Искусство доносов под Linux или как бесплатно делать за ГИБДД их работу

в 20:37, , рубрики: linux

Когда я сажусь за руль машины, мне вспоминается монолог из фильма "Судья Дредд": "Город трясёт, он задыхается, рушится под собственным весом. Улицы смертельно опасны. И лишь одна сила борется за порядок в этом хаосе." Это, несомненно, про Москву. Видели доставщиков ВкусВилла на электровелосипедах, которые, как немецкие мессершмиты, несутся по встречке в лобовую атаку на вашу машину? А мигрантов за рулём тяжёлых грузовиков, которые на скорости 80 км/час начинают гонки с перестроением в тоннеле? Красный свет светофора, кстати, доставщики на электровелосипедах вообще игнорируют. Но у нас хуже, чем в фильме, потому что силы, которая борется за порядок в этом хаосе, у нас нет. Та самая ГАИ/ГИБДД не делает ровным счётом ничего. Да, я регулярно вижу, как они устраивают какие-то проверки на дорогах, но ни разу не видел, чтобы машина ДПС хоть что-то сделала, когда у них перед носом кто-то нарушает ПДД.

Поэтому я предлагаю стать той самой силой, которая хоть немного наведёт порядок на дорогах. Я знаю только один действительно работающий способ: это форма обращения в ГИБДД на сайте госавтоинспекция.рф. И если вы вдруг решите написать донос на нарушителя ПДД, я расскажу вам, как сделать максимально эффективно.

На что снимать

Я долго думал, на что снимать, и в конце концов решил, что самое оптимальное - это не видеорегистратор, а смартфон. Например, подержанный "Huawei Honor 20 Pro" можно купить на авито за 6-8 тысяч рублей. Это телефон c весьма приличной камерой, снимает с частотой 60 кадров в секунду. Ночью и в тоннелях автоматическая настройка скорее всего выставит вам параметры съёмки так, что номер машины будет засвечен, а автофокус может подстроиться под грязь на стекле автомобиля. Поэтому очень важно, чтобы в телефоне была возможность ручной настройки без установки сторонних приложений. На упомянутом телефоне это делается в настройках камеры в режиме PRO. Выбираем MF (manual focus) и выставляем на бесконечность. С выдержкой и ISO вам скорее всего придётся поиграться. Смысл в том, что выдержка должна быть маленькая, чтобы не размывались движущиеся машины (я обычно ставлю S = 1/320 секунды). В последнюю очередь мы выставляем ISO, которое нужно подогнать по выбранную выдержку и освещение. При дневном свете ISO нужно выставить на минимум (у меня это 50), а ночью увеличить так, чтобы номера были видны, но не замыливались шумом (у меня от 1600 до 3200). При этом сами машины могут оказаться достаточно тёмными, но хорошая видимость номеров у нас в приоритете!

Принципы хорошей охоты

Cнимать лучше всего "денежные нарушения": чем больше сумма, тем сильнее воспитательный эффект. К таким относятся

  1. Пересечение сплошной линии разметки, особенно двойной (статья 12.16 КоАП, штраф 5000 рублей).

  2. Выезд на трамвайные пути встречного направления, не важно отделены они сплошной линией или нет (статья 12.15 КоАП, штраф 5000 рублей).

  3. Выезд на трамвайные пути попутного направления, которые отделены от дороги сплошной линией разметки (статья 12.15 КоАП, штраф 5000 рублей).

  4. Остановка или парковка там, где есть сплошная линия разметки (КоАП РФ Статья 12.19, в Москве и Питере штраф 3000 рублей), например перед пешеходными переходами. Уверен, вы знаете этот тип людей: чтобы сходить в магазин, они останавливаются так, что для проезда мимо вам приходится пересекать сплошную линию, попадая под опасность штрафа, если рядом висит камера.

  5. Парковка на тротуаре (в Москве 3000 рублей).

Охотиться надо там, где вы часто ездите и поэтому знаете "рыбные" места. Это конечно же тоннели, где есть сплошная линия разметки, это всякие посещаемые учреждения, где таксисты любят вставать для погрузки и выгрузки. Особенно жирное место - это дороги, где трамвайные пути совмещены с автодорогой. Люди, купившие права, обычно не знают, что обгонять трамвай нельзя.

Кроме того важно, чтобы место правонарушения было недалеко от работы или дома, потому что потом вас вызовут для дачи показаний и вы, наверное, не захотите ехать в соседнюю область.

Как только вы начнёте охотиться, вы перестанете спешить, пытаться успеть проскочить светофор на жёлтый свет. Пусть спешат те, кто будет вас обгонять, ведь они должны попасть в объектив вашей камеры. Едете в пробке в тоннеле? Оставьте достаточно места перед собой, и какой-нибудь безмозглый обязательно туда залезет!

Я вот раньше на дороге очень нервничал. Иногда какое-нибудь чудо встанет под сплошную линию и ждёт пассажиров. Ты выходишь из машины и начинаешь высказывать ему, что ты о нём думаешь, и из какого аэропорта ему надо вылететь на родину. А сейчас стал спокойный как слон. Пристроишься сзади, включишь камеру и весело напеваешь какую-нибудь песенку, представляя, во сколько ему обойдётся его поведение.

Как обрабатывать видео

Камера смартфона снимает без сжатия, поэтому минутное видео у меня занимает порядка 100 мегабайт. Сайт ГАИ 100 мегабайт не сожрёт, поэтому нужно вырезать нужный кусок и ужать его. Возможно, вы умеете делать это на своём смартфоне, но я предпочитаю использовать компьютер. Под linux имеется прекрасная утилита ffmpeg. Для того, чтобы сжать весь ролик целиком вызываем

ffmpeg -i /path/to/input/video -c:a copy -c:v libx264 -crf 30 -preset medium /path/to/output/video

Этот вызов копирует аудиодорожку, а для видео использует кодек x264. Если вы хотите убрать аудио дорожку (вдруг вы нецензурно выражаетесь в момент съёмки), то тогда нужно вызвать

ffmpeg -i /path/to/input/video -an -c:v libx264 -crf 30 -preset medium /path/to/output/video

Что если нужно вырезать часть видео? Для этого используем вызов

ffmpeg -i /path/to/input/video -ss START_TIME -t DURATION -c:a copy -c:v libx264 -crf 30 -preset medium /path/to/output/video

где START_TIME это число секунд (можно с плавающей точкой), на которое надо отступить от начала оригинального видео, а DURATION - это длительность нового видео в секундах.

Часто бывает, что на видео сложно разобрать номер машины без увеличения и нужно вырезать какой-то кадр. Для этой цели я написал скрипт на python, который выложил на github.

video-crop.py /path/to/video hour:minute:seconds

При вызове откроется окошко, где нужно мышкой выделить область интереса и нажать клавишу Esc. Скрипт сохранит выделенную область в файл в текущей директории.

Что дальше?

Дальше нужно составить текст обращения и сохранить его в файл, так как он вам ещё понадобится. Вообще советую для каждого обращения делать отдельную директорию на компьютере, где сохранять все материалы, относящиеся к данному случаю. Пример текста

1 января 2025 года в 12 часов 11 минут, в районе перекрёстка по адресу [АДРЕС], легковой автомобиль марки [МАРКА] [ЦВЕТ] цвета, государственный номер [НОМЕР], в нарушение статьи 12.15 КоАП РФ совершил обгон по трамвайным путям встречного направления. Прошу принять меры в отношении водителя данного транспортного средства.

Возможность использования комбинаций клавиш "Ctrl-C" и "Ctrl-V" на сайте отключена, поэтому после составления обращения на компьютере вам придётся перенабирать его вручную на их странице. Далее указываем всё, что им нужно (ФИО, телефон, электронную почту), прикладываем фото и видео, и отправляем обращение. На вашу почту должно придти уведомление, что ваше обращение принято с ссылкой на отслеживание. Через несколько дней вам также придёт письмо, что ваше обращение зарегистрировано, и ещё через несколько дней придёт приглашение лично явиться для дачи показаний. Возможно, что в указанную в письме дату вы не можете явиться и вы захотите связаться с ГИБДД, чтобы они дали вам возможность приехать в другое время. Сотрудники ГИБДД максимально заинтересованы в том, чтобы помочь вам в этом, поэтому в письме будут указаны email, на который нельзя ничего написать, и телефон, по которому вы не сможете связаться с автором приглашения. Поэтому если время оказалось неудобным и вы не явились, то через несколько дней вы снова получите письмо с уведомлением о том, что ваше дело закрыли в связи с неявкой. Помните, что они приложили все усилия, чтобы придти вам на помощь, а если что-то пошло не так, то виновата система! Если вы всё же попадёте к ним на свидание, вам снова понадобится текст вашего обращения, так как заявление должно быть написано от руки, поэтому советую взять текст заявления с собой. Кроме того вам нужно будет ещё раз предоставить видео- и фото-материалы (видимо те, что вы отправили, к этому времени успевают потеряться), причём есть вероятность, что вас попросят принести их на CD или DVD диске. У меня как-то переписали файлы с флэшки, но было и так, что флэшку они в свой компьютер вставлять отказываются. Поэтому чтобы не ездить к ним дважды, советую записать сразу диск. Если вы дошли до этого пункта, значит вы сделали наши дороги чище от неадекватов. О результатах рассмотрения вашего заявления вам не сообщат, потому что вы свидетель, а не пострадавший (ваши моральные страдания не в счёт).

Доносы это плохо

Если вы так думаете, то посмотрите на такси на фото.

Искусство доносов под Linux или как бесплатно делать за ГИБДД их работу - 1

Водитель решил подождать пассажиров прямо перед сплошной линией разметки. Если вы захотите его объехать с пересечением сплошной и это попадёт на камеру, вам прилетит штраф в 1500 рублей. Он мог остановиться хотя бы за 3 метра, чтобы оставить пространство для объезда, но не сделал этого. Почему? Да насрать ему на ваши проблемы. Почему тогда вы должны беспокоиться о нём?

Или вот ещё пример.

Искусство доносов под Linux или как бесплатно делать за ГИБДД их работу - 2

Отморозок за рулём смотрит себе между ног (видимо там он держит свой смартфон, где читает сообщения в чате) и при этом на скорости порядка 80 км/ч маневрирует между полосами.

Вы правда считаете, что эти люди должны быть на дороге?

Автор: herase

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js