"… и пусть никто не уйдет обиженным..."
или пусть уходят, зато
"… правду говорить легко и приятно..."
Собственно проблема
Каждый хочет, чтобы все было, как он хочет. Поэтому соискатели и работодатели активно обмениваются, мягко говоря, «советами» на тему проведения процедур найма в надежде хоть чуть-чуть приблизить этот противоречивый мир к гармонии, убедив противоположную сторону подвинуться и изменить в свою пользу правила игры под названием «найм ИТ специалиста».
Как все знают, собеседование — это основной этап такой игры. Соискатель приходит на собеседование, конечно же, не за отказом, а для того, чтобы успешно его пройти и получить предложение работы на подходящих для себя условиях, даже если работать в этой компании он ни дня не собирается. Компания, со своей стороны, проводит собеседования, чаще всего с целью найти сотрудника, опять-таки на условиях, которые подходят теперь уже компании. Хотя, взаимная честность не позволяет отрицать, что не только соискатель может прийти на собеседование априори понимая, что данная компания ему не интересна, но и компании могут проводить собеседования не имея в виду делать предложение работы, например, заботясь о кадровом резерве или по каким-то еще сложным разнообразным причинам. Но в любом случае, начав процесс собеседований, его необходимо как-то заканчивать.
Компания знает, что всегда нужно сообщать причины отказа, иначе «карма компании упадет, а бизнесу будет нанесен непоправимый урон». Сам по себе этот тезис явно спорный, но безусловно, элементарная этика требует поставить все точки над «i» и корректно завершить общение с соискателем. Поэтому будем отвечать всем и всегда.
Формулировать отказы дело не такое уж и простое. Хорошо, если есть четкая объективная причина, в которой «ничего личного — только бизнес». Ну, например:
- "… к сожалению, мы не можем предложить вам такие условия работы, как вы хотите";
- "… мы не можем предложить вам N денег";
- "… в тестовом задании содержатся такие-то ошибки, которые мы считаем принципиальными";
- "… мы не берем на работу студентов первого курса".
Сложнее, если приходится оценивать всю ситуацию в комплексе, ранжировать более или менее подходящих претендентов, оттягивая решение, в надежде, что завтра он придет — тот самый «идеальный соискатель». Претендент в этом случае ожидает определенности дольше, что не способствует повышению его настроения и росту любви к работодателю. Отказ в этом случае приходится формулировать более обтекаемо с ключевой фразой «вы нам в целом понравились, но принят другой соискатель».
Еще хуже, когда очевидно, что озвучивание реальной причины отказа вызовет разочарование и даже обиду претендента. Вот описание ситуаций-задачек, которые основаны на опыте проведения технических собеседований на позиции C++ и .NET разработчиков, а также тестировщиков в компании среднего размера, успешно работающей на рынке аутсорсинга более 10 лет. Все эти ситуации почти реальны, но специально сделано так, что полностью по всем описанным обстоятельствам не проецируются на конкретных людей. Все эти люди интересны, а в перспективе или при изменении каких-то обстоятельств могут быть просто необходимы. Со всеми из них происходило общение, проведены собеседования, они все вполне симпатичные люди. Но прямо сейчас никого из них принять на работу компания не готова.
Попробуйте поставить себя на место работодателя и решить, что в этом случае является меньшим злом: озвучить истинную причину, подсластить отказ выдуманными аргументами или же промолчать?
Читать полностью »