Метка «rtos»

Приветствую!

Хочу поделиться собственным опытом разработки электронного устройства. Сначала расскажу небольшую предисторию, чтобы было понятно, зачем это собственно нужно было мне.

С чего все начиналось

Изначально мы занимались разработкой программного обеспечения для чип-тюнинга. Одна из основных задач которого — считать прошивку из ЭБУ (электронный блок управления двигателем) и записать ее обратно. Понятное дело, что для этих целей нужно каким-то образом связать компьютер и ЭБУ при помощи адаптера. Когда раньше подавляющее количество ЭБУ использовало простейший способ приема-передачи данных, достаточно было использовать простейший адаптер на транзисторах или специализированной микросхеме. Однако на сегодняшний день большинство автомобилей для «общения» своих компонентов со внешней средой используют CAN шину. Адаптер для CAN шины на транзисторах уже не соберешь, и тут однозначно нужен процессор, который будет управлять всем по определенной программе.
Так возникла первая проблема — как побороть CAN шину. Для того, чтобы не изобретать велосипед выбор сделан на использовании готового адаптера, который работает по стандарту J2534. Для тех, кто не в курсе, стандарт J2534 это стандарт, описывающий аппаратную и программную части устройства, с помощью которого можно произвести подключение к ЭБУ посредством компьютера. Разработали его американцы. Основной причиной его разработки стало законодательное закрепление возможности обновление прошивки ЭБУ не специализированным дилерским сервисом, а любым желающим. Собственно, если каждый желающий может обновить прошивку на своем телефоне, то почему он не может это сделать со своим автомобилем.

Самый доступный импортный аналог стоит в районе 200 долл. США. Как впоследствии оказалось, два одинаковых устройства, удовлетворяющие стандарту J2534, могут работать по-разному с одним и тем же программным обеспечением. Поэтому изначально пришлось привязаться к конкретному производителю и его устройству.
Читать полностью »

Systemicus чаcть 2: GUI

Пост в продолжение данной темы. Чуть более месяца назад я показал ОС Systemicus и ее медленное подобие графического интерфейса. Всё это время (когда оно было в моем распоряжении) я работал над улучшениями и теперь представляю на суд общественности результаты. Быть может, данная статья поможет кому-нибудь в разработке своей GUI, т.к. я не нашел хороших материалов по некоторым аспектам данной темы.
Читать полностью »

image

Доброй ночи!

Думаю, что пришло время выложить первое видео и первую информацию о своей операционной системе, полностью написанной на flat assembler. Знаю, что уже много написано и сделано подобного, но думаю, что любителям данной темы это будет немного интересно.

Читать полностью »

Привет!
Сегодня я расскажу о такой интересной штуке как операционная система реального времени(ОСРВ). Не уверен, что это будет интересно для бывалых программистов, но, думаю, новичкам понравится.

Что такое ОСРВ?

Если мы посмотрим в Википедию, то увидим аж 4 определения.
Если же говорить вкратце — то ОСРВ — это операционная система, реагирующая на внешние события в определенный промежуток времени. Отсюда мы и можем понять основное предназначение ОСРВ — приборы, в которых необходима быстрая реакция на события (однако ни в коем случае не путайте работу ОСРВ с прерываниями).

Зачем она нам нужна?

На то есть довольно много причин.
Во-первых ОСРВ поддерживает многозадачность, приоритеты процессов семафоры и многое другое.
Во-вторых она очень легкая и почти не требует ресурсов.
В-третьих все вышесказанное мы можем получить практически на любом железе (например, FreeRTOS запускается даже на 8-битных AtMega).
Ну и в-четвертых: просто поиграться и получить удовольствие.

Обзор 3 известных ОСРВ.

Внимание: дальше идет мое личное мнение!

FreeRTOS

Одна из самых популярных ОСРВ на сегодняшний день. Портирована на огромное количество железа. Оффициальный сайт

Плюсы

1) Бесплатная
2) Портирована на большое количество железа
3) Мощный функционал
4) Есть различные библиотеки: графика, интернет и другое.
5) Хорошая документация.

Минусы

1)Довольно-таки сложный процесс портирования на новое железо.

Вывод: Это действительно профессиональная ОСРВ с хорошей документацией. Будет хороша для новичка, если на его железо уже есть порт.

KeilRTX

До последнего времени эта ОСРВ была коммерческой, но недавно стала открытой. Работает только на архитектуре arm. Оффициальный сайт

Плюсы

1)Бесплатная
2)Легко портируется на новое железо( в пределах архитектуры arm).
3) Есть различные библиотеки: графика, интернет и другое.

Минусы

1)Работать на в Keil с ней практически нереально
2) Немного урезанный функционал
3) Поддерживается только arm.
4)(на личном опыте) Проигрывает многим ОСРВ по скорости.
Вывод: идеально подойдет для новичка и мелких проектов.

uc/os

Мощная коммерческая ОСРВ. Сайт

Плюсы

1) Огромное количество функций и библиотек.
2) Поддерживает много железа

Минусы

1)Коммерческая.
2) Сложна в использовании.

Вывод: назвать ее ОСРВ для новичка можно с большой натяжкой.

Другие интересные ОСРВ

RTLinux ОСРВ на основе обычного Линукса.
QNX ОСРВ на основе Unix.

Особенности разработки с использованием ОСРВ

Ну во-первых надо понять следующее: ОСРВ- это не Windows. Его нельзя установить. Эта система просто компилируется с Вашей программой.
При написании программ с ОСРВ не используются функции в обычном их понимании. Вместо функций используются процессы( или таски).Отличие в том что процессы, в отличии от функций, являются бесконечными циклами и никогда не заканчиваются(если только кто-то или он сам его не убъет — то есть выгрузит из памяти).
Если включено несколько процессов, то ОСРВ переключает их, выдавая машинное время и ресурсы по очереди. Вот тут то и возникает понятия приоритета процесса- если двум процессам единовременно нужно машинное время, то ОСРВ даст его тому, у кого приоритет больше.
В ОСРВ есть специальные функции задержки- чтобы время зря не пропадало на время задержки одного процесса выполняется второй.
Теперь поговорим о такой вещи как семафор- эта такая штука, которая управляет доступом процесса к ресурсам приложения. Для каждого ресурса есть маркер — когда процессу нужен ресурс — он его забирает и пользуется данным ресурсом. Если маркера нет, то процессу придется ждать, пока его вернут. Приведу пример: разные процессы отправляют информацию по одному UART. Если бы не было семафора, то они бы отправляли байты по очереди и получилась бы неразбериха. А так первый процесс взял маркер на UART отправил сообщение и отдал второму( и так — до бесконечности).

Дополнительные библиотеки ОСРВ.

Часто ОСРВ предлагают различные библиотеки для работы, например, с графикой, интернетом и т.д. Они действительно удобны и не стоит брезгать их использовать. Однако, помните, что без ОСРВ, для которой они написаны, они работать не будут.
Вот примеры:
Для RTX графика интернет Файловая система

Во второй( и, наверное, последней ) части мы поговорим о мьютексах, буферах сообщений и попрактикуемся в их использованииЧитать полностью »

Я бы хотел продолжить тему блока впрыска топлива на базе stm32 и рассказать о текущем статусе проекта rusEfi.

rusEfi: opensource проект DIY инжектора

Читать полностью »

OpenMCAPI: одновременный запуск Linux и RTOS на многоядерных процессорах

В повседневной практике разработчика встраиваемых систем приходится сталкиваться с необходимостью запуска двух и более разноплановых операционных систем на n-ядерных системах на кристалле. Это, как правило, Linux и специализированная RTOS. На плечи Linux ложится работа с тяжеловесными стеками протоколов, а RTOS же занимается задачами реального времени.
 
Одна из основных задач, которая встает при такой организации системы —обеспечение механизма взаимодействия, то есть межъядерный обмен данными. Если вам интересно узнать один из вариантов решения на базе открытой библиотеки OpenMCAPI, пролистать пару десятков строк программного кода и увидеть реальные цифры пропускной способности при использовании этой библиотеки, добро пожаловать под кат.
Читать полностью »

ChibiOS: легковесная RTOS
В этой статье я хочу представить и вкратце описать члена семейства ОС реального времени — ChibiOS.
Читать полностью »

Данный топик я решил написать после ознакомления со статьей «Два подхода к проектированию ПО для embedded». При прочтении которой я наткнулся на фразу: «Если же система собирается стать большой, соединяющей в себе много разных действий и реакций, которые к тому же критичны ко времени – то альтернативы использования ОС реального времени нет». «Как это нет?», — подумал я. Конечно, если речь идет о больших высоконагруженных системах реального времени, где используются большие процессоры, то без ОС может не обойтись, а вот для более скромных микроконтроллерных решений вполне существует альтернативный вариант. Ведь задачки можно выполнять при помощи обычного switch-case и при этом обеспечивать необходимое время реакции.

Читать полностью »

Хочу немного рассказать о двух подходах проектирования ПО в embedded. Два подхода эти – c использованием суперцикла или же с использованием RTOS (Real-Time Operation System, операционная система реального времени).

Думаю, что по ходу рассказа будет понятно также, в каких именно случаях стоит применять первый, а в каких не обойтись без второго.

Надеюсь, будет интересно всем тем, кто хочет заглянуть в мир разработки для встраиваемых систем. Для тех, кто в embedded уже собаку съел, скорее всего, не будет ничего нового.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js