CRM — Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
CRM — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.).
Покажем изменения, происходящие в некоторой условной компании после внедрения CRM системы.
Все изменения в компании условно можно разделить на материальные и нематериальные, финансовые и нефинансовые, тактические и стратегические. В сумме, после освоения стратегии CRM следует ожидать повышения конкурентноспособности бизнеса, рост капитализации компании, сокращение затрат и рост прибыли.
Успех использования CRM-системы во многом зависит от того, как сами сотрудники приняли новую психологию работы с клиентами, освоили “информационную подложку” под бизнес-процессы. Многое зависит от вовлеченности в процесс изменений как высшего руководства компании, так и самих продавцов, маркетологов и сервисных специалистов.
Но, так как обычно изменения приходят “сверху”, они и внедряются директивным способом. Часто руководство применяет известный (до боли) метод “кнута и пряника”: за соблюдение регламента работы с CRM-системой премия, за саботаж штраф! Иногда применяется метод “выдавливания”: “старые” кадры медленно, чтобы не пострадал бизнес, заменяются на вновь набранных, которые “де факто” вынуждены работать в CRM-системе.
Более перспективной практикой является такая организация внедрения CRM-принципов в повседневную жизнь компании, когда сами сотрудники имеют возможность предлагать свои подходы и изменения, активно составляют новые регламенты, осваивают программное обеспечение, зная, что это даст им самим в карьерном и материальном плане. Ведь, даже судя по небольшому российскому опыту, люди, занимавшиеся внедрением CRM, освоившие CRM-технологии, сделали успешную карьеру в своих компаниях.