Владимир Габриелян: оптимизаторы – это хорошо, а лайки в поиске – не очень 

в 11:49, , рубрики: Новости

Поиск Mail.Ru запустил 23 ноября кабинет вебмастера - webmaster.mail.ru. Компания утверждает, что ее поиск "стал первой поисковой системой, которая открыла веб-мастерам доступ к поведенческим факторам ранжирования". Вебмастерам стали доступны данные по привлекательности сниппета в выдаче и средней удовлетворенности пользователя сайтом. За несколько недель до этого мы поговорили с техническим директором Mail.Ru Group, руководителем подразделения "Поиск и e-commerce" Владимиром Габриеляном.

"Дистрибуция или качество?"

- Насколько вообще сейчас важно качество поиска? Говорят, место на рынке уже почти полностью зависит от дистрибуции.

Это как раз то, о чем мы, команда разработчиков Поиска, давно и часто спорим. На текущий момент ответ такой: "И то, и другое важно". Если рассмотреть вопрос подробнее - получится так: мне, конечно, нужен хороший поиск. Я должен найти то, что я ищу. Если я ищу аквапарки, я должен найти аквапарки. Если я ищу какой-то гаджет, который только что вышел, я должен найти информацию и о нем. Но большинство моих поисковых запросов не такие уж сложные..

Учитывая то, что я технический директор, - бывают вещи, которые не все поисковики легко могут найти. Но чаще всего я пользуюсь тем, что ближе, что под рукой. Это просто и удобно - не писать название домена поисковика в URL, а пользоваться тем, что есть в браузере. Не обязательно это тулбар - современные браузеры позволяют и в адресную строку вбивать запрос... Для поискового сервиса неважно, каким образом он становится рядом с пользователем, важно быть рядом. В мобильных устройствах своя дистрибуция, там важно договориться с вендором.

- Часто ли ваша аудитория пользуется голосовым вводом в мобильном приложении поиска?

Нет, не часто. И более того -– приложения с голосовым вводом ставят чаще всего потому, что они фановые, прикольные. Ты говоришь, а оно пишет... Но потом фан проходит, и приложение начинают использовать, в нашем случае, как обычный поиск. К сожалению, на сегодняшний день технологии распознавания голоса, даже лучшие из них, не в том состоянии, чтобы вы могли разговаривать со своим устройством.

- А у вас какая технология распознавания голоса используется?

Мы пользуемся технологией компании Nuance. Я не знаю, почему про них так мало известно на рынке, это, по факту, единственный производитель очень качественного распознавания голоса. Apple, насколько мне известно, тоже использует в Siri их технологии. Кроме них нет никого. Это не значит, что я из Mail.Ru Group, поэтому Google Voice плохой - но рабочая технология на сегодня только одна, это Nuance.

- Какие у вас сейчас главные задачи по развитию поиска? Помимо уже упомянутой обработки геозависимых запросов.

Давайте я скажу вам правду. Есть такой сервис – Analyzethis.ru, там почти 30 метрик качества поиска. Мы работаем следующим образом: берем метрики, которые мы улучшаем сейчас - в этом квартале, в этом месяце, в этой итерации -– и просто идем одна за другой, пока не станем лучшим поисковиком. Это наш цикл разработки качества поиска.

Если говорить о дистрибуции - мы хотим создать такой продукт, который бы решал проблему пользователя. Ведь тулбар -– он решает проблемы мои, как компании. Для вас ценности в том, какой поисковик находится рядом с вами, - нет. Mail.Ru - так Mail.Ru, Google - хорошо, Яндекс - и отлично, вам всё равно. Мне нужно сделать такой продукт, который вы будете ставить, потому что он вам полезен. Так как stickness (англ. "приклеиваемость") поиска очень низкийая, мы решили идти в сторону социального браузера, и очень надеемся, что этот продукт - то, что будет популярно.

"Без "ВКонтакте" не обойтись"

- Cоциальные сети не отнимают пользователей у поиска? Там всегда можно спросить что-то у друзей.

Нет, не отнимают. Там юзкейс все же другой. Общение в социальных сетях, до того, как мы сделали наш браузер, у меня было вроде переписки по email: ты сегодня написал, он сегодня или завтра, когда зайдет, ответит. А в поиск ты сразу написал и получил результат. Узнал, что тебе надо, купил, что тебе надо...

- А почему вы решили в свой браузер все соцсети добавить, и "ВКонтакте" тоже?

Я хочу, чтобы моим браузером пользовались. Для этого браузер должен чем-то вам помогать. Нет смысла выкидывать какой-то сегмент пользователей, маленький или большой. Я делаю браузер для людей, в этом смысле не добавить "ВКонтакте" или, например, Twitter, просто странно.

- Доля Поиска Mail.Ru весь год оставалась в районе 8%-9%. Почему так? Рынок уже устоялся, невозможно заметное перераспределение долей, или вы планируете что-то сделать в этом отношении?

До прошлого лета наша поисковая доля снижалась. В период осень-зима прошлого года мы увеличили нашу долю, и в этом году мы смотрели, насколько мы сможем удержать эту аудиторию. В чем идея? Любая аудитория чего-то стоит, каких-то денег. Денег ли, заплаченных за маркетинг, за дистрибуцию, денег ли, заплаченных за разработку продуктов. Соответственно, мы проинвестировали некоторое количество денег, и получили некоторый результат в виде пользователей. Дальше нужно было узнать, останутся они с нашим поиском или разбегутся куда-то. Сейчас я вижу, что они остались.

- То есть, можно еще набирать аудиторию?

Да.

- Скоро опять доля взлетит?

Да. С амбициями у нас вообще всё в порядке.

- Технологии Google у вас в поиске ещё используются?

Да, мы до сих пор используем и наш поисковик, и Google.

- А какие именно технологии?

В зависимости от того, какой запрос вы ищете, мы используем или наш поисковик, или поисковик Google. У нас поисковик по России. А Google - это поиск по всему миру. Если вы ищете информацию о каком-то, например, малоизввестном бразильском джазовом исполнителе, вам не поможет российский поисковик, здесь нужен поисковик по всему миру. Это осознанное решение, а не "так получилось".

"Нужна ли поиску информация из соцсетей?"

- Google сейчас интегрирует Google+ с поиском. Социальные факторы в ранжировании, лайки в выдаче, персональные результаты... Вы достаточно давно тоже тестировали отображение в поиске лайков из социальных сетей. К каким вы выводам пришли?

Да, мы это делали. Я бы не сказал, что лайки в поиске – работающий фактор. Не знаю, может, года два спустя, когда у Google это всё взлетит, я окажусь неправ. Но наши исследования и мое собственное поведение в интернете говорят о том, что друзей я выбираю не за то, что они умеют отвечать на мои вопросы. Это люди, которые мне интересны, это люди, с которыми я пересекаюсь, но их лайки для меня бесполезны именно в поиске. Они полезны, когда я развлекаюсь. Но поиск –- инструмент рабочий, типа электронной почты, это не про фан. Я хочу найти информацию, которая релевантна запросу, а не ту, которая почему-то кому-то понравилась.

- Google пытается показывать авторитет авторов контента, иногда это кажется полезным, чтобы понять ценность текста.

Мне кажется, они таким образом продвигают Google+.

- И вы не собираетесь усиливать интеграцию своих соцсетей и поиска?

Не в виде лайков точно, я долго об этом думал. Так, как это у нас уже сделано - сделано потому, что мы пытались понять, есть ли вообще какой-то профит. Профита оказалось очень мало.

Поиск оценивается людьми - у нас есть асессоры, по их оценкам, результаты с лайками друзей асессоров не были более ценны, чем результаты без лайков.

- То есть, лайки вы в ранжировании не учитываете?

Был период, когда и учитывали, и выводили. Сейчас они просто показываются для информации, но для ранжирования мы не смогли извлечь из них ценности. Возможно, это наша недоработка.

"Таргет" и поиск: нужны ли они друг другу?"

Представители вашего поиска активно выступают на seo-конференциях, общаются с вебмастерами. Обычно сотрудники поисковиков не любят сеошников...

Не любят, но я с этим борюсь. Российский поисковый рынок сформирован одной компанией. Мы поиском занимаемся не так давно, как хотелось бы. Отношения на рынке уже выстроены исторически. Я считаю, что это неправильно. Сеошники больше помогают поиску, чем мешают. Мы стараемся поддерживать отношения с ними.

Ведь поиск должен показать пользователю живой сайт. Задача сеошника - продвинуть выше сайт, который готов за это платить. Способность платить - хороший показатель живости бизнеса, пока это не принимает какие-то крайние формы.   

- Возможно ли, что Таргет Mail.Ru будет еще и на поиске?

Конечно, возможно. (смеется)

- Какова вероятность этого?

Пока не знаю. Надо понимать, что "Таргет" был сделан для других целей. Его позиционирование, не только маркетинговое, но и технологическое – рекламная система для социальных сетей.

- Ведь соцсети знают о человеке много информации, и поиск знает о человеке много информации, причем иной, нежели соцсети. Если их объединить - получится огромная масса данных для таргетинга.

Да, это возможно, но это очень длинный путь.

"Путешествия с Яндексом наперегонки"

- Расскажите об эволюции Путешествий Mail.Ru. Что вы решили с ним сделать?

Этот проект существовал давно, но это был контентный проект. Мы хотим сделать его сервисным. Я, конечно, люблю почитать, но чаще всего мне хочется что-то потребить, найти товар или услугу. Современное общество - это общество потребления, и интернетом люди пользуются соответственно.

Бронирование билетов и отелей там уже есть.

- Это агрегатор или агентство?

Мы агрегируем информацию, то есть, что касается билетов, существуют глобальные дистрибуцонные системы (GDS), их в мире штук пять, которые занимаются системами бронирования билетов. Существуют компании, которые занимаются тем же для отелей, и вот мы делаем то же самое для туров. Это тернистый путь, там жестокий оффлайн.

- У нас публиковался слух, что Яндекс пытался сделать сервис по выбору туров...

Может быть, они еще сделают. Смех смехом, но мы очень часто пересекаемся в наших запусках. Совпала "Одежда", мы на три дня раньше запустили браузер... Всякое бывает.

Беседовала Людмила Кудрявцева

Источник


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js