Так уж получилось, что с начала этого века я регулярно имею дело с дизайнами сайтов, и как назло, чаще всего с дизайнами интернет-СМИ. Заказчиком, постановщиком, верстальщиком, кем только не. Поэтому, когда сегодня вокруг меня и в сетях и в офлайне началась истерика по поводу редизайна Газеты.Ру, я все бросил и сел писать вот это. Грех упускать такую возможность.
Тем более, что меня тут вечно упрекают, что я зарабатываю пиво на Роеме нечестным способом: бойким трепом ни о чем (это, кстати, называется колумнизм). Так вот сегодня, в виде исключения, я выскажусь на тему, в которой понимаю гарантированно больше, чем мои уважаемые читатели. Вместе взятые.
Реакцию публики на редизайн я, естественно, чаще наблюдал изнутри дизайна. Она, реакция, однотипна вплоть до формулировок и наклона букв, она была такая в 2004 году, она такой и осталась в 2012.
Самая громкая и противная группа собирается вокруг таблички «УЖАС». Группа явно не самая многочисленная, но донести до авторов свое мнение здесь обязательно вплоть до исключения. Если ловить их поодиночке и допрашивать по существу, причины, почему «ужас», совпадают редко. А если допрашивать достаточно долго, то ужас у пациента и вовсе проходит. Тем не менее, ценность этой группы весьма велика, от нее обычно раньше всех узнаешь, что где-то сменили дизайн.
Противостоят хулителям добродушные лохи, которые полагают, что администрация сайта сменила дизайн исключительно для того, чтобы услышать/прочитать их похвалу и (непременно) пару незначительных замечаний, как сделать еще лучше. Они намного спокойнее, чем «ужастики», и, как правило, посылаются довольно легко.
Само собой, помимо перечисленных категорий, есть еще тривиальная группа из 99% остальных пользователей, которым достаточно все равно на дизайн, лишь бы его смена не причиняла слишком уж больших неудобств. Они голосуют молча, причем подавляющее большинство не ногами, а жопой (ну то есть никуда не уходят, простите, не удержался). Правда у них есть подвид, который нереально бесит отдельных представителей редизайнутого проекта — те, кто вообще не замечает, что дизайн сменился.
Прикольно, что внутри самого проекта очень редко сохраняется единство по поводу нового дизайна. Там на самом деле примерно та же картина, что и снаружи. Ну, за исключением объединяющей ненависти к внешним критикам.
Ну и - если редизайн делается не просто так, не ради желания инвестора/начальства «сделать посовременнее» - внутри проекта есть буквально пара-тройка человек, которые знают, зачем на самом деле это сделано, что реально изменилось, кроме цвета плашек и размера шрифта, и чего ждать в результате. Вот этим скотам как раз пофиг на всю внешнюю реакцию, для них все группы — подопытные кролики, трафик, клики, глубина просмотра. А вовсе не уважаемые читатели, чье мнение нам важно.
Мне (вряд ли это кого-то волнует, но это мой текст) новый дизайн Газеты.Ру, пожалуй, нравится. Хотя бы потому, что предыдущий нагонял тоску и имел пару действительно неприятных косяков. Другое дело, что это особо ни на что не влияло. Если мне нужно было что-нибудь прочитать, я шел и читал. Не глядя на дизайн.
Потому что на самом деле дизайн газетного сайта не имеет особого значения, нельзя там ничего особо испортить, и почти невозможно выдумать что-нибудь новое. Азы юзабилити за десять лет выучил самый безрукий фрилансер в далекой деревне, игра шрифтами все равно происходит в пределах кириллицы, подчеркивать ссылки на самом деле не обязательно, про них и так понятно, что это ссылки, скроллировать удобнее по вертикали, больше кросс-ссылок — больше трафика, слишком много не надо, слишком мало тоже. Ну и вот сюда зелененьким.
У меня был большой соблазн написать это все, не заходя вообще на новую Газету.Ру. (А потом, когда я все же зашел, соврать для красного словца, что не заходил).
Потому что на самом деле глупо и стыдно в 2012 году разговаривать про дизайн сайта СМИ. Потому что есть восьмая винда, потому что есть маки и айпады, потому что хватит уже рисовать эти самопальные картинки для пяти браузеров, которые за 10 лет так и не смогли договориться, как интерпретировать HTML. Совсем скоро все поймут, что новости (статьи, колонки, репортажи) намного удобнее читать в заточенных под это стандартных приложениях, не отвлекаясь на чьи-то художественные амбиции. Закончится кошмарная эпоха браузерных газет, отличать Взгляд от Граней я буду по содержанию, РБК от Ведомостей — по логотипу, а за удобство, юзабилити, эргономику и красотищу будут отвечать Эппл с Майкрософтом и прочие андроиды.
А дизайнеров с верстальщиками поувольняют из редакций. И никуда больше не возьмут.
Свои статьи об интернет-бизнесе присылайте в редакцию на info@roem.ru. И будет вам счастье