На первый взгляд, краудфандинг мало чем отличается от обычного сбора пожертвований. Конечно, есть некоторые усовершенствования, такие как принцип “всё или ничего”, действующий на большинстве площадок. Есть психологическое ощущение соучастия и сотворчества в противовес пассивному потреблению, которое заставляет людей более охотно делиться деньгами на этапе идеи или прототипа. Но есть и ещё несколько факторов, не имеющих отношения к деньгам, которые фактически насильно заставляют неопытного стартапщика строить бизнес правильно, да так, что любая бизнес-школа обзавидуется. Если просто взять идею или прототип и выдать денег на реализацию, ничего подобного не произойдёт. Формат краудфандинга протаскивает неопытного новичка через несколько этапов, которые делают из него если не акулу капитализма, то уж по крайней мере щуку.
Читать полностью »