок. Очень интересно будет за ними понаблюдать. В Informational Retrieval, в целом, есть надежда на прогресс. Внушает сдержанный оптимизм хайп про Deep Learning этого года, когда пытаются смоделировать что-то разумное на следующем уровне вычислительных мощностей. До