Используемые с 1990 в армии и медицине впервые виртуальные миры привлекли внимание масс в2003, когда Linden Lab запустила знаменитый Second Life. Вслед за ними появились и новые миры (среди тех, кто на слуху – OpenSim, Blue Mars, Open Wonderland) – всего можно насчитать более сотни. Бум же пришелся на 2006-2008 года. В виртуальных мирах появились копии сотен знаменитых музеев и картинных галерей со всего мира, посольства Швеции, Сербии, Македонии, Филиппин – десятка стран – открыли виртуальные двери страждущим проконсультироваться по визовому вопросу, а археологи моделировали прототипы древних поселений.
«Дополненная реальность» должна была стать новым этапом эволюции корпоративных интранет-систем и способствовать развитию удаленной работы и сотрудничества. Одним из наиболее «полноценных» виртуальных офисов, можно назвать проект компании SUN Microsystems, запущенный в 2008 году на базе Wonderland.
В этом 3D пространстве, сотрудники могут перемещаться между отделами и даже между корпусами кампуса SUN, вывешивать документы для совместного доступа, смотреть образцы продукции и общаться с такими же виртуальными коллегами «голосом». Однако в 2010 году, после слияния SUN и Oracle, финансирование проекта было приостановлено.
В 2007 году Gartner прогнозировали, что на конец 2011 80% активных пользователей интернета будут иметь «виртуального себя». Однако уже в 2008 Linden Labs сократила штат разработчиков на треть, коммерческие компании начали постепенно закрывать представительства, а последние исследования показали, что среди взрослой аудитории виртуальные «я» есть лишь у 4% людей. Виртуальные миры в бизнесе и образовании пошатнулись в кризис, когда организации и университеты стали сокращать бюджеты и подводить итоги первых лет внедрения платформ «дополненной реальности». В 2009-2010 годах на виртуализацию 16ти кампусов Техасского Университета было потрачено $250’000 — на каждый кампус пришлось по 3 «острова» ценой $700 и $1770 стоила бы годовая плата за поддержку. Однако администрация Университета не сочла виртуальный мир действенным инструментом достижения его целей – усиления совместной работы, дистанционного образования, виртуальных научных работ.
Сегодня виртуальные представительства компаний на публичных платформах больше похожи на «города-призраки», однако для решения внутренних нужд продолжают создаваться «закрытые» программы «дополненной реальности». Мы решили посмотреть, какие успехи совершаются на этом фронте сегодня. В общем-то, основных вектора два – коммерция и образование.
Читать полностью »