Когда я сажусь за руль машины, мне вспоминается монолог из фильма "Судья Дредд": "Город трясёт, он задыхается, рушится под собственным весом. Улицы смертельно опасны. И лишь одна сила борется за порядок в этом хаосе." Это, несомненно, про Москву. Видели доставщиков ВкусВилла на электровелосипедах, которые, как немецкие мессершмиты, несутся по встречке в лобовую атаку на вашу машину? А мигрантов за рулём тяжёлых грузовиков, которые на скорости 80 км/час начинают гонки с перестроением в тоннеле? Красный свет светофора, кстати, доставщики на электровелосипедах вообще игнорируют. Но у нас хуже, чем в фильме, потому что силы, которая борется за порядок в этом хаосе, у нас нет. Та самая ГАИ/ГИБДД не делает ровным счётом ничего. Да, я регулярно вижу, как они устраивают какие-то проверки на дорогах, но ни разу не видел, чтобы машина ДПС хоть что-то сделала, когда у них перед носом кто-то нарушает ПДД.
Поэтому я предлагаю стать той самой силой, которая хоть немного наведёт порядок на дорогах. Я знаю только один действительно работающий способ: это форма обращения в ГИБДД на сайте госавтоинспекция.рф. И если вы вдруг решите написать донос на нарушителя ПДД, я расскажу вам, как сделать максимально эффективно.
На что снимать
Я долго думал, на что снимать, и в конце концов решил, что самое оптимальное - это не видеорегистратор, а смартфон. Например, подержанный "Huawei Honor 20 Pro" можно купить на авито за 6-8 тысяч рублей. Это телефон c весьма приличной камерой, снимает с частотой 60 кадров в секунду. Ночью и в тоннелях автоматическая настройка скорее всего выставит вам параметры съёмки так, что номер машины будет засвечен, а автофокус может подстроиться под грязь на стекле автомобиля. Поэтому очень важно, чтобы в телефоне была возможность ручной настройки без установки сторонних приложений. На упомянутом телефоне это делается в настройках камеры в режиме PRO. Выбираем MF (manual focus) и выставляем на бесконечность. С выдержкой и ISO вам скорее всего придётся поиграться. Смысл в том, что выдержка должна быть маленькая, чтобы не размывались движущиеся машины (я обычно ставлю S = 1/320 секунды). В последнюю очередь мы выставляем ISO, которое нужно подогнать по выбранную выдержку и освещение. При дневном свете ISO нужно выставить на минимум (у меня это 50), а ночью увеличить так, чтобы номера были видны, но не замыливались шумом (у меня от 1600 до 3200). При этом сами машины могут оказаться достаточно тёмными, но хорошая видимость номеров у нас в приоритете!
Принципы хорошей охоты
Cнимать лучше всего "денежные нарушения": чем больше сумма, тем сильнее воспитательный эффект. К таким относятся
-
Пересечение сплошной линии разметки, особенно двойной (статья 12.16 КоАП, штраф 5000 рублей).
-
Выезд на трамвайные пути встречного направления, не важно отделены они сплошной линией или нет (статья 12.15 КоАП, штраф 5000 рублей).
-
Выезд на трамвайные пути попутного направления, которые отделены от дороги сплошной линией разметки (статья 12.15 КоАП, штраф 5000 рублей).
-
Остановка или парковка там, где есть сплошная линия разметки (КоАП РФ Статья 12.19, в Москве и Питере штраф 3000 рублей), например перед пешеходными переходами. Уверен, вы знаете этот тип людей: чтобы сходить в магазин, они останавливаются так, что для проезда мимо вам приходится пересекать сплошную линию, попадая под опасность штрафа, если рядом висит камера.
-
Парковка на тротуаре (в Москве 3000 рублей).
Охотиться надо там, где вы часто ездите и поэтому знаете "рыбные" места. Это конечно же тоннели, где есть сплошная линия разметки, это всякие посещаемые учреждения, где таксисты любят вставать для погрузки и выгрузки. Особенно жирное место - это дороги, где трамвайные пути совмещены с автодорогой. Люди, купившие права, обычно не знают, что обгонять трамвай нельзя.
Кроме того важно, чтобы место правонарушения было недалеко от работы или дома, потому что потом вас вызовут для дачи показаний и вы, наверное, не захотите ехать в соседнюю область.
Как только вы начнёте охотиться, вы перестанете спешить, пытаться успеть проскочить светофор на жёлтый свет. Пусть спешат те, кто будет вас обгонять, ведь они должны попасть в объектив вашей камеры. Едете в пробке в тоннеле? Оставьте достаточно места перед собой, и какой-нибудь безмозглый обязательно туда залезет!
Я вот раньше на дороге очень нервничал. Иногда какое-нибудь чудо встанет под сплошную линию и ждёт пассажиров. Ты выходишь из машины и начинаешь высказывать ему, что ты о нём думаешь, и из какого аэропорта ему надо вылететь на родину. А сейчас стал спокойный как слон. Пристроишься сзади, включишь камеру и весело напеваешь какую-нибудь песенку, представляя, во сколько ему обойдётся его поведение.
Как обрабатывать видео
Камера смартфона снимает без сжатия, поэтому минутное видео у меня занимает порядка 100 мегабайт. Сайт ГАИ 100 мегабайт не сожрёт, поэтому нужно вырезать нужный кусок и ужать его. Возможно, вы умеете делать это на своём смартфоне, но я предпочитаю использовать компьютер. Под linux имеется прекрасная утилита ffmpeg. Для того, чтобы сжать весь ролик целиком вызываем
ffmpeg -i /path/to/input/video -c:a copy -c:v libx264 -crf 30 -preset medium /path/to/output/video
Этот вызов копирует аудиодорожку, а для видео использует кодек x264. Если вы хотите убрать аудио дорожку (вдруг вы нецензурно выражаетесь в момент съёмки), то тогда нужно вызвать
ffmpeg -i /path/to/input/video -an -c:v libx264 -crf 30 -preset medium /path/to/output/video
Что если нужно вырезать часть видео? Для этого используем вызов
ffmpeg -i /path/to/input/video -ss START_TIME -t DURATION -c:a copy -c:v libx264 -crf 30 -preset medium /path/to/output/video
где START_TIME это число секунд (можно с плавающей точкой), на которое надо отступить от начала оригинального видео, а DURATION - это длительность нового видео в секундах.
Часто бывает, что на видео сложно разобрать номер машины без увеличения и нужно вырезать какой-то кадр. Для этой цели я написал скрипт на python, который выложил на github.
video-crop.py /path/to/video hour:minute:seconds
При вызове откроется окошко, где нужно мышкой выделить область интереса и нажать клавишу Esc. Скрипт сохранит выделенную область в файл в текущей директории.
Что дальше?
Дальше нужно составить текст обращения и сохранить его в файл, так как он вам ещё понадобится. Вообще советую для каждого обращения делать отдельную директорию на компьютере, где сохранять все материалы, относящиеся к данному случаю. Пример текста
1 января 2025 года в 12 часов 11 минут, в районе перекрёстка по адресу [АДРЕС], легковой автомобиль марки [МАРКА] [ЦВЕТ] цвета, государственный номер [НОМЕР], в нарушение статьи 12.15 КоАП РФ совершил обгон по трамвайным путям встречного направления. Прошу принять меры в отношении водителя данного транспортного средства.
Возможность использования комбинаций клавиш "Ctrl-C" и "Ctrl-V" на сайте отключена, поэтому после составления обращения на компьютере вам придётся перенабирать его вручную на их странице. Далее указываем всё, что им нужно (ФИО, телефон, электронную почту), прикладываем фото и видео, и отправляем обращение. На вашу почту должно придти уведомление, что ваше обращение принято с ссылкой на отслеживание. Через несколько дней вам также придёт письмо, что ваше обращение зарегистрировано, и ещё через несколько дней придёт приглашение лично явиться для дачи показаний. Возможно, что в указанную в письме дату вы не можете явиться и вы захотите связаться с ГИБДД, чтобы они дали вам возможность приехать в другое время. Сотрудники ГИБДД максимально заинтересованы в том, чтобы помочь вам в этом, поэтому в письме будут указаны email, на который нельзя ничего написать, и телефон, по которому вы не сможете связаться с автором приглашения. Поэтому если время оказалось неудобным и вы не явились, то через несколько дней вы снова получите письмо с уведомлением о том, что ваше дело закрыли в связи с неявкой. Помните, что они приложили все усилия, чтобы придти вам на помощь, а если что-то пошло не так, то виновата система! Если вы всё же попадёте к ним на свидание, вам снова понадобится текст вашего обращения, так как заявление должно быть написано от руки, поэтому советую взять текст заявления с собой. Кроме того вам нужно будет ещё раз предоставить видео- и фото-материалы (видимо те, что вы отправили, к этому времени успевают потеряться), причём есть вероятность, что вас попросят принести их на CD или DVD диске. У меня как-то переписали файлы с флэшки, но было и так, что флэшку они в свой компьютер вставлять отказываются. Поэтому чтобы не ездить к ним дважды, советую записать сразу диск. Если вы дошли до этого пункта, значит вы сделали наши дороги чище от неадекватов. О результатах рассмотрения вашего заявления вам не сообщат, потому что вы свидетель, а не пострадавший (ваши моральные страдания не в счёт).
Доносы это плохо
Если вы так думаете, то посмотрите на такси на фото.

Водитель решил подождать пассажиров прямо перед сплошной линией разметки. Если вы захотите его объехать с пересечением сплошной и это попадёт на камеру, вам прилетит штраф в 1500 рублей. Он мог остановиться хотя бы за 3 метра, чтобы оставить пространство для объезда, но не сделал этого. Почему? Да насрать ему на ваши проблемы. Почему тогда вы должны беспокоиться о нём?
Или вот ещё пример.

Отморозок за рулём смотрит себе между ног (видимо там он держит свой смартфон, где читает сообщения в чате) и при этом на скорости порядка 80 км/ч маневрирует между полосами.
Вы правда считаете, что эти люди должны быть на дороге?
Автор: herase