Облачные вычисления охватывают большой спектр различных вычислительных ресурсов и услуг, используемых пользователями через Интернет. Такие решения позволяют строить информационные системы для управления без приобретения «коробочных» продуктов.
Это дает возможность потребителям решить проблемы несанкционированного использования программного обеспечения, а также снизить большой процент затрат на построение центров обработки данных. Облачные технологии имеют возможность мгновенно реагировать на увеличение спроса по вычислительным мощностям, что позволяет решить вопросы, связанные с длительным временем построения и ввода в эксплуатацию крупных объектов IT инфраструктуры.
В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки безопасности SaaS сервиса
SaaS имеет повсеместный доступ, его можно использовать в любом месте, где есть выход в интернет. Доступ к ПО предоставляется удаленно по сетевым каналам. Это может быть Веб-интерфейс, терминальный доступ или тонкие клиенты. Программное обеспечение развертывается в центре обработки данных в виде единого программного ядра. Простота внедрения, возможность сделать полноценное тестирование системы перед покупкой, низкая стоимость и возможность доступа к системе из любой точки – основные плюсы SaaS.
Однако, у SaaS есть не только достоинства. Самым большим недостатком сервиса является вопрос безопасности хранимых данных клиентов. Многие российские компании не привыкли хранить свои проекты и клиентские базы на чужих серверах из-за боязни конфиденциальности данных.
По их мнению, штат собственных квалифицированных специалистов по информационной безопасности, защитит общие базы куда надежнее, чем компания, предоставляющая услугу и имеющая очень отдаленное представление об информационной безопасности. Кроме того, пользователи зависимы от интернета. В случаи потери доступа в интернет – теряется доступ к SaaS. Пользователь не управляет серверами, операционными системами, сетью, хранением данных и даже некоторыми возможностями приложений, в результате чего основная обязанность по обеспечению информационной безопасности практически полностью ложится на провайдеров, предоставляющих услуги по облачным вычислениям.
Провайдеры облачных услуг далеко не всегда стремятся усложнять свою платформу интеграцией с системой управления идентификацией. Существуют несколько технологий, позволяющих расширить управление доступом на основе ролей в облаке, например через технологию единого доступа (single sign-on, SSO). Но в целом, эта область находится все еще на ранней стадии развития. В настоящий момент каждый из крупных игроков на рынке SaaS стремится создать свою технологию взаимосвязи с клиентом. У Google есть Secure Data Connector, который формирует шифрованное соединение между данными клиентов и бизнес-приложениями Google и позволяет клиенту контролировать, какие сотрудники могут получать доступ к ресурсам Google Apps, а какие нет. CRM Salesforce обеспечивает похожий функционал, реализованный на собственной технологии. При обращении клиентов к множеству различных SaaS-приложений растет и количество используемых инструментов безопасности, что может привести к неповоротливости и плохой масштабируемости такой модели. Существуют несколько сторонних продуктов, которые, по крайней мере, предполагают возможность их использования при подключении к множеству типов SaaS-приложений, но на данный момент они еще не достаточно опробованы провайдерами. Поэтому управление идентификационными данными и контролем доступа для корпоративных приложений, по мнению экспертов Digital Design, остается одной из основных проблем, стоящих перед ИТ сегодня.
Читать полностью »