В понедельник HashCoins, в блоге которой вы читаете эту новость, анонсировала сервис учёта транспортных средств и их комплектующих, построенный на блокчейне Emercoin. Проект уже презентован правительству одной из балтийских стран и ведутся переговоры с двумя мировыми автогигантами.
Специально разработанная компьютерная симуляция демонстрирует, как будет выглядеть автовладелец, машина которого занесена в автоблокчейн
Вкратце, на автоблокчейне можно хранить записи и историю любых транспортных средств — от мотоциклов и автомобилей до лодок и самолётов, а также их комплектующих, включая моторы и дорогие электронные компоненты, историю смены их владельцев, страховых случаев и т.д. — лишая смысла практически любые махинации с ними от угона до «ни разу не битая, мамой клянусь» на авторынке.
Кому это нужно
Есть целый ряд организаций, которым будет интересен автоблокчейн:
- государственные структуры, занимающиеся учётом автомобилей (в России это ГИБДД),
- страховые компании,
- автопроизводители и автосервисы,
- компании с большим штатом автомобилей (таксопарки, курьерские службы, торговые сети),
- производители любой движимой техники, вплоть до тракторов, моторов и самолётов, которые подлежат тому или иному способу учёта.
Скажем, мопеды с двигателями объёмом менее 50 кубов в России учитывать не требутся. А всему, у чего есть паспорт или техкнижка, может пригодиться учёт в блокчейне. В Европе и особенно США, например, актуальна тема легкомоторных самолётов, а в Норвегии очень популярен речной транспорт — и очень часто угоняются легкомоторные катера. Их тоже порой угоняют, перебивают номера или просто скручивают километраж и т.д. — в общем, для них актуально всё, что касается автомобилей. Скажем, страховщики могут вносить в автоблокчейн данные о любых страховых случаях.
Как это будет работать
Чем больше организаций адаптируют автоблокчейн в своей деятельности, тем эффективнее будут его результаты.Теоретически, условный «крупный немецкий автопроизводитель» может раз и навсегда решить проблему с угонами автомобилей и даже разборкой на компоненты, просто однажды внедрив блокчейн, в который будут записываться все новые выпускаемые, например, с 2018 года автомобили в блокчейн, включая данные моторов, хэш-коды с ПЗУ устройств автомобильной электроники — и так далее, и тому подобное. Можно сказать, это станет аналогом технологии Find my phone для смартфона.
Поэтому трюк с угнанным автомобилем, по перебитым номерам зарегистрированным где-нибудь на Северном Кавказе, уже не прокатит — или прокатит с совсем уж беспечными покупателями. Или теми, кто покупает угнанный автомобиль под заказ — но и в этом смысла много не будет, потому что первая же попытка страховой, автосервиса или того же ГАИ сверить данные об угнанной машине с автоблокчейном, спалит «самозванца» с перебитыми номерами по полной. Любой добросовестный покупатель сможет сделать то же самое, воспользовавшись поиском прямо на авторынке, в автосалоне или даже в переписке с продавцом на «Авито», просто попросив его кинуть ссылку на страницу записи об автомобиле в блокчейне.
При этом если ГИБДД просто обеспечит защиту от махинаций со своими базами данных, перенеся информацию в блокчейн, то другие заинтересованные организации смогут хранить в нём дополнительно важную для них информацию: например, по водителям, пробегу — вплоть до учёта всех ТО и замены фирменных наклеек на кузове.
Монетизация
Единственный платной услугой в автоблокчейне является создание новой записи там, которая стоит до 0,3 emc (8 центов) и меньше. Эта плата устанавливается алгоритмически и нужна только для защиты сети Emer от спама. Зарабатывать HashCoins и Emercoin планируют на внедрении автоблокчейна.
- Для крупных заказчиков, таких как автопроизводители, будет смысл обучать их собственных сотрудников, чтобы они сами в дальнейшем централизованно интегрировали автоблокчейн в свои процессы.
- Для более мелких компаний, которым свой штат блокчейн-разработчиков ни к чему или не по карману, будут создаваться решения под ключ и, скорее всего, появятся какие-то готовые коробочные или SaaS-решения.
«Автопроизводители вышли на нас сами»
Помимо заинтересовавшихся государственных структур, HashCoins и «Эмеркоин» уже представили свой автоблокчейн двум очень крупным мировым автопроизводителям. Причём самое любопытное тут то, что в обоих случаях это произошло по инициативе самих автогигантов, представители которых вышли на Emercoin, заинтересовавшись проектами компании ещё по предыдущим анонсам — например, об интеграции с часовым заводом «Ракета».
Новая экосистема
Открытость блокчейна, тотальность и универсальность хранимых там данных, даст простор для творчества по интерпретации и применению их — могут появиться десятки стартапов, которые будут применять и расширять big data, хранимую в автоблокчейне, способами, которые мы сейчас и не можем представить. Может быть, у вас есть идеи?
Автор: HashFlare