Аннотация: В статье рассматривается личность учащегося в свете теории автоматического управления, где внешняя и внутренняя мотивация являются управляющим и возмущающим воздействием. Рассматриваются технические аспекты мотивации, предлагаются возможные методы повышения мотивации учащихся.
Одной из проблем текущего образования является низкий уровень мотивации учащегося. Не секрет, что большая часть выпускников престижных (и не только) вузов идет работать не по полученной специальности. Основная причина, по мнению авторов, кроется в том, что за время обучения учащийся не был достаточно заинтересован в предмете обучения. В результате уровень его внутренней мотивации, после выхода из стен учебного заведения недостаточен для того, чтобы устроиться на работу, где могли бы быть полезны полученные знания.
Рассмотрим мотивацию как силу, толкающую студента на повышение собственного уровня развития. Допустим, имеется курс информации некоторого объема и определенной длительности, которым должен овладеть студент. Представим, что студент находится на некотором текущем уровне знаний, и задача преподавателя — повысить уровень знаний студента на некоторую «высоту» , за определенное время (рисунок 1).
Рисунок 1: Действие различных сил на студента
Условно можно сравнить задачу с подъемом тела по наклонной плоскости (будем считать трение о поверхность равным нулю). На студента в этот момент действуют две силы:
- Сила мотивации , задача которой заключается в том, чтобы студент достиг более высокого уровня знаний;
- Сила деградации , которая будет определять стремление студента вернуться на текущий уровень развития.