В современном мире технологических стартапов виральный маркетинг давно перестал быть чем-то особенным и давно перешел в “обязательную" программу. Все говорят про виральность, но мало кто знает, с чего она начиналась, и еще меньше людей знают рецепт, как ее сделать. Настоящим пионерами вирального маркетинга являются компания Hotmail и ее венчурный инвестор Тимоти Дрейпер. В декабре 1996 Hotmail имел 500,000 зарегистрированных пользователей, менее чем год спустя это цифра выросла до 12,000,000. Как Hotmail удалось создать такой невероятный рост (2400% !!!)? Секрет в одной строчке текста, которая была добавлена в нижний колонтитул каждого письма.
Каждый e-mail, который пользователь Hotmail отправлял своим коллегам, друзьям или родным, содержал простое и понятное предложение “Хочешь иметь личную и БЕСПЛАТНУЮ электронную почту? Заведи ящик на Hotmail сегодня!” Этот маркетинговый ход не требовал ни длительной и дорогостоящей разработки, ни рекламных бюджетов, но вывел компанию в лидеры рынка и сделал ее основателей и инвесторов миллионерами. Так начинался виральный маркетинг.
Виральный маркетинг очень похож на каверзные задачки над решением которых думаешь часами, а когда узнаешь ответ восклицаешь: “Это же очевидно! Как я раньше не догадался!”. Сам Тимоти Дрейпер признается, что успех Hotmail — это удача: “Когда у меня родилась идея вирального маркетинга, это была просто удача. … Это было просто счастливая случайность, я спросил их (Hotmail) несколько вопросов и мне пришла в голову эта идея”. Может ли стартапер, создающий свою компании, положиться исключительно на то, что ему повезет? Тимоти Дрейпер считает, что речь больше не идет об удаче: предпринимательству и виральному маркетингу можно научиться.